Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.Пересмотр этой картины мира потребовал уточнения или изменения традиционных философских категорий, в которых отражены общие связи.
28. Категория бытия в философии |
Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению. |
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием. |
«Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование. |
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания. |
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. |
Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции. |
Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. |
Можно выделить следующие основные формы бытия: |
|
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению. |
Монистические и плюралистические
концепции бытия, само-организация бытия
Философские теории,
утверждающие внутреннее единство мира,
называются монистическими (от греч. mónos
– один, единственный). Таких теорий в
философии большинство. Однако история
философии знает и иные, дуалистические
(от лат. dualis – двойственный) и плюралистические
(от лат. pluralis – множественный) концепции.
Элементы дуализма
присущи философским системам Декарта
и Канта. Согласно Декарту, между мирами
материи и духа нет ничего общего, каждый
из них существует независимо от другого.
У Канта мир феноменов человеческого сознания
противостоит миру «вещей в себе», о которых
ничего нельзя знать.
К числу плюралистических
концепций можно, с некоторыми оговорками,
отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных
идеальных элементах бытия, в каждом из
которых отражается вся Вселенная. Монады
абсолютно индивидуальны и лишены всякой
реальной связи друг с другом – как выразился
Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая
замкнута в самой себе.
Последовательно плюралистическую
теорию построил в прошлом веке английский
логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал
мир как множество независимых друг от
друга «атомарных фактов», каждый из которых
в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории
поначалу усматривали единство мира в
каком-либо первичном и простейшем веществе,
из которого состоят все вещи (вода, огонь,
атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной
мироздания чаще считался всеобщий закон
бытия, связывающий все вещи в единое целое
– в универсум. Этот закон у разных философов
именовался Логосом, Абсолютной Идеей,
Богом, Природой, материей, а иной раз и
просто субстанцией (у Спинозы).
29. Материя, движение,
пространство и время
Материя не сущ-ет вне движения. Движение
– универсальный способ её сущ-ния. В мире
не может быть движения без материи, как
и материи без движения. Движение в ф-фии
понимается как изменение вообще. Под
движением понимают не только механич.
передвижения, но и любое взаимодействие,
изменение состояния объекта в результате
взаимодействия. Структурность материи
предполагает взаимодействие её уровней
и подсистем, что приводит к изменению
состояний и св-в объектов. Движение явл-ся
абсолютным. Покой относителен. Он как
относительно устойчивое состояние объекта
явл-ся моментом движения. Различают 2
типа движения: 1) движение с сохранением
качества объекта, обеспечивает устойчивость
объекта (движ-е электронов в структуре
атомов). 2) движение с изменением качества
объекта означает распад и возникновение
новых матер-х систем (вода->лёд->пар).
Процессы связанные с появлением новых
качественных состояний характеризуются
термином развития (развитие или регресс).
Любому материальному объекту свойственен
опред. тип движения. При его прекращении
объект перестаёт сущ-ть. Классификацию
форм движения предложил впервые Энгельс.
Он выделил формы движ-я: механическая,
физическая, химическая, биологическая,
социальная. Основанием данной класс-ции
явл-ся выделения осн-х структурных уровней
материи: неживая природа, живая природа,
общ-во. Нежив. природе присуще физическое
и химическое движение. Живой природе
– биологическое. Общ-ву – социальная
форма движения. Механич. движение первоначально
рассматривалось как самая простая форма
движения. Но совр. научн. данные существенно
меняют это представление с учётом открытия
процесса в структуре вещ-ва. Сегодня полагают
неправильным упрощённое сведение сложных
форм дв-я к простым (маханицизм). Сегодня
открыта новая форма дв-я на уровне микромира
– превращение элементарных вещ-в. На
уровне мегамира – галактические взаимодействия.
Высшие формы дв-я обладают качественной
спецификой и не сводимой к низшим формам.
Таким образом: 1) движение не отделимо
от мат-го носителя материя находится
в непрерывном движении, т.е. движение
универсальный способ сущ-ния материи;
2) источник движ-я в самой материи, обусловлен
её структурным многообразием; 3) дв-е объективно,
как объективны сами матер-ные объекты.
Движение происходит во времени и в пространстве.
Философская категория пространства выражает
структурную организацию мира, протяжённость
и конфигурацию матер. объектов, их границы
по отношению к среде и др. объектам. Св-ва
пространства: 1) обратимость (дв-е в любом
направлении и возможность возвращ. в
исходн. точку.); 2) трехмерность; 3) континуальность
(непрерывность); 4) объективность. Ф-фская
категория время выражает универс. порядок
необратимых изменений во всех формах
движения материй. Продолжительность
сущ-ния вещей и процессов, последовательность
смены их качественных состояний. Св-ва
времени: одномерность, необратимость,
объективность. Общими св-вами пространства
и времени явл-ся: 1) объективный хар-р сущ-ния;
2) универсальный хар-р. Пространство и
время взаимосвязаны, и неотделимы от
материального носителя. Не сущ-ет пространства
или времени самих по себе. Единство пространства
и времени проявляется в движении материи.
В истории ф-фии сущ-ет различн. теории
относит. связи пространства и времени:
1) субстанциальная рассматривает пространство
и время как особые независимые сущности,
которые сущ-ют самост-но вне зависимости
от матер-х объектов и на ряду с ними, а
сами объекты как бы погружены во время
и пространство как в некую среду. 2) Реляционная
концепция развивалась в противовес с
субстанц. Представитель Лейбниц утверждал,
что пространство и время – не сущности,
а особое отношение между объектами и
процессами матер-го мира, и не сущ-ют вне
материи.
Современное научное знание свидетельствует
в пользу реляционного подхода. Благодаря
созданию теории относит-сти обосновано,
показано что пространство и время стороны
одного явления, а именно это формы сущ-ния
движущейся материи. На этом основании
введено понятие «пространственно-временного
континуума», где представление о реальности
включает 4 хар-стики (измерения): 3 пространственных,
а 4-ая – временная.
31. Диалектическая
и метафизическая концепция
Западе до сих пор под метафизикой понимают
учение о бытии (онтологию) или философию
в целом. У нас же долгое время под метафизикой
понималось учение о развитии, противоположное
диалектике.
Диалектика (греч.) - искусство вести беседу,
спор. Главным в споре считалось умение
подвести соперника под противоречие,
поэтому впоследствии диалектикой стали
называть сами противоречия. Гегель назвал
свою философию диалектикой, так как у
него структура изложения всех философских
проблем представляла собой разрешение
противоречия: сначала следовало утверждение,
затем опровержение и, наконец, синтез.
Диалектика и метафизика различно описывают
не только развитие, но и связи предметов
и явлений, возникающие и существующие
в развитии. Диалектика считает, что в
мире все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Метафизика либо отрицает связи, либо
считает их случайными, внешними.
Диалектика использует понятия, они называются
категориями. Это предельно общие понятия,
описывающие развитие и связи, например:
сущность и явление, содержание и форма,
причина и следствие, случайность и необходимость
и т.д.
Установленные связи между категориями
называются законами диалектики. Все законы
и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.
a) Принцип всеобщей связи раскрывается
категориями: общее и единичное, явление
и сущность, необходимость и случайность,
закон и др. Как они связаны между собой?
На протяжении всей истории философии
существовала проблема взаимосвязи общего
и единичного. Диалектика утверждает,
что общее существует через единичное,
а единичное содержит в себе общее. Явление
- это внешне наблюдаемые характеристики
предметов. Сущность - это внутренняя,
глубинная, устойчивая сторона предметов.
Они не совпадают друг с другом. Диалектика
их связи такова: сущность является, явление
есть проявление сущности.
Диалектика утверждает, что случай есть
проявление необходимости. То есть одно
и то же явление и случайно, и необходимо.
Мера необходимого в случайном есть вероятность
случая.
Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные,
необходимые, устойчивые связи.
б) Принцип детерминизма раскрывается
категориями: причина и следствие.
Действительную причину явлений установить
трудно, так как все явления взаимосвязаны.
Диалектика утверждает лишь то, что следствие
всегда имеет причину, что причина предшествует
следствию, что причина порождает следствие,
в отличие от повода, который является
случайной связью. Все связи, кроме причинной,
называются условиями.
в) Принцип развития раскрывается категориями:
содержание и форма, возможность и действительность
и др.
Согласно диалектике, развитие есть превращение
возможности в действительность. Всякое
действительное существовало раньше в
возможности, но не всякое возможное становится
действительным. Развитие есть изменение
содержания и смена формы. Содержание
определяет форму, но форма организует
содержание.
Кроме этих категорий принцип развития
раскрывается в сформулированных Гегелем
законах:
а) перехода количественных изменений
в качественные, б) единства и борьбы противоположностей,
в) отрицания отрицания.
Характер развития, то есть как оно происходит,
раскрывается в диалектике количественно-качественных
изменений. Развитие происходит в ходе
накопления количественных изменений,
которые достигают пределов меры, после
этого происходит скачок в развитии и
изменяется качество. Это качество содержалось
раньше в возможности, оно есть новая форма
для изменившегося содержания.
Этот закон требует рассматривать развитие
как единство количественных и качественных
изменений, он утверждает, что невозможно
бесконечное накопление количественных
изменений. Качество не меняется только
в пределах меры.
Сформулированный Гегелем закон единства
и борьбы противоположностей указывает
на источник развития. Таким источником
являются внутренние противоречия, которые
есть результат раздвоения единого на
противоположности и борьбы между ними.
Всякое развитие есть разрешение противоречия
и в то же время возникновения новых противоположностей,
нового противоречия.
Так как познание человека раскрывает
диалектику изучаемого объекта, то познание
тоже должно следовать этой диалектике.
То есть логика человека должна быть тождественна
диалектике объекта, она должна быть диалектической
логикой. В то же время эта диалектическая
логика является теорией познания, то
есть теорией, описывающей механизм познания.
Поэтому диалектика, логика и теория познания
составляют единство, это одно и то же.
Согласно диалектике, разрешение противоречия
ведет к смене качества, а значит, к отрицанию
предыдущего. Следовательно, отрицание
- это момент развития, выражающий связь
двух последовательных стадий (состояний)
развивающегося объекта. Но утверждение
последующей стадии происходит на базе
предыдущей, поэтому последующая стадия
сохраняет, удерживает некоторые существенные
элементы предыдущей.
Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и
мышления. Уже античная философия акцентировала
внимание на изменчивости всего существующего.Действительность
Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества (схоластике) диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.
В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н. Кузанскийи, Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро. В теории познания И. Сайг развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Г. В.Ф. Гегеля. Диалектика, по его мнению, - «движущая душа всякого научного развертывания мысли, представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Зрелое научное понимание диалектики создано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития и бытия, и познания, так как они тождественные по своему содержанию и отличаются только по форме.
Материалистическая диалектика не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено то, чем они станут.
Главной категорией материалистической диалектики является Противоречие. В учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития: к развитию путем перехода количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности, отрицанию исходного момента развития и отрицанию этого отрицания, повторению на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.
33.Закон и закономерность. Детерменизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм |
Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают. |
Закон — объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитвывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе. |
Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе. |
Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений. |
Любой закон — это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона. |
Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении. |
Таким образом, закон — это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их. |
34. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.