Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка
1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.
Другой представитель Милетской школы, ученик Фалеса, Анаксимандр. Анаксимандр также поставил вопрос о первоначале всего сущего, но, в отличие от Фалеса, назвал таким первоначалом апейрон. Анаксимандр считал, что если взять за основу одну из конкретных стихий, то в конце концов все остальные стихии перейдут в нее как в более совершенную субстанцию и многообразие мира будет под большим вопросом. Поэтому у него апейрон понимается не только как первоначало, но и как основной закон, согласно которому происходит развитие мира. Этот закон основан на принципе космической справедливости, постоянно восстанавливающей равновесие стихий.
Согласно Анаксимандру, существует вечное движение; в ходе этого движения произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, но в результате развития. И в животном царстве имела место эволюция. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию солнцем. Как и все другие животные, человек произошел от рыб.
Последним представителем Милетской школы стал Анаксимен. Анаксимен говорил, что главной субстанцией является воздух. Он утверждал, что воздух сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед. При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что согласно этой теории разные агрегатные состояния определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Он полагал, что Земля по форме подобна круглому столу и что воздух все объемлет. «Подобно тому, – говорит он, – как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Кажется, что мир дышит.
Не менее известным и загадочным философом Древней Греции является Гераклит из Эфеса. По некоторым данным, Гераклит имел благородное происхождение, был даже басилевсом, т.е. царем, однако отказался от царствования, передал его брату, а сам ушел в горы, где жил отшельником.
По Гераклиту, подлинное бытие не постоянно, а непрестанно изменяется. Все переходит из одного в другое, «все течет. Например: ночь переходит в день, жизнь переходит в смерть, болезнь переходит в здоровье и наоборот. Поскольку все вещи переходят друг в друга, то каждый раз одна и та же вещь является и не является самой собой. Поэтому вещи всегда содержат противоположности. Если день становится ночью, а ночь становится днем, то когда-то мы наблюдаем одновременно и день, и ночь. Источник развития мира – в его постоянном изменении, единстве и борьбе противоположностей: «все из одного, одно из всего». «Война, – говорит он, – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными».
Сам мир у Гераклита представлен образом Огня, пламя которого ни на секунду не замирает. «Космос один и тот же для всего существующего, не создан ни богом, ни человеком, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, возникающим согласно мере и согласно мере угасающим». Мера трактуется у Гераклита как всеобщий закон – Логос. Мир не вечен и через каждые 10 тыс. 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода – в землю. Таким образом, и Логос, управляющий миром и составляющий его начало, также имеет огневидную природу.
Из этого мы можем сделать важный вывод о том, что Гераклит является основателем диалектики – учении о всеобщей обусловленности мира и утверждающей, что сущностью мира является постоянное движение и развитие.
8.Древнегреческий атомизм. Демокрит и Эпикур.
Оригинальным направлением в развитии философии в Древней Греции стал атомизм. Атомизм также ставит вопрос о первоначалах и дает своеобразное решение данной проблемы. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит.
Главной идеей атомистов является положение о том, что все в мире состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Они движутся в пустоте, и их движение определяется исключительно механическими причинами. Демокрит исходил из следующего положения: поскольку движение и множественность вещей существуют, то, следовательно, существует небытие – пустота.
Демокрит утверждал, что существуют лишь атомы и пустота. О том, что атомы существуют, Демокрит судил на основании различных фактов. Во-первых, вещи могут сгущаться и разряжаться, т.е. между частичками вещества содержится некая пустота, которая позволяет атомам вещества приближаться друг к другу. Однако мы эти атомы не видим, потому что они чрезвычайно малы. Об их существовании нам говорит только разум. Другие аргументы Демокрита: ступени, по которым люди часто ходят, со временем стираются, от вещей исходят запахи, которые есть не что иное, как истекающие от них атомы и т.д. Атомы имеют ограниченную величину, поскольку бытие не может делиться до бесконечности.
Все атомы состоят из одного и того же материала. Но они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Поскольку разные атомы имеют разную форму, то некоторые из них могут легко соединяться вместе, а другие – с трудом. Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе». Это происходит в силу того, что иногда механические столкновения ведут к образованию скоплений, в которых атомы могут соединяться друг с другом. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга.
Движение атомов не зависит от божественного разума, все атомы движутся согласно механическим законам. Поэтому Демокрит – детерминист, утверждающий, что в мире нет места случайностям. У каждого события должна быть своя причина. Чаще всего, пишет Демокрит, люди указывают на случайность вследствие незнания действительной причинно-следственной связи. Говоря, что событие произошло случайно, люди, по Демокриту, просто указывают на свое собственное незнание.
Возникновение нашего мира Демокрит тоже объясняет исходя из движения атомов. Сами по себе атомы существуют вечно, но нынешнее многообразие мира отнюдь не вечно, и возникло оно в результате случайного движения атомов. Однако это движение не совсем случайно, потому что атомы сталкиваются друг с другом, и в этом столкновении проявляются некие закономерности. Вначале существовало только смешение атомов. Потом атомы стали соединяться друг с другом. Возникло вихревое движение, и атомы стали разбегаться и собираться друг с другом по принципу сходности, так же как животные собираются в стаи: волк бежит к волку, ворон – к ворону. Впоследствии образовались живые организмы: в земле стали появляться некие пузыри, вспучивания, они лопались и из них выходили в готовом виде различные организмы.
По Демокриту, смысл жизни состоит в достижении блага. Благо же иногда понимают как удовольствие. Тем неменее Демокрит не сводит его к удовольствию обычному, а говорит, что главное удовольствие человек получает от безмятежности, от отсутствия волнений в душе. Не надо гнаться за тленным, за земным, за мирскими благами. Не надо мечтать о том, что выше твоих сил. Следует стремиться к познанию вечных истин. Как указывает сам Демокрит, он предпочел бы открытие одной причинной связи всем царствам в мире. Настоящее мужество людей состоит в том, чтобы быть сильнее удовольствий, сильнее своих чувственных желаний и страстей.
Эпикур - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии. Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикура главной частью, но первые две части являются обоснованием этики. Согласно Эпикуру, все знание возникает из ощущений посредством восприятия предметов природы, к которым он также относил образы фантазии. Восприятия возникают в нас вследствие проникновения в нас "образов" вещей. Они по виду подобны твердым телам, но значительно превосходят их "по тонкости". Образы эти отделяются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли.
Если они входят в органы чувств, то дают настоящее чувственное восприятие, если же проникают в поры тела, то дают фантастическое восприятие. Понятия, или общие представления, образуются на основе единичных представлений. Как восприятие, так и общее представление всегда верно отражают окружающий мир. Поэтому они выступают критериями знания.
Для обоснования своей этики Эпикур привлекает атомистику Демокрита. Он исходит из трех сформулированных им предпосылок:
1) ничто не возникает из несуществующего и в него не переходит;
2) вселенная была всегда
именно такой, какова есть в
настоящее время и всегда
3) вселенная состоит из тел и пустоты.
Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.
Отличие физики Эпикура от физики
Демокрита также состоит в понимании движения
атомов. Демокрит утверждал, что движение
атомов в пустоте определяется внешней
механической необходимостью. Эпикур
же считал, что атомы свободно отклоняются
от прямолинейного движения.
При движении атомы самопроизвольно отклоняются
от прямолинейного движения и переходят
в криволинейное. В этом состоит оригинальный
вклад Эпикура в развитие атомистики.
Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру
для того, чтобы объяснить их столкновение
между собой.
Этим он объясняет свободу, которая присуща атомам: под действием тяжести атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции свободы человека.
Таким образом, этические воззрения Эпикура представляют собой разновидность утилитаристского толкования морали. Этому соответствует и понимание им справедливости, которое, по его мнению, тесно связано с договором. Эпикур в некоторой степени предваряет теорию общественного договора, развитую в последующей истории философии.
9.Элейская философия.
Одним из направлений в греческой философии, вступившей в полемику с Гераклитом, стала Элейская школа и ее основные представители Парменид и Зенон.
Парменид Элейский написал поэму «О природе», состоящую из двух частей - «Путь истины» и «Путь мнения». В «Пути истины» выделяются два основных положения Парменида. Первое: «То, что есть, - есть, то, чего нет, - нет». Единственное истинное бытие – бесконечное и неделимое Единое. Оно не является, как у Гераклита, единством противоположностей, поскольку никаких противоположностей нет. Например, Парменид думал, что «холод» означает только «не горячее», что «темное» означает только «не светлое». Единое понималось Парменидом как материальное и протяженное. Но Единое не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находится всюду.
Второе положение Парменида гласит: «Мыслить - то же, что быть», или в другой формулировке, философской: «Мыщление и бытие - одно и то же». Отсюда Парменид делает вывод, что изменение и движение являются логически невозможными. Как и для Гераклита, для Парменида исходным пунктом выступает логическое. Реконструировать его аргументы можно, по-видимому, следующим образом:
1.что существует - существует,
что не существует — не
2.что существует - может быть мыслимо, что не существует — не может быть мыслимо.
Если происходит изменение, движение, то прежнее состояние или качество предмета исчезают и заменяются новыми качествами или свойствами. Тогда следует предположить, что предыдущие качества или свойства исчезают, т.е. переходят в небытие. Но небытия не существует, значит, по Пармениду, бытие неподвижно, движения не существует. Однако здесь возникает дилемма: разум говорит, что изменение логически невозможно, чувства же свидетельствуют, что изменение существует. Парменид утверждает, что мы должны верить разуму. Разум прав, а чувства обманывают нас. Поэтому только разум, руководствующийся логикой, способен познать мир как он есть на самом деле. Мысль и бытие тождественны друг другу: мысль есть бытие, а бытие есть мышление.
Ученик Парменида Зенон пытался доказать справедливость положений своего учителя о бытии, показав, что противоположная точка зрения абсурдна. Он сформулировал логические парадоксы - апории, в которых доказывал, что множественности не существует, как не существует и движения.
Апории делятся на две группы. Первая группа — против множественности, вторая - против движения. Приводя пример апории против множественности вещей, Зенон говорит: допустим, что сущее множественно, т.е. состоит из частей. Если есть части, то мы можем делить сущее на еще более мелкие части, а те, в свою очередь, на еще более мелкие и т.д. Если мы можем делить их до бесконечности, то, в конце концов, получим, что сущее состоит из неделимых далее элементов. А если неделимый далее элемент умножить на бесконечность, то мы получим бесконечно большое тело, т.е. каждое тело получается бесконечным, что невозможно. А если, с другой стороны, мы будем делить не до каких-то определенных, не делимых далее вещей, не до атомов, а до бесконечности, то мы разложим все в небытие, а небытие не существует, как об этом говорит само это слово. Поэтому в любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Другой вариант апории. Если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует в третьем пространстве и так далее до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещи существуют в пространстве.
Однако наибольшую известность получили не апории против множественности вещей, а апории против движения. Всего этих апорий существует четыре, и каждая из них имеет свое название: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий».