Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Как подчеркивал
Гегель, не только результат
Существуют различные типы
классификации методов, в совокупности
образующих методологию, которая понимается
и как система принципов и способов организации
и построения теоретической и практической
деятельности, и как учение об этой системе.
Остановимся лишь на
одном, но важном, разделении всех методов
на две большие группы - на методы эмпирические
и теоретические. Эмпирические методы
не вытекают из сущности объекта, а поэтому
содержат в себе много субъективных моментов.
Но они таковы только в том случае, если
не входят как необходимый момент в сферу
действия системы методов теоретических,
которые построены на единстве предмета
и метода. Поскольку теоретические методы
выступают способом организации субъектом
своей деятельности в соответствии с сущностью
предмета, то эмпирические методы, вовлеченные
в сферу действия теории, получают внутри
нее направленность и объективность.
Познание начинается
с наблюдения. Наблюдение -
это метод направленного отражения характеристик
предмета, позволяющий составить определенное
представление о наблюдаемом явлении.
В блок процедур наблюдения входят описание,
измерение, сравнение.
Эксперимент -
это более эффективный метод, отличающийся
от наблюдения тем, что исследователь
с помощью эксперимента активно воздействует
на предмет путем создания искусственных
условий, необходимых для выявления ранее
неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан
на создании модели, которая является
заместителем реального объекта в силу
определенного сходства с ним. Главная
функция моделирования, если брать его
в самом широком понимании, состоит в материализации,
опредмечивании идеального. Построение
и исследование модели равнозначно исследованию
и построению моделируемого объекта, с
той лишь разницей, что второе совершается
материально, а первое - идеально, не затрагивая
самого моделируемого объекта. Из этого
вытекает вторая важная функция модели
в научном познании - модель выступает
программой действия по предстоящему
построению, сооружению моделируемого
объекта.
Анализ и синтез.
Эмпирический анализ - это просто разложение
целого на его составные, более простые
элементарные части. Синтез - это, наоборот,
- соединение компонентов сложного явления.
Теоретический анализ предусматривает
выделение в объекте основного и существенного,
незаметного эмпирическому зрению. Аналитический
метод при этом включает в себя результаты
абстрагирования, упрощения, формализации.
Теоретический синтез - это расширяющее
знание, конструирующее нечто новое, выходящее
за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция.
Индукция может быть определена как метод
перехода от знания отдельных фактов к
знанию общего. Дедукция - это метод перехода
от знания общих закономерностей к частному
их проявлению. Теоретическая индукция
и основанная на ней дедукция отличаются
от эмпирических индукции и дедукции тем,
что они основаны не на поисках абстрактно-общего,
одинакового в разных предметах и фактах
("Все лебеди - белы"), а на поисках
конкретно-всеобщего, на поисках закона
существования и развития исследуемой
системы.
Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877)[1]. В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.
Основные идеи:
-В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
-Техника — это путь к новым горизонтам бытия.
-Любой здравомыслящий человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. Специалисты смогут даже назвать конкретные примеры устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но это лишь материальная сторона технического знания.
-Технические дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний:
--донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;
-зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.
-классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].
-современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования,технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.
Соотношение философии науки и философии техники
Существует несколько соотношений науки и техники: