Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

2) оно развивается в условиях  кантианской функции и функции  прагматизма. Синтез этих 2 направлений  определяет мотив протестантской идеологии, ценность которой заключается в следующем: главная задача человека – это познание бога, а это познание можно осуществлять через труд, но труд должен быть глубоко чувственный, должен быть внутренним, должен непосредственно исходить из человека и Джеймс определяет принцип: трудиться – это значит молиться, а следовательно Т имеет иррациональные основы и всегда определяется фундаментальными ценностями человека, его внутренней нравственностью.

3) дает позитивизм и функция  Фейербаха, которые показывают что жизнь многообразна, но эти многообразия определяются все-таки наличием противоположных полисов, следовательно, и Т многообразная, многовариантная деятельность человека, в основе которого лежит 2 типа:

1. Т как героизм;

2. Т как порок.

Это противоречие можно преодолеть только утверждением что все люди талантливы изначально. 

20. Категория познавательного  образа. Виды познавательных образов  и их основные свойства.

Познавательный образ – центральная категория в гносеологии. При его рассмотрение необходимо выявить сущность познания как высшую форму отражения действительности. В основе идеального образа лежит 2 формы деятельности: отражение и конструирование.

Познавательный образ – идеальное восприятие объектов, выражающее отношения их сходства, для разных познавательных образов это сходство неодинаково. Следовательно, возникает потребность классификации познавательных образов, 2 типа:

  1. образы, возникающие при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта (система чувственных образов);
  2. образы опосредованного взаимодействия (система рациональных образов).

Чувственные образы – обобщенный портрет вещи, это идеальное воспроизведение конкретных свойств в их непосредственной целостности.

Сами чувственные образы неоднородны и среди них выделяют следующие подгруппы:

  1. элементарные образы – ощущение, восприятие, представление. Эти образы непосредственно связаны с практической деятельностью, со взаимодействием человека с вещью.
  2. система синтетических чувственных образов, которые подразделяются на следующие образы:
  • модельные представления, отражающие всеобщие и необходимые человеку свойства реального класса вещей;
  • художественные образы;
  • представление стереотипа – образ автоматической деятельности, которую необходимо совершить в определенных условиях.

Рациональные образы – понятие и система понятий, т.е. теория. Понятие – теоретическое восприятие особенностей целого класса вещей через систему всеобщих и необходимых свойств этого класса. Рациональные образы определяются на основе деятельности по конструированию, выделяют 2 группы рациональных образов:

      1. образы понятия (обозначают систему существенных и необходимых свойств, который определяют класс однотипных явлений);
      2. образы теории или гипотезы (совокупность образов понятий, связанных единым смыслом или единой политикой вывода).

Рассматривая содержание познавательного образа, выделяют что образы прежде всего определяет практика, которая обуславливает значимость этих образов, обозначает свойства образов, которые определяются субъектом или объективными свойствами вещей. Свойства образов имеют как субъективную, так и объективную природу. У каждого образа высчитывается бесчисленное количество свойств. Среди них – основные или главные:

  1. свойство избирательности, оно связано с необходимостью обеспечения определенной последовательности в выделении свойств, отношений или закономерностей объекта, т.е. с соблюдением логики исследования объективной закономерности.
  2. свойство целостности; образы будь-то чувственные или рациональные неразложимы на части, неподвержены аналитической процедуре мышления.
  3. свойство динамичности и мобильности; связанный с практикой гносеологический образ включен в систему предыдущего знания и тем самым определяет свое смысловое значение. Но образ относительно самостоятелен по отношению к этому знанию и обладает собственной логикой жизни. Гносеологический образ в некотором роде богаче, чем объективная реальность и практика. Т.к. собственная логика жизни образа позволяет нам делать прогноз его жизни, определять те свойства, которые еще не существуют, но содержатся в нем в потенциальном виде. Следовательно, в действительности гносеологический образ содержит в себе представление и о прошлом, и о настоящем, и о будущем.
  4. свойство условности. Одна из черт условности состоит в отсутствии непосредственного сходства между знаком, образом и отображаемым предметом. Следовательно, использование условности ведет к открытию закономерностей объективного мира. Значение условных элементов состоит еще и в том, что они выполняют своеобразную роль представителей тех свойств, которые содержатся в понятиях и теориях, но еще неразвиты, невскрыты. И в науке роль условности огромна, ученые прежде всего обращает внимание на те понятия, природа которых иррациональна, неопределенна, нет четкой дефиниции значения и содержания. А значит здесь содержится образ нового, но область эвристического (необходимо всегда «копать») и исследователь всегда натыкается на открытие. Условные конструкции – своеобразная поисковая модель, которая позволяет сконцентрировать внимание исследователя на пограничной зоне знакомого и неизвестного.
  5. свойство многоструктурности образа тесно связано с практической деятельностью человека. Под многоструктурностью понимается единство чувственных, рациональных, эмпирических и рационалистических моментов знания. Существование этих компонентов зависит от тех функций человеческого познания, которые позволяют проникнуть внутрь объекта и которые определяют мышление человека. Ведь каждый человек мыслит по-своему (ученый – мозгом, словом; танцор – танцем; слесарь – материалом и орудием труда).
  6. социально-культурная природа образа. Наше познание зависит не только от объективных характеристик предмета, но и от содержания и уровня развития культуры той или иной исторической эпохи. Содержание гносеологического образа формируется в течение всей истории развития человека, а следовательно в нем отражены не только представление о прошлом и настоящем, но и ценности и оценки различных культур. И при использовании этих образов мы должны уметь выделять эти аспекты, постоянно уточняя содержательную область используемого образа.

В науке уже давно установлен факт зависимости настоящего от прошлого, который содержится в познавательных образах. Эта зависимость выражается в следующем:

    1. опосредующей роли сложившихся систем категорий и законов, которые определяют направленность и развитие познавательного образа;
    2. наличии познавательного образа в каждой новой исторической эпохе, который всегда содержит определенный способ видения социального бытия предыдущей эпохи, следовательно, старый контекст никогда полностью не исчезает и его существование служит основой формирования общечеловеческих ценностей или вечных ценностей человеческого бытия и познания.

Вывод: в структуре познавательного образа кроме момента истины всегда присутствует ценность и оценка, которые и определяют фундамент социально-культурной природы познавательного образа.

 

 

21. Наука и искусство  как формы познавательной деятельности.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы, ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и. Многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Наука ставит конечной целью предвидеть  процесс преобразования предметов  практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому  основная задаяа науки - выявить законы , в соответствии с  которыми  изменяются и развиваются объекты. Ориентация науки на изучение  объектов, которые могут быть  включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным законам  функционирования и развития, составляют  первую, главную особеность научного познания., которая отличает ее от других форм познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания  обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука  в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру  и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и культуру. но только под одним углом зрения -  как особые предметы, которые  подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает но как особый объект. Т.о. наука  может изучать все в человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что ускользает  из ее поля зрения . компенсируют  другие формы постижения духовного мира. Наука имеет систему  отличительных признаков  научного познания от обыденного : 1) установка на исследования законов  преобразования объектов  и реализующая эту установку предметность  и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки  предметных структур производства и обыденного опыта  и изучене его объектов относительно  независимо от сегоднешних возможностей  их производственного освоения.

Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки – психология, социология, этика и др. также рассматривают своим предметом человека, но все они рассматривают только с одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие, неизведанные наукой свойства человека. При этом искусство говорит на своем особом языке, которому нужно учиться для того, чтобы он стал понятным.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда — и будущего. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Основная черта художественного познания - самоочевидность, самодоказательность.

Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя. Вся история науки свидетельствует, что любой субъективизм всегда отбрасывался с дороги научного знания, а сохранялось лишь объективное. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности, Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора. Художественный вымысел, однако, допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола, субъективизма. Попытка выразить общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным приводит к схематизации и социологизации действительности, а не к созданию художественного произведения. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, то результатом будет не художественное произведение, а своего рода «фотография»; в этом случае мы говорим об имитаторстве и натурализме. 

22. Специфика гуманитарного  познания.

Изучением особенностей гуманитарного знания занимается такая наука как герменевтика. Герменевтика главное внимание сосредоточила на  особенностях, способах достижения гуманитарного знания и его отличий от естествознания, на выявлении сходства и различия познания (объяснения) и понимания. Герменевтика – наука о понимании.

Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложеия или отрывка, кот им придавали авторы, Но с др стороны, чтобы понять эти детали и части, необход понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила назв - “герменевтический круг”

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"