Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Ф-ой системе гегелевского идеализма
присущи нек-ые особенности. Во-1ых, пантеизм. Божественная
мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает
весь мир, составляя сущность каждой, даже
самой малой вещи. Во-2ых, панлогизм. Объективное
божественное мышление строго логично.
В-3их, диалектика. Разрабатыва
Фейербах Людвиг — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.
Традиции классической ф-ии защищали и развивали марксизм. Следуя им, веря в науку и об-ный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
Ф-ия К. Маркса отражает переходный хар-р развития ф-ии в XIXв. Она явл-ся составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию “научного социализма”. Это во многом определило специфику ф-ой теории марксизма.
Сущ-ет 3 группы основных идей ф-ии Маркса:
1.соединение материализма и диалектики;2. диалектико-материалистическое понимание истории; 3. новое понимание соц. роли ф-ии. Гл. положение диал-ого понимания истории – об-ое бытие определяет об-ое сознание. Об-ое сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его об-ое бытие. Об-ое бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:
1) Об-ое произв-во материальных и духовных благ; 2) материальное условие непосредственного сущ-ия чел-ка, не связанное с производством (быт, семья); 3) Процесс взаимодействия об-ва и природы, хар-р природных условий, хар-р взаимодействия природы и об-ва.
Заслугой К. Маркса явл-ся разработка новой формы материализма. Он развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития -законов диал-ки. Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIXв.
Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.
Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: "1ый позитивизм" - 40- 70-е годы XIX в, "2ой позитивизм", или махизм — 70-г XIXв - начало XXв, "3ий позитивизм", или неопозитивизм - 20-50-е годы XXв В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма возникает постпозитивизм Гл. черта - критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания.
Экзистенциализм – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России, после войны – в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции.
Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов и даже не высочайшие ценности и идеалы общечел-кой морали, а уникальное бытие отдельного чел-ка, его экзистенция - непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, к-ая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью.
Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии. Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
21.
Философия России XVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
1.период зарождения
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
1)философию эпохи петровских реформ;
2)материалистическую
Наиболее крупным среди русских философов конца XVII в. был Александр Николаевич Радищев.Он вошел в историю как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Единство материальной и духовной натуры.Мозг орудие позновательной деятельности. 4 формы бытия: первичный хаос, земная природа, человек и человечество, вселенная.
виды разума: теоретический, исполнительный, общественный.Будучи естествоиспытателем Ломоносов внес большой вклад в развитие науки и пропаганду натурф-ии. Основой природных явлений ученый считал материю. Она понимается им как элементы и группы элементов - корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей - суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, Ломоносов формулирует закон сохранения материи. Ему присущ деизм, согласно к-му Бог — главный «архитектор» мироздания.
23.
Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты. Бог - это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания. Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно становится и развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принципа всеединства. Жизнь - это вечное творческое становление, движение к многообразию и единству всего со всем. Это особый вид религиозной ф-и, в центре к-рой учение об Абсолюте как "всеединстве". Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает "другое" - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир - это несовершенное бытие. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через чел-во, в к-ром сохраняется "вечная душа мира". Чел-во, таким образом, это богочеловечество.
Философия всеединства - главное, если не единственное из возникших в России оригинальных философских течений. К нему принадлежали наиболее крупные из русских философов. Замыкающим в их славном ряду суждено было оказаться Л.П.Карсавину (1882-1952).. Он превращает ее в философию личности. Назначение человека, считает Л.П.Карсавин, в устремлении к Богу и соединению с ним, приобщение к полноте Божественного бытия, а это значит в становлении истинной личности.
25.
Бытие (существование) — одна из исходных категорий для научного мышления которая трактуется по разному в разное время.Для материалистов— «бытие» —материальный мир, с которым человечество имеет познание и практику.«Бытие» у Гегеля — бытие мирового разума.Религиозное мировоззрение— «бытие Божее».Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира использовалось понятие «материи».В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о «кирпичиках» и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до XX века.Для материи указывались конкретные характеристики: существование массы, непроницаемость, т.е. предполагалось, что существуют не только неделимые «кирпичики мироздания», но и определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.Такая трактовка пережила кризис научной революции начала XX века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.В этот период распространился другой поджод к трактовке материи. Он существует еще с XVIII века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно — объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания («материя — данная реальность через ощущения»).Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов, способную проявлять себя во взаимодействии.Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях вза им оп ре вращаются друг в друга.Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующий объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.Реальное движение материально, так как это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, так как нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объекг одновременно и «прибывает» и « изменяется». Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика «бытия».На протяжении XX века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся как построенный: