Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка
1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.
4) делать «всеохватывающие
обзоры», не допускать никаких
пропусков в логических
Декарт был убежден, что вооруженный достоверными средствами мышления - интуицией— разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться «истинным», т.е. рационалистическим методом. Однако философ не отвергал значения опыта и индукции, отводя им второстепенную роль.
22.Проблема субстанции в философии Нового времени. Философский монизм, дуализм, плюрализм.
В философии Нового времени в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учении о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблема субстанции - это традиционная философская проблема поиска первоначала, основы мира. Только теперь, в философии Нового времени данная проблема решается с рационалистических позиций. Для философов этого периода важно в русле рационализма и под влиянием механистической картины мира рассмотреть проблему субстанции как некоего первоначала, выводимого с помощью логики и физики.
В философии этого периода появляются два подхода, к понятию «субстанция»: первый связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй - с гносеологическим осмыслением понятия субстанции, его необходимости для научного знания.
Основателем рационалистического направления в философии Нового времени является Декарт. В русле рационализма Декарт рассматривает и проблему субстанции. Он определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. По сути, под субстанцией Декарт подразумевал Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй аспект заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два pода субстанций - духовную и материальную. Обе существуют параллельно, независимо друг от друга.
Декарт полагал, что в человеке соединены две субстанции: человек есть соединение бездушного, бессмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой посредством шишковидной железы.
Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом Спинозой, который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа творящая и природа сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. В этом и проявляется его монизм - тип философского мировоззрения, утверждающий, что в основе мира лежит одна субстанция.
Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Два основных атрибута субстанций протяженность и мышление у Спинозы сущностно едины и являются разными, состояниями единой субстанций.
Так как субстанция у Спинозы выступает как единственное первоначало мира, то она обладает свойством быть причиной самой себя. Она никем не сотворена, она есть самодостаточная сущность. Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции – модусам. Он их разделил на две группы: модусы вечные, бесконечные и модусы временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышлением и протяженностью, а конечные — всеми остальными явлениями и вещами.
Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус. По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: источник движения хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов.
Вместе с тем Спиноза — последовательный детерминист. Он считал, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он говорил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей «Этике» Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью.
Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма.
Философ Лейбниц к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или «самодеятельности». В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц – монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство - бесконечно делимо. Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.
Деятельность, движение - свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится. Взаимодействие души и тела монады - это Богом «предустановленная гармония».
Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада — это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады-жизни, монады-души и монады-духи. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ — животные; из монад-духов формируются люди.
Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.
23.Социально-политические
идеи в философии Нового
Знаковой идеей Нового времени в социально-философском плане стала теория общественного договора, которая разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо.
Т. Гоббс рассматривал природу человека как эгоистическую, поэтому в естественном состоянии люди находились в состоянии «войны всех против всех». В этом состоянии каждый человек обладал естественными правами – на жизнь, свободу и частную собственность. Однако такое состояние было проблематично, т.к. подвергалась опасности даже главная ценность каждого человека – жизнь. Поэтому люди заключили негласный общественный договор, по которому отчуждали от себя часть своего права на свободу и делегировали это право суверену, который должен был следить за поддержанием порядка в обществе. Таким образом, образуется государство. При этом суверен обладает абсолютной властью. Гоббс считал идеалом государственного устройства абсолютную монархию, т.к., по его мнению, только концентрация власти в одних руках может не допустить гражданской войны в обществе.
Другим сторонником договорной теории происхождения государства являлся Дж. Локк. Также как и Гоббс, Локк разделял естественное и общественное состояния, однако не считал, что естественное состояние характеризуется войной всех против всех. Локк полагал, что в естественном состоянии люди обладают естественными правами, в которые входят права на жизнь, свободу, частную собственность и право на защиту своих прав. Объединяясь в государство, граждане сохраняют свои права и отчуждают только одно право: право на защиту своих прав по-своему. Это право они делегируют государству, призванному, таким образом, защищать естественные права своих граждан. Таким образом, в общественном состоянии граждане не только не теряют своих естественных прав, а укрепляют их. Государство, в отличие от теории Гоббса, должно, по Локку, представлять собой не абсолютную монархию, а конституционную. Поскольку у правительства есть строго определенная функция, то Локк оговаривает, что оно не должно обладать абсолютной властью, а быть подконтрольным обществу. В связи с этим Локк первым высказал идею о разделении властей, когда одна независимая ветвь власти контролирует другую. Таким образом, Локк является основоположником либерализма.
Еще один вариант концепции общественного договора сформулировал Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре». С точки зрения Руссо в естественном состоянии все люди одинаково свободны. Необходимость трудом добывать себе пищу и неравные физические способности приводят к неравенству. В отличие от Гоббса и Локка он не считал частную собственность существующей изначально. С его точки зрения частная собственность возникла в результате обмана, и ее появление закрепило неравенство людей.
В качестве средства, которое могло бы продлить свободу естественного состояния в обществе, Руссо называл общественный договор. Он состоит том, что «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». Т.о., каждый, отдавая себя всем, не отдает себя никому, все остаются равными и свободными. Главным стержнем общественного договора у Руссо явилась «общая воля».
В результате такого общественного договора, считал Руссо, человек оказывается даже в выигрыше: он «приобретает больше силы для сохранения того, что он имеет» и «основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а, напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения». Общественное состояние, таким образом, имеет много преимуществ перед естественным для развития способностей человека, но человек не наслаждается их в полной мере из-за различных злоупотреблений. Общественный договор, по Руссо, узаконил частную собственность, и в этом не было бы ничего плохого, если бы не приводило к появлению богачей и нищих.
Теория общественного договора в последующие века неоднократно подвергалась критике, однако именно она стала большим шагом на пути от средневекового провиденциализма, когда власть государя считалась от бога данной, к научным политологическим теориям. Идея естественного права – что государство это не божественное установление, а результат договора людей – вылилась в конце концов в идею возможности народом корректировать политику монарха, а идея естественных прав человека – в Декларацию прав человека и гражданина (1789), которая провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению и объявляла неприкосновенной частную собственность.
24.Философия Просвещения (общая характеристика)
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение», восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.
XVII и XVIII века – это время
особых исторических изменений
в странах Западной Европы. В
этот период мы наблюдаем
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локк и его последователей Г.Болингброка, Д.Аддисона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
35.Сознание и
бессознательность в
Под психоанализом понимается психологическое учение о бессознательных психических процессах и мотивациях. Родоначальником психоанализа стал австрийский ученый и врач, невропатолог и психиатр З. Фрейд
Исследуя характер и причины неврозов, Фрейд обнаружил область человеческой психики, что имеет важное значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.