Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".
Признавая за материальным миром вещей свойство быть в вечном движении, Аристотель связывает его с богом как формой всех форм, как основным перводвигателем. Именно бог сообщает круговые движения всем небесным сферам, к которым прикреплены звезды и центр которых совпадает с центром Земли. В отличие от движения в подлунном мире, где вещи возникают, разрушаются и исчезают, движение небесного мира и мира звездных сфер — вечно, неизменно и нерушимо. В дальнейшем (II в. до н. э.) знаменитый астроном древности Птолемей при обосновании геоцентрической системы Вселенной будет опираться именно на эти положения Аристотеля, критикуя и отвергая идеи Аристарха Самосского.
Подчеркивая роль души в человеке („человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель не мыслит его вне общества, государства; человек, по нему, как существо политическое, общественное вне государства уподобляется либо животному, либо божеству.
Платоновско-аристотелевское
Как гениальный натуралист и мыслитель древности, Аристотель впервые и наиболее глубоко в античной философии проанализировал формы мышления, заложил основы формальной логики.
Заслугой античных мыслителей является вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, об удовольствии и страдании как синонимах добра и зла, в чем глубоко отражается гуманистическая направленность древнегреческой философии.
Древнегреческие философы были цельными, убежденными людьми. За свои убеждения они часто платили жизнью. Так, например, Зенон откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану Дионисию, после чего был брошен в ступу истолчен в ней (по утверждению Диогена Лаэртского). Гераклит и Эмпедокл отказались от царского сана, чтобы всецело посвятить себя философии. Демокрит в конце своей жизни ослепил себя, чтобы ничто не отвлекало его oт занятий философией.
В связи с разложением
С момента своего возникновения
античная философия стремится выявить
единую основу этого мира, т.е. увидеть
в многообразии существования единичных
вещей некоторое единство, единую основу
их существования. Причем, определяющей
установкой для такого поиска является
положение, сформулированное Гераклитом:
"этот космос, один и тот же для всех,
не создал никто из людей, но он всегда
был, есть и будет…". Занимаясь количественной
и качественной определенностью бытия,
выявляя первооснову всего сущего, философы
древности не могли не поставить вопрос
и об истинности или достоверности их
знания, об источнике и средствах получения
такого знания.
Первые философы и первая философская
школа в истории европейской философии
происходят из города Милета, где с конца
7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес (ок. 625-547
гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до
н.э.) и Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.). Для
этих философов характерно то, что в качестве
первоначала, первоосновы для всего они
берут одну из стихий природы, из которой
все образуется и, в которую все возвращается.
Фалес в качестве такой первоосновы берет
воду, Анаксимен – воздух, а Анаксимандр
берет в качестве первоосновы уже не какое-то
конкретное вещество, но говорит о некотором
первовеществе, которое несводимо к какому-либо
конкретному качеству и в этом смысле
неопределенное и беспредельное, называя
его апейрон. Рассматриваемые ими стихии
не порождают богов и не порождаются богами,
но сами являются причиной для себя и для
других стихий. И хотя авторы этих учений
еще не доказывают своих утверждений,
они их декларируют и это явное указание
на мифологичность их построений – это
уже не мифотворчество. Единое первоначало
можно было искать только интеллектуально,
т.е. единую первооснову мира можно было
найти как бы по ту сторону ощущений, вне
сферы чувственного опыта, чувственно
воспринимаемого мира и тем самым это
уже не миф и не мифотворчество. Данный
факт с необходимостью формирует представление
о том, что человек обладает двумя возможностями
познания (или средствами): чувственное
восприятие и разум, умозрение, причем,
знание (истина) возможно только посредством
разума, посредством умозрения. И уже на
самой ранней стадии развития греческой
философии производится различие между
знанием и мнением. Мнение (докса) – это
то, к чему приводит чувственное восприятие,
направленное на этот многообразный меняющийся
мир, а знание (эпистема) – это то, к чему
приводит разум, обращенный к первооснове,
к первопричинам, к единству бытия.
Одним из первых философов, указавших
на различие чувственного и рационального
познания, был Гераклит (ок. 540-480 гг. до
н.э.). Но Гераклит более всего примечателен
тем, что высказал ряд идей, предвосхитивших
диалектику Гегеля. Гегель писал: "Необходимый
шаг вперед, сделанный Гераклитом, заключается
в том, что он перешел от бытия, как первой
непосредственной мысли, к становлению,
как второй мысли; это – первое конкретное,
абсолютное как единство противоположностей
в нем самом", и продолжает далее, "нет
ни одного положения Гераклита, которого
я не принял в свою "Логику". Широко
известны высказывания Гераклита о том,
что все течет и все изменяется.
Парменид (род. ок. 540 г. до н.э.) жил и учил
в городе Элея и являлся одним из ведущих
философов элейской школы. Как и его предшественники,
он ставит вопрос о едином бытии и множестве
существующих вещей, но превосходит их
всех в том, что ставит уже вопрос о соотношении
бытия и мышления, причем, единственно
достоверным источником познания истины
у него однозначно выступает разум.
Вершиной натурфилософских изысканий
античной философии является атомистическая
концепция, разработанная Левкиппом (ок.500-440
гг. до н.э.) и Демокритом (ок. 460-370 гг. до
н.э.). О жизни и сочинениях Левкиппа мало
что известно и различить, что принадлежит
в учениях об атомах ему, а что Демокриту
весьма сложно. Но оставим эти трудности
для специалистов. Чаще всего атомистическая
концепция излагается в связи с именем
Демокрита.
Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Материальное бытие
создается Творцом-демиургом
Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые он открывает для себя мир.
Самопознание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа.
Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.
Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники).
Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения.
Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей.
Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.
Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.
Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».
Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.
Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.
Значительное место в
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.
Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
Раннее средневековье
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая
религия в Греции и Риме) было сильно влияние
философия неоплатонизма, враждебного
христианству.(Нехристианские философские
школы были закрыты по декрету императора
Юстиана в 529г.) При этом одни христианские
идеологи склонялись к отрицанию, другие
к использованию учений ф. Идеалистов
древности. Так возникла литература апологетов(защитников)
христианства, а за ней возникает патристика–сочинения
отцов церкви, писателей, заложивших основы
философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались
к императорам, преследовавшим христианство.
Они стремились доказать, что христианство
поднимает такие вопросы, которые ставила
и предшествующая греческая философия
, но дает более совершенное их разрешение.
Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена,
2в.)- сущ. непримиримое разногласие между
религией, божественным откровением, священным
писанием и чел. мудростью. Не создав ф.
систем апологеты, однако , наметили круг
вопросов, кот. стали основными для хр.
ф.(о боге, о сотворении мира, о природе
человека и его целях). Апологетика использует
логические доводы, обращенные к разуму,
для доказательства бытия бога, бессмертия
души. разбирает доводы, обращенные против
религии и отдельных догматов. Противоречие
в том, что будучи рациональной по форме,
апологетика иррациональна по содержанию,
т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости
разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная философия космоцентрична, философия
средневековья–теоцентрична(
Основные принципы средневековой философии
(отражают принципы средневекового мышления):
1. Принцип абсолютной личности — наиболее
фундаментальная идея философского значения.
2. Теоцентризм — принцип, согласно которому
Бог является центром, фокусом средневековых
философских и религиозныхпредставлений;
конкретизирует принцип абсолютной личности.
3. Монотеизм — Бог един, а не множествен.
В отличие от античных богов христианский
Бог един и уникален.
4. Креационизм — учение о сотворении мира
Богом из ничего. Тем самым дается новый
ответ на уже в античности поставленный
вопрос о том, как из единого рождается
множественное.
5. Символизм — понимание земного как инобытия,
мира Бога.
6. Средневековый антропоцентризм: человек
— не просто микрокосмос, а созданное
Богом привилегированное существо, повелитель
всего созданного для него. Главная проблема
философии (и религии) — не Космос, а человек.
Человек обладает не двумя измерениями,
а именно телом и душой, как считали гении
античности, а тремя. К первым двум добавляется
"дух" (духовность) — причастность
к божественному посредством веры. Высочайшая
добродетель — не разум, не интеллект,
а добрая воля, повиновение заповедям
Бога. Вслед за Богом человек причастен
к добру. Суть человека — вера, надежда,
любовь, "но любовь из них больше"
(апостол Павел). Быть человеком — значит
жить по этическим правилам, изложенным
Христом в Нагорной проповеди.
7. Общество как "Град земной", как
символ и подготовка к "Граду Божего".
8. Средневековая герменевтика — искусство
интерпретации текстов.
9. Концепция линейного времени и множественности
времен. Идея историзма.
10. Истолкование природы универсалий.(общих
философских понятий)
Этапы развития средневековой
философии:
1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность
Боэция–первого схоласта)
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций,
Эриуген, П.Абеяр)
3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт
Великий, Фома Аквинский)