Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Базисом теории являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.п.
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений).
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое знание. «Схоластическое теоретизирование* игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом является иллюзорно-утопические, догматические построения,— такие, например, как концепция о «введении коммунизма в 1980 г или «теория» развитого социализма.
18. Диалектическая теория истины в Ф. Проблема критерия истины.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо:
Понятие истины находится в одном ряду со следующими понятиями: справедливость, добро, смысл жизни. От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Имеются различные понимания истины:
В истории философии существуют два традиционных толкования истины:
Парменид: Истинное бытие – самотождественное, неделимое, единое бытие, то, которое остается быть всегда, а весь остальной мир существует лишь во мнении, то есть не обладает статусом истинного бытия.
Платон: Также выносил истину за пределы предметно-чувственного мира в мир эйдосов. Эйдос – то, какая вещь должна быть на самом деле, чтобы отвечать самой себе. Человеческое познание способно эту истину постигнуть, но она принадлежит не человеку, а самому бытию.
Исходя из классического определения истины, истинное знание по Аристотелю должно обладать следующими параметрами: – всеобщностью; – необходимостью; - логической доказуемостью.
Такое определение истины выжило через средневековую философию и философию Нового Времени. Когда традиции номинализма вошли в новую европейскую философию, то понятие истины приобрело субъективный и условный характер, связывающий истину с человеческой речью (высказываниями).
Гоббс: Лишь то, что сказано, а не сами вещи, может быть истина.
Гегель: соединил две концепции истины. Он различает истину и правильность мышления. Истина – соответствие вещи, ее соответствие своей сущности или своему понятию (истинное бытие, истинная вещь). Гегель впервые охарактеризовал истину как процесс.
Тезис ↔ антитезис ↔ синтез: диалектические стадии развития в процессе постижения истины. При этом диалектическое отрицание характеризует у Гегеля не только субъективный процесс человеческого мышления, но является всеобщим законом становления развития вещей.
Понятие объективная истина является выражением узко-гносеологического подхода, который был выработан материалистической традицией и естествознанием, и выражает степень освоенности предметного мира человека, то есть истина относится исключительно к сфере знания. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает ее объективность.
С нравственной точки зрения заблуждение — это добросовестная неправда, а обман — недобросовестная неправда, хотя можно привести немало примеров тому, когда «ложь во спасение» выступает как нечто нравственно оправданное.
Абсолютная и относительная истина – категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; между тем, что в составе нашего знания может быть изменено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение о АИ и ОИ дает ответ на вопрос: могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком абсолютно или же только приблизительно относительною.
Так АИ понимается как:
По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе усугубляется, совершенствуется. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного исчерпывающего знания о предмете и содержат такие элементы, которые в процессе познания будут уточняться, углубляться. Вместе с тем каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, означает содержание элементов абсолютной истины. Итак, непереходимой грани между ОИ и АИ нет. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Критерии истины:
Практика выше теории, ибо обладает не только достоинством всеобщности, но и достоинством действительности.
Что же обычно понимают под истиной?
19. Интуиция и бессознательное в познании. Проблема творчества в Ф.
Способность постижения истины идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы «вывертывая наизнанку» всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, ясно осознавая «что к чему», находит правильное решение. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации правил его рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствие из этих начал. Единственно достоверным средством познания считали интуицию сторонники такого философского течения XX в., как интуитивизм. Д. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, называл последнюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с инстинктом, он отмечал, что она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интеллект, логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля интуиция есть прежде всего «сущностное видение», «идеация», непосредственное созерцание общего, то у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, да так, что рациональная логика ума не поспевает за ней, а потом «удивляется» тому, как это у нее получилось, как это она опередила его. Интуиция сак бы изначально синтетическая активность духа, при этом самая тонкая, самая изящная.
Деятели науки, искусства, полководцы, государственные и политические деятели не раз отмечали, что плодотворными периодами творческого процесса их мышления являются моменты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и внезапного «озарения» мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когда его взгляд на вещи становится максимально проницательным и он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам В.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию.
Этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. В каждом научном открытии и изобретении решающую роль играет последнее звено длинной цепи подготовительных работ. Интуитивные выводы возможны лишь на почве огромных усилий ума не одного человека.
Интуиция — это не только постижение истины, то и чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция — эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.
Интуиция тесно связана с так называемым жестким экспериментом, когда объект исследования ставится в неимоверно тяжелые, необычные условия. Интуиция — это как бы свернутая, резко сгущенная логика мысли. Она так же относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень многое опущено и фрагментарно.
Проблема творчества как форма деятельности человека занимается наука эвристика. В основе творчества по ее мнению лежит человеческий разум, который определяет социальную адаптацию человека к условиям своего существования. Суть адаптации в том, что человек активно изменяет мир, приспосабливая его к своим потребностям и интересам. Следовательно, творчество – это естественная форма человеческого бытия, отличающая его от всех других живых существ. В основе творчества лежит 3 основания, которые были разработаны философией 19 в.: