Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену ФИЛОСОФИЯ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

То, что мокрое и течет вниз, создает  соленое; то, что горит и поднимается  вверх, создает горькое; то, что поддается  сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое".

К специфике древнекитайской философии  следует отнести и ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые ею проекты идеального общества были в действительности не чем иным, как идеализацией глубокой древности, "золотого века" совершенномудрых правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.

Для китайской древней философии  характерна также тесная связь с  мифологией, мифами. Отличительной  же особенностью последних был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них  богов и духов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда - Поднебесная. Сыном неба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали как высшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.

В связи с мифологией следует  сказать и об отношении древней (и последующей) китайской философии  к религии. Это отношение не похоже на то, что было в греко-римском мире и особенно в средневековой Европе, где философия довольствовалась - разумеется, вынужденно - ролью прислужницы теологии. Религия здесь проходила тест на философское обоснование, чтобы быть принятой обществом. Даже более того, сама философия могла превращаться в религию. Вот конфуцианство. Это и философия, и, как канонизированное учение, - религия.

К особенностям древнекитайской философии  необходимо причислить также слабую разработку вопросов логики, равно как и сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности.

Расцвет древнекитайской философии  приходится на VI-III вв. до н. э., которые по праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездие имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань Фэйцзы. Мы остановимся только на первых двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных, репрезентативных, для всей древнекитайской философии.

  1. Особенности и основные школы античной философии.

Особенным многообразием школ и  направлений характеризуется на протяжении своего тысячелетнего развития древнегреческая философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). В ее многообразных формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих  колониях на малоазиатском побережье  Средиземноморья — Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и основал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру. Так, они начинают применять ножницы для стрижки овец, мельницы, приводимые в действие руками, давильный пресс и т. п.

Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром  развитии научно-теоретического мышления греков. Следует отметить, что первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. В своих философских учениях они еще не проводили существенных различий между материальным и идеальным, природу и общество объясняли стихийно материалистически. Основу всего многообразия вещей и явлений они пытались найти в некоей первоматерии, отождествляя ее с чувственно-воспринимаемыми видами и состояниями материи: Фалес — с водой, Анаксимен — с воздухом, Гераклит — с огнем и т. д. Только Анаксимандр первоматерией считал нечто, лишенное чувственной определенности, беспредельное — апейрон. На основе своего понимания апейрона как первоосновы всех вещей и предметов действительности он выдвигает идею о бесконечности мироздания, о бесконечности миров во Вселенной, которые закономерно возникают и гибнут.

Опираясь на строго рациональный метод  анализа действительности, Анаксимандр, так же как и Фалес, в своих  натурфилософских системах закладывал зачатки современной астрономии, физики и, разумеется, философии. А нарисованная им две с половиной тысячи лет назад картина космоса, хотя и изменилась за это время в деталях, в сущности своей „вполне согласуется с научными взглядами космогонии XX в. Саму жизнь и дух первые греческие философы расшатывали как проявления материи, как особые сочетания материальных первоначал.

Диалектика первых греческих философов-материалистов  получила яркое выражение у Гераклита (520-460 гг. до н. э.), который полагал, что  вечное движение первоматерии („все втечет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляются через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, заявил он, ибо вода в ней меняется. Кратил абсолютизировал эту изменяемость, утверждая, что и один раз войти в одну и ту же реку невозможно.

В отличие от ионийцев Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и  бесконечным субстратом Вселенной. Числа, еще не отделяемые пифагорейцами  от вещей, выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразия вещей и явлений („где нет числа и меры, там хаос и химеры"). Число как субстанция стоит у них где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции греческой философии оказывается между ионийскими натурфилософами и Платоном; в его философии уже намечаются предпосылки идеализма.

В VI — начале V в. до н. э. в другой греческой колонии на юге Италии — в г. Элее сформировалась философская  школа Ксенофана, Парменида и Зенона, появление которой можно рассматривать как реакцию на материализм и диалектику ионийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире („Ахиллес и черепаха", „Летящая стрела" и др.). В противоположность Кратилу, который игнорировал момент устойчивости, он абсолютизировал эту устойчивость.

Проблемы логического доказательства были в центре внимания наиболее известных  софистов — Протагора (V в. до н. э.) | и Горгия (V-IV вв. до н. э.). Они были самыми способными ораторами и популяризаторами знаний, им впервые стали платить гонорары за обучение. Протагору принадлежит известное изречение „Человек есть мера всех вещей", которое становится стержнем гуманистических воззрений.

Завоевательные походы персов на рубеже VI—V вв. до н. э. привели к упадку экономической  и культурной жизни в малоазиатских  колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира. На основе развития рабовладельческого способа производства в Афинах принимает острые формы классовая и сословная борьба, получившая яркое выражение в конфликте между рабовладельческой демократией и аристократией.

В V-IV вв. до н. э. в Афинах, а в III-II вв. до н. э. в Александрии (городе, основанном Александром Македонским в Египте) греческая наука получила дальнейшее развитие. В астрономии были установлены  факты шарообразности (Аристотель) и вращения Земли вокруг своей оси (Гераклид Понтийский) Аристарх Самосский (IV-III вв. до н. э.) создает новую космологическую картину мира, расположив Солнце в центре Вселенной, а Землю представив обращающейся вокруг него. Пытаясь на основе наблюдений определить расстояние между небесными телами, он пришел к заключению, что Солнце отстоит от Земли в 19 раз дальше, чем Луна. Этот вывод в течение двадцати столетий оставался общепризнанным, а метод расчета греческого ученого можно назвать началом современной астрономии.

Сделанные Архимедом открытия в  механике сохраняют свое значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий  географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько  десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).

Велики заслуги древних греков в развитии математики. Б. Рассел писал, что „искусство математического доказательства почти целиком греческого происхождения. Наиболее выдающийся математик античности Евклид, живший в Александрии в IV - III вв., в труде „Начала" дал грандиозное обобщение достижении древнегреческое математики. „Начала" Евклида стали наиболее читаемой книгой (после Библии). Её логическое построение повлияло на научное мышление, пожалуй, больше, чем какое бы то ни было другое произведение.

Расцвет древнегреческой науки  находил соответствующее выражение  в философских обобщениях античных мыслителей. Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.

Философ Анаксагор (ок. 500 - 428 гг. до н. э.), считавший первоначалом всего сущего мельчайшие, невидимые глазом, бесконечно делимые частицы (гомеомерии) и ум (нус) как движущую силу всего сущего, стремился объяснить все природные процессы естественными причинами. Для него все небесные тела — Солнце, Луна и звезды представлялись раскаленными камнями. Анаксагор сумел правильно объяснить лунные и солнечные затмения.

Наиболее глубокое выражение философский  материализм получает в учении  Демокрита (V - IV вв. до н. э.), основавшего свою школу в Афинах, Эпикура (IV - III вв. до н. э.) и их продолжателя — древнеримского философа Лукреция Кара (I в. до н. э.). Как реакция на материализм сложился объективный идеализм Платона (V - IV вв. до н. э.). С тех пор спор между сторонниками материализма и идеализма, „линий Демокрита и Платона" проходит через всю историю научно-теоретического и философского знания.

Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обосновал выдвинутую еще Левкиппом идею об атомах как  мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоит все существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки, хотя зачастую грешили весьма упрощенным пониманием души человека (по Демокриту, она состоит из круглых и мелких атомов).

В атомистическом учении Эпикура в  отличие от учения Демокрита движение атомов объясняется немеханической внешней необходимостью. Эпикур высказывает  идею о внутреннем самодвижении атомов, об их самопроизвольном отклонении в процессе движения. Он пытается усмотреть в этом основание свободы воли человека.

Оценивая значение атомистических идей древнегреческих мыслителей для  нашего времени, выдающийся физик XX в. В. Гейзенберг отмечал, что попытки создания единой теории элементарных частиц в современной атомной физике вновь поднимают проблему, над которой бились античные мыслители: является ли первоматерия одной из известных субстанций или она нечто отличное от них.

Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы. Более того, согласно этой широко распространенной точке зрения именно через антропологические и нравственно-политические категории они сумели достичь значительных успехов в познании природы, сформулировав концепцию естественного порядка и закона, рассматривая структуру природного космоса по аналогии с космосом человеческим. И это особенно отчетливо выражено у Платона и Аристотеля.

К концу V - началу IV в. до н. э. в силу целого ряда причин наступает кризис афинской демократии, что вызвало  к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. Отражением этих процессов явилась философия Сократа (V - IV вв. до н. э.), который впервые ввел термины „идея", „идеальное", поставил человека в центр философских исканий. Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм явился важнейшим источником возникновения христианства. У Платона идеи составляют основу изменчивых вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущностей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику понятий.

Гегель в „Феноменологии духа" назвал его диалог „Парменид" величайшим образцом древней диалектики. Диалектика Платона была, конечно, идеалистической, а в теории познания он недооценивал роль ощущений в познавательном процессе и обосновывал концепцию, согласно которой познание представляет собой воспоминание человеческой души о мире идей, в котором она ранее пребывала. В своем учении о государстве Платон делит общество на рабов, воинов и философов, считая наиболее совершенным государство, в котором господствует умственная элита.

Ученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) — самый энциклопедический  ум древности. Он подверг критике  платоновскую теорию идей („Платон  мне друг, но истина дороже"), хотя и не был до конца последователен. Как исследователь-натуралист Аристотель не может не признать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущения, от факта, от вещи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"