Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка

Описание работы

1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 120.07 Кб (Скачать файл)

 

5.Философия Древнего  Китая. Даосизм и Конфуцианство.

История китайской философии условно может быть разделена на три этапа.

1.Древняя философия (VII в. до н. э. - III в. н. э.). В это время в Китае происходит расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям: даосизм; конфуцианство; легизм; моизм; номиналисты; натурфилософы.

2.Средневековая  философия (III - XIX вв. н. э.).  Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма, создал свою, китаизированную версию - чанъ-буддизм. Именно чань-буддизм, неоконфуцианство и неодаосизм образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае.

3.Новая философия (с XIX в. по сей день). В XIX в. произошла мощная экспансия западных стран в Китай. Китай был поставлен перед необходимостью освоения чуждой ему культуры - христианства, европейской науки, литературы и т.д. Этот процесс еще не завершен.

Экономическим основанием древнекитайской цивилизации было, прежде всего, земледелие. Землей владела сельская община, она же и распределяла эту землю в соответствии с  «колодезной системой». Вся земля делилась на девять частей, по форме напоминавших квадрат, которые поступали в распоряжение отдельных семей или родовых кланов, из которых состояла община, а вот центральный, срединный надел земли считался общественным. Его обрабатывали совместно, и урожай с него поступал в качестве налога в государственную казну. Эта «квадратность» глубоко вошла в сознание древних китайцев, что и саму страну, Поднебесную, они представляли в виде квадрата, в центре которого должен находиться Император.

Такой уклад жизни обусловил сохранение и воспроизводство традиционного мировоззрения, направленного на сохранение исторически сложившихся нравов, мифов и шаманских верований родоплеменного общества, чертами были одушевление и оживотворение природы, культ предков и прошлого, боязнь каких-либо перемен и новшеств. Для китайского мировосприятия характерно также циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все, что некогда возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде.

Для китайского миросозерцания весьма важным является понятие центра, срединности, существование некой идеальной точки, равноудаленной от всех границ культурной ойкумены (пространство, заселенное людьми). Центр, середина находится в состоянии абсолютного покоя, движение же расходится из него концентрическими кругами. Чем дальше к периферии, тем энергичнее движение и превращения, тем беспокойнее существование.

Человек в Китае мыслился как временное состояние равновесности, гармонии космических сил. Это микрокосм, подчиняющийся Разумному Космическому Порядку.  Начинается философия в Китае как нескончаемый комментарий к «И-цзин» («Канону перемен»), созданному в глубокой древности.

Суть «И-цзин» состоит в утверждении «простой» мысли: все и вся находится в постоянном взаимопереходе, взаимопереливах, взаимопеременах. Был совершён важнейший мыслительный акт - разделение окружающей действительности на два противоположных начала. Сексуальное деление живой природы на мужское и женское — ЯН и ИНЬ.

Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество школ даосизма и конфуцианства.

Даосизм. Основателем даосизма был JIao-цзы.  Центральная проблема философии - соотношение бытия и небытия. Под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство.

В даосизме исторически впервые даны философские ответы на мифологические вопросы: откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания? Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой, даосы утверждали первичность небытия. JIao-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».

Даосы стремились к соединению двойственного понимания мира. С одной стороны, наши органы чувств и просто здравый смысл требуют воспринимать окружающую реальность как состоящую из множества раздельных между собой предметов. Мир как «тьма вещей». С другой стороны, мир — это единство, целостность, постигаемая лишь в мышлении, разумом. Все связано со всем. Мироздание с точки зрения даосов, во-первых, имеет единый источник происхождения: все и вся произошло или сотворено из единого материала-первосущности; во-вторых, имеет в своей основе единую первичную субстанцию: все возникает из всего и во все уходит; в-третьих, подчинено действию одних и тех же закономерностей.

Дэ - это состояние мира, разделенного на «тьму вещей», конкретизация, проявление Дао в вещах и человеческом существовании. При этом Дэ несет на себе еще одну очень важную смысловую нагрузку: Дэ - это добродетель, благодать, культура.

Главными нормами поведения человека даосы объявляли следование естественности и недеяние. В самом деле, если в Космосе разлита добродетель, а Природа благоухает благодатью, то все, что требуется от человека, - не разрушить уже данной, существующей гармонии, не навредить своим вмешательством. Любое человеческое действие, выпадающее из разряда «естественного следования природе», будет исполнено демонизма и зла. Познание Дао возможно лишь для тех, кто провозгласил принципом своей жизни слияние с Дао через следование и подражание Дао. Дао не имеет никаких желаний, оно свободно от страстей. Общественным идеалом для даосов было родоплеменное общество, когда люди жили малочисленными общинами. Таким людям практически не нужен правитель, поэтому главными качествами царя должны быть бесстрастие и недеяние.

Конфуцианство. Традиционное устройство общественной жизни в Древнем Китае включало в себя большую и мощную чиновничью аристократию. В ситуации феодальных распрей и междоусобиц реальная политическая власть сосредоточилась в руках чиновников.  Конфуций - и по рождению, и по духу своего творчества принадлежал к чиновничеству.

На вопрос: «Что значит жить добродетельно?» — Конфуций отвечает так: «Это означает жить в обществе и для общества». Конфуцианцев, в сущности, не интересует, что происходит с психикой, сознанием людей, так как они рассматривают человека лишь как исполнителя социальной функции. Конфуций ищет методы, которые бы позволили людям наилучшим образом выполнять эти функции: управляющим — управлять, а управляемым — хорошо управляться. Настоящее, с точки зрения Конфуция, безобразно, ибо произошел отход от идеалов и ценностей прошедшей эпохи. Выход один - вернуть прошлое в настоящее. А для этого нужно, прежде всего, разобраться с общеупотребимыми словами, вернуть им первоначальный, старинный смысл, т.е. произвести то, что Конфуцием было названо «исправлением имен». Конфуций предлагал регулировать взаимоотношения людей на основе правил поведения, принятых в эпоху Чжоу. Чжоуский этикет был очень сложным. Конфуций настаивал на возврате к древним правилам поведения, на распространении их не только в среде «служилых людей», но и простых смертных с помощью просвещения. Задача, которую поставил перед собой Конфуций, — привить народу добровольную почтительность, почти что любовь к начальствующим лицам, будь то сельский староста, сборщик налогов или владетельный ван.

 

 

 

 

 

 

 

6.Место философии  в античной культуре. Предпоссылки формирования философии в Древней Греции.

Возникновение философии в Древней Греции традиционно относят к VII — VI вв. до н. э.

1. Социально-экономические предпосылки. Начало I тыс. до н. э. характеризуется появлением железных орудий труда, отличающихся более высокой эффективностью использования. Следствием этого является рост общей производительности труда и появлении излишков продукции для обмена на рынке. Происходит, по выражению К. Маркса, становление товарного производства, которое получает мощный импульс с появлением в это время денежного обращения. Это приводит к разложению родового строя, основывающегося на родоплеменных связях и постепенному складыванию новых типов социальных структур, фундаментом которых являются принципы разделения труда и профессиональная организация общества. Теперь нет необходимости для обеспечения себя всем необходимым заниматься материальным производством; появляются люди, занимающиеся исключительно интеллектуальной деятельностью, и общество готово обеспечивать таких людей всем необходимым в обмен на их услуги.

2. Политические предпосылки. В Греции разложение родового строя, описанного в поэмах Гомера, сначала осуществлялось в направлении от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. Цари не имели абсолютной власти; они правили с участием совета старейшин и не могли безнаказанно нарушать обычаи. «Тирания» не означала непременно плохого управления, это было правление человека, чье притязание на власть не основывалось на принципе наследования. В VII - VI вв. до н. э. большое количество греческих городов-полисов освобождается от тиранов и устанавливает у себя тип политического управления, который получил название «рабовладельческая демократия». Греческая демократия предполагала наличие выборных органов управления, публичное обсуждение текущих проблем и принятие решений путем голосования граждан, а также соревновательный суд. Одной из особенностей философии является критичность, предполагающая постоянную полемику между учеными. Представляется, что философия могла зародиться только в условиях плюрализма и свободы слова, в противном случае развитие философии затруднительно, так как рано или поздно философия начинает оспаривать незыблемые ценности и принципы, лежащие в основе тиранического или деспотического типа правления.

3. Культурные предпосылки. Возникновению философии предшествовал ряд этапов культурного развития греческой цивилизации. На территории Греции происходит уникальное смешение различных религий, мифологий, складывается своеобразное мультикультурное пространство, представлявшее собой пеструю смесь культуры древней критской цивилизации и культур ахейских и дорических племен. Кроме того, греки активно заимствуют достижения египтян, вавилонян и персов.  Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» достаточно полно описывают социальную структуру и религию греческого общества периода разложения родового строя.

Другими важными культурными явлениями, оказавшими влияние на формирование философии, являются орфический и дионисийский культы. В основе дионисийской религии лежит поклонение богу Дионису, впоследствии ставшему богом вина. Поклонение Дионису проходило в форме употребления вина, неистовых плясок, что стало называться вакханалиями по другому имени Диониса - Вакх. Служителями бога Вакха, были вакханки. Во время вакханалий люди, участвовавшие в них, оказывались в состоянии экстаза и обнаруживали, что кроме тела у человека существует и душа, и что душа может существовать независимо от тела. Появляется концепция, согласно которой существование в земном теле объявляется неистинным и что тело есть могила души. Характерно отличие религий Зевса и Диониса: у Гомера мы читаем, что земная жизнь лучше и ценнее жизни загробной, что в Аиде обитают не души, а лишь тени; Орфей же утверждает обратное, что тело есть могила души и загробная жизнь является истинной и лучшей долей для человека. Целью жизни орфики считали освобождение души от тела, разделяя при этом точку зрения, что душа после смерти вновь воплощается в тело - человека или животного - согласно той жизни, которую человек вел до своей смерти. Посвящение в таинства Диониса имело целью избавление человека от бесконечного возвращения в тело, достижение вечной блаженной жизни в царстве мертвых.

4. Географические предпосылки. Материковая часть Греции является гористой страной, которая в значительной своей части бесплодна. Но зато там много плодородных долин, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных горами от удобных сухопутных коммуникаций между собой. В этих долинах и возникли небольшие самостоятельные общества, живущие земледелием, концентрирующиеся вокруг города и обычно расположенные вблизи моря. В таких условиях было естественным, что если скоро население того или иного общества становилось слишком большим по сравнению с его внутренними ресурсами, то те, кто не имел возможности жить на земле, вынуждены были заняться мореходством. Это приводило к тому, что основой греческой экономики стали торговля и ремесло.

Как следствие, греки начинают активно расселяться по берегам Средиземного моря, основывая города-колонии. Колонии не теряли связь с материнским городом и поддерживали с материковой Грецией постоянные торговые отношения. На новых землях колонисты активно вступают в контакты с местным населением, заимствуют множество культурных достижений.

Одним из главных приобретений греков стало заимствование у финикийцев письменности. Греки изменили алфавит так, чтобы он мог обслуживать их язык. При этом они сделали важные нововведения, добавив гласные, тогда как финикийский алфавит состоял из знаков, обозначающих одни согласные.

 

 

7. Космоцентрический характер античной натурфилософии. Милетская школа. Диалектика Гераклида Эфесского.

Первой философской школой Древней Греции считается Милетская школа. В состав данной школы входят три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес, по-видимому, был самым первым философом в Греции. Он относился к числу так называемых семи мудрецов, прославившихся тем или другим мудрым высказыванием. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия нашего мира, и утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия. Фалес поднимает также проблему взаимосвязи многообразных явлений и объектов мироздания: «Все из воды возникает и все в воду возвращается». Так возникает понятие эволюции, развития мира согласно определенным законам. Рассуждая, таким образом, Фалес показывает, что все в природе постижимо человеческим мышлением, так же как познаваема вода.

Другое положение Фалеса – «все полно богов». Душа – это двигательное начало. Она есть не только у живых, но и у вещей. И доказательство этого Фалес находил в том, что магнит притягивает к себе железо. Одушевлена вся Вселенная, так что промыслом Бога, по мнению Фалеса, совершаются прекраснейшие дела. Бог – это ум космоса, а космос прекраснее всего, ибо он творение Бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"