Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми
6.Особенности и основные школы античной философии
Античная философия – это
последовательно развивавшаяся философская
мысль, которая охватывает период свыше
тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть
до VI в. н. э. Характерные черты античной
философии:1) античная философия синкретична – характерным
для нее является большая слитность, нерасчлененность
важнейших проблем, чем для более поздних
видов философии; 2) античная философия космоцентрична – она охватывает
весь Космос вместе с миром человека; 3) античная.
Античная философия многопроблемна, она
исследует разные проблемы: натурфилософские;
онтологические; гносеологические;
Античная ф-ия прошла несколько этапов.1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию ф-ой мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.
Уникальность античной философии состоит в том, что она представляет первую в истории человечества попытку рационального постижения мира, рационалистического подхода к действительности
Для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе. Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии и психологии к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).
Основные школы: Милетская школа: Фалес( Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям:1. Все произошло из воды.2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.3. Все в мире одушевлено (или "полно богов") Анаксимандр(был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.
1. Источником всего сущего Анаксимандр считал не воду, а некое вечное и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)).
2. Возникновение мира - борьба
и обособление
3. Живые существа зародились
во влажном иле, покрывавшем Землю.
Нек-ые животные вышли из воды на сушу.
4. Возникновение и развитие мира - периодически
повторяющийся процесс: через определенные
промежутки времени мир снова поглощается
апейроном. ) Анаксимен(Все вещи происходят из воздуха(разрежение,
сгущение). Пифагорейцы, Пифаго
1ая и важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.
2ая важнейшая идея - идея
безостановочной изменчивости
2ое фундаментальное понятие в ф-ии Гераклита - это понятие огня как первоосновы всего сущего("этот космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий").
Гераклитовская ф-ия резко критиковалась элеатами(г. Элей). Основателем школы считают Ксенофана. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий). Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего
9. Общая характеристика и основные этапы средневековой философии
Средневековая
философия включает почти
10.философия эпохи возрождения
Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые
объединяла антицерковная и антисхоластическая
направленность, устремлённость к человеку,
вера в его великий физический и духовный
потенциал,жизнеутверждающий и оптимистический
характер.К характерным чертам философии
эпохи Возрождения относятся: антропоцентризм
и гуманизм – преобладание интереса к
человеку, вера в его безграничные возможности
и достоинство; оппозиционность к Церкви
и церковной идеологии (то есть отрицание
организации, сделавшей себя посредником
между Богом и верующими, а также догматической
философии – схоластики); перемещение
основного интереса от формы идеи к её
содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое
понимание окружающего мира (шарообразности
Земли, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности
Вселенной, новые анатомические знания
и т.д.); большой интерес к социальным проблемам,
обществу и государству; торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального
равенства. В эпоху Возрождения не отказались
от идеи бога, но переосмысление теистического
миропонимания переходит в пантеизм (2
направления: мистический (
11. Учения о методе Бэкона и Декарта.
Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт-своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению.
12.
13. Субъективный идеализм Беркли и Юма. Показали принципиальные ограничения человеческого разума. До Беркли и Юма человек познавал окружающий мир. Скептики рассуждали о достоверности знания. Человеческое познание ограничено из-за структуры самого познания. Беркли и Юм эмпирико-сенсуалисты - знание из чувств. Они все свели к вторичным качествам, нет соответствия между нашими образами и реальными объектами.
Беркли был против деления качеств. Можно лишь оперировать идеями, имеющимися в сознании. Продолжил линию номинализма, воюет с абстракциями высокого уровня. Объекты - агрегаты их качеств, а о самих объектах ничего нельзя говорить. Существует лишь то, что воспринимается. Существовать для объекта - это значит быть комплексом наших ощущений. Беркли решил доказать существование Бога по-другому. Я могу воспринимать и не воспринимать объект, но объект всегда существует, так как его воспринимает Бог. Беркли уважает внутренний опыт и в нем не сомневается. Беркли был против абстракций, связанных с философией материалистов, против независимости существования материи, пространства, времени, движения, человека вообще от чувств человека.
Юм пошел дальше чем Беркли. Он структурирует опыт восприятия ощущений. Могут быть впечатления, а могут быть идеи. Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; у прошлого и настоящего разная красочность. Оперирует внеидеями и идеями.
Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании.
Данное течение мировой философии возникло
во Франции в XVIII веке – на волне глубоких
процессов освобождения разума населения
страны от власти религии и церкви. Философия
французского просвещения отличается
центральной темой - критикой церкви и
религии, а также верой в разум и критикой
сенсуализма в познании, механицизма и
детерминизма в антропологии, верой в
прогресс человечества, новыми этическими
нормами..Во французском Просвещении выделяют
2осн. группы: "старших" просветителей
(Монтескье, Вольтер, также Кондильяк)
и "младших" (Ламетри, Дидро, Гельвеции,
Гольбах)."Старшие" просветители
заложили основы критики абсолютизма
и церкви, стимулировали поиск нового
мир-ия.направления французской ф-и: деизм(
существование Бога)-Вольтер,Руссо,Кондильяк.
ф-я Руссо: он выдвинул идею гражданской религии( его догматы - 1. справедливое божество,2. бессмертие души, 3 загробная жизнь,4.вера в счастье добрых людей.
ф-я Ламетри: сторонник атеизма, знание об окружаещем мире основываются на чувствах человека.Каждый рождается злым, а добродетель это приобретённое.
ф-яь Дидро: большинство рождаются добрыми, но в зависимости от об-ва формируются в добрых или злых.
15. Философия И. Канта.
Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга). Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.
Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Чел-к, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир "вещей в себе". В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (док-ть отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно.
Заслугой И. Канта явл-ся то, что он 1ым в ф-ии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
За основу систему принимает абсолю - “абсолютную логическу идею”,которая является фактом познаваемости истины.. “Феноменология духа” - работа, в которой он отображает эту систему. Природа сама по себе не существует, а существует идея (сложная логическая конструкция)
Гегелевская система делится
на несколько частей:
-наука логика.
-философия природы.
-философия духа.
Сущ. абсолютная идея, которая хочет себя
познать, по средствам отчуждения. и пройдя
через все 3 части системы можно познать
истину ( не только абсолютную но и относительную).
Тезис порождает антитезис что приводит
к синтезу, который далее порождает антитезис
для себя.