Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных
взглядов на мир и место человека в нем,
на отношение людей к окружающей их действительности
и самим себе, а также обусловленные этими
взглядами их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение,
в котором отражаются представления здравого
смысла, традиционные взгляды о мире и
человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное
с признанием сверхъестественного мирового
начала;
• философское мировоззрение, в котором
обобщается опыт духовного и практического
освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры
философии вырабатывает новые мировоззренческие
ориентации. Носитель мировоззрения —
личность и социальная группа, воспринимающие
действительность сквозь призму определенной
системы взглядов. Имеет огромный практический
смысл, влияя на нормы поведения, жизненные
стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие
окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение
окружающего мира в идеальных образах
(адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная
деятельность, направленная на выявление
сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая
форма (раньше религии), но сейчас миф тоже
играет немаловажную роль. Современный
миф является регулятором поведения людей,
их взаимоотношений. В мифе закреплены
нравственные и эстетические ценности
человека.
Мифы бывают:
• Идеологические
• Социально-политические
• Художественные
Миф активно используется как манипулятор
общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные
силы. У нее следующие функции:
• Мировоззренческая – помогает строить
систему поведения, норм и т.д.
• Регулятивная – это регулятор взаимодействия
людей
• Компенсаторная – компенсирует отсутствие
или недостаточность знаний
• Консолидирующая – служит объединению
людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман),
культ неодушевленных предметов — фетишей,
наделенных, по представлениям верующих,
сверхъестественными свойствами. Был
распространен у всех первобытных народов.
Сохранившиеся черты — вера в амулеты,
обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух),
вера в существование душ и духов, обязательный
элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов
первобытного общества, связанных с представлением
о родстве между группами людей (обычно
родами) и т. н. тотемами — видами животных
и растений (реже явлениями природы и неодушевленными
предметами); каждый род носил имя своего
тотема. Его нельзя было убивать и употреблять
в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство),
обряды, связанные с верой в сверхъестественную
способность человека (колдуна, мага) воздействовать
на людей и явления природы. Магия возникла
в первобытном обществе и стала элементом
обрядов.
все эти формы существовали еще до появления
политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась
оседлость и необходимость общественного
разделения труда, оформление отношения
господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются
монархические государства (на небе один
Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
• Иудаизм (7 в. до н.э.)
• Буддизм (5 в. до н.э.)
• Христианство (1 в. до н.э.)
• Ислам (7 в. н.э.)
Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играет важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению: представить ее, например, как теоретическую форму мировоззрения, или как способ его обоснования, или как его теоретическое ядро. Хотя такую позицию разделяют далеко не все философы, она имеет основания и широко распространена в обществе.
Вместе с тем ясно, что мировоззрение людей начинает складываться в процессе их непосредственной жизнедеятельности и общении между собой. Исторически на формирование мировоззрения людей огромное влияние оказывали мифология и религия, искусство и развитие научных знаний. В индивидуальном развитии личности мировоззрение формируется поначалу на дотеоретическом уровне - в ходе освоения родного языка, духовной культуры, приобретения жизненного опыта. Мировоззренческий выбор человека - это прежде всего его духовно-практический выбор. Философия может способствовать осознанности этого выбора, упрочению его, предоставляя к использованию в этих целях выработанный в ней достаточно развитый язык, на котором мировоззренческие проблемы обстоятельно обсуждались и обсуждаются, а также получают свое обоснование. Поэтому можно сказать, что разработанное и теоретически обоснованное мировоззрение, как правило, складывается при участии философии. Нужда в обращении к философии, к ее языку и методам отвечает, таким образом, потребности в осознании и обосновании мировоззренческого выбора с помощью доводов разума. Она приобретает особо властный характер в тех случаях, когда мировоззренческие позиции утрачивают цельность и непосредственную достоверность, когда возникают напряжения и рассогласования в жизни общества и человека, становятся очевидными конфликты в культурных системах и социальных институтах.
Сказанное не следует понимать так, что философия предлагает человеку уже готовое мировоззрение. Реальная картина такова, что и здесь требуется выбор, поскольку в самой философии существует целый спектр мировоззренческих позиций. С самого зарождения философии в ней существовал мировоззренческий плюрализм - разнообразие направлений и школ, которые вели между собой спор по принципиальным вопросам понимания природы, человека и его сознания. Но все эти позиции - материалистическая или идеалистическая, рационалистическая или иррационалистическая и т.п. - представлены в философии в достаточно целостных, продуманных и отточенных в длительных философских дискуссиях формах. Но даже обращаясь к тем или иным философским концепциям, используя их при решении мировоззренческих проблем, приходится вносить в эти концепции большие или меньшие изменения, адаптируя, приспосабливая их к существу новых задач. Поэтому такого рода деятельность включает в себя творческий импульс, возникающий на пересечении стремления к конкретности и действенности мировоззрения и неизбежной абстрактности мировоззренческих построений философии.
Развитие философского мировоззрения в историческом плане соотносилось с последовательной сменой доминирующих общекультурных типов мировоззрения - мифологического, религиозного и рационально-научного. Конечно, это нельзя понимать так, что один из этих типов полностью вытесняет другие. И в современной культуре функционирует множество мифологических по своей сути представлений, а религиозное и научное мировоззрение вполне могут сосуществовать друг с другом, поскольку они выполняют разные функции в человеческой жизни. Вместе с тем факт доминирования того или иного типа не подлежит сомнению. Так, наше время отмечено определяющим значением рационально-научного мировоззрения.
Каким же образом философии удается способствовать преодолению фрагментарности человеческих знаний и достигать неких целостных представлений о мире? Во-первых, в философско-теоретическом мировоззрении осуществляется, как правило, синтез онтологических и познавательных принципов, а также ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек. Во-вторых, в философии центральная мировоззренческая проблема - отношение "мир-человек" - рассматривается в предельно общем виде, что позволяет под различными "образами мира" выявлять еще более общие - категориальные - системы и основания. Остановимся в качестве иллюстрации к сказанному на краткой характеристике материализма, идеализма и дуализма, представляющих собой группу конфликтующих между собой философских мировоззрений.
3. Предмет, структура и функции
философии раскрываются через ее структуру.
Философия – форма деятельности человека
направленная на осмысление основных
проблем его бытия. Предмет изучения –
мир в целом, человек, общество, принципы
и законы мировоздания и мышления. Роль
философии определяется прежде всего
тем, что она выступает в качестве теоретической
основы мировоззрения, а также тем, что
она решает проблему познаваемости мира,
наконец, вопросы ориентации человека
в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Структура философии:
1)Онтология- изучает проблемы бытия
2)Гносеология -о познании, методы познания.
3)логика- учение о законах и принципах
мышления
4)Этика – учение о нравственности, морали
5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном,
о законах и принципах красоты. 6)Соц.философия-
изучает общество, его структуру, закономерности
развития.
7)Философ.антропология- учение о человечестве
8) философия науки – учение о науке;
9) философия техники;
10) аксиология – учение о ценностях.
Функции:
1) мировоззренческая - с помощью философии
у человека формируется мировоззрение.
2)Теоретико-познавательная - философия
познает мир, вырабатывает новые знания.
3) Ценностно-ориентационная - философия
анализирует ценности и ориентирует человека
на них.
4) Интегративная - философия соединяет
все знания и опыт, накопленные человеком
в единую картину мира.
5) Критическая - критически анализирует
происходящие явления в чем-то.
6)Прогностическая.
7) аксиологическая – соц., нравственные,
эстетические ценности.
8)методологическая – применение определенных
методов, позволяющих получить определенные
знания. Методы(Метод - это способ построения
и обоснования системы научного знания,
совокупность приемов и ср-в практ-ого
и теор-ого освоения дейст-ти), с помощью
к-ых ф-ия изучает свой предмет, сводятся
к ср-ам получения знания. ? о методе ф-ого
познания - это и ? о самой возможности
решать ф-ие проблемы научно.
Проблема метода ф-ого познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных ф-их проблем.
4.Основной вопрос философии и две его стороны
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)
Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
5. .Общая характеристика философии Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай).
Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.
Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
– в проблеме мира и его познания;
– в проблеме взаимодействия человека и природы;
– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
– прекрасного и безобразного;– добра и зла;– справедливости и несправедливости;– дружбы, товарищества;– любви и ненависти;
– счастья, наслаждения и страдания.
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
– как некая «помеха» душе;
– как некое субстанционное начало.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь ф-ии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты(веда - знание). Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии.
С момента своего возникновения Китайская отличалась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китайские духовные традиции.
Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естественном законе(дао) и др.