Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж-х полярные стороны целостных явлений, процессов. Д хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории Д образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры, давления, и др. факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.
Закон отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. вкл. в себя триединый пр-с: 1) Деструкция (разруш., преодол.) прежнего. Обесп. почву для след. фазы пр-са. Но сама по себе деструкция отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвиж-я к след. фазам. Нор. продолжение пр-са, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частич. сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.
Софистика и эклектика являются разновидностями метафизики.
Софистика – рассуждение из необоснованной закономерности. Событие вырывается из связи, закономерности явления одной группы и перенос на др. Софистика – сознательно подменяет понятия, подтасовки; можно доказать всё, что угодно
Эклектика – установка на учет всего. Бесконечное число свойств не означает, что все они равноценны. Эклектика – совмещение посылок, которые не имеют ничего общего; отсутствие последовательности мысли.
Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, а произвольно, чисто субъективистски. Их главная цель — искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается с помощью системы специфических приемов и уловок, основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.
Основное различие софистики и эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и их произвольное механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развив-ся с-ма в единстве всех своих сторон и связей.
Софистика и эклектика хотя и признают гибкость, диалектичность понятий, но вследствие своего произвола и субъективизма не доходит до реальной диалектики объективной действительности.
14. Современная научная картина мира.
В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни , основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив.
НКМ-это метотеоретич. знание, кот образ. основу теории проблем (эвристики). Категория научности обретает своеобразный символический смысл, она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни обществ.
В совр фил выдел 3фунд. картины мира: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. КМ определяет умственный строй чел-ва, его образ жизни и перспективы развития. Индустр КМ принцип антропоцентризма, который формирует следующий взгляд на мир:
Последствия ИКМ: человек стоит на гране выжив-я, эколог-ий кризис, разруш-ие войны, всеобщее бегство челов-ва в систему вирт миров, образование сект, в кот отсутств принцип ответственности, доминирование массовой культуры, господство информацион. Отчуждения.
ПИКМ. Определяется системой крупных научных достижений человечества, которые заставляют изменить свой взгляд на мир. 20 век- становление ПИКМ. При этом в 20 веке произошли следующие основные методологические новации.
1. Изменение характера объекта
исследования (им все чаще становится
саморазвивающиеся открытые
2. Укрепление «парадигмы
3. Широкое внедрение во все
частные науки и научные
4. Выдвижение на передовые
5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития — «историзация», «диалектизация» науки.
6. Соединение объективного мира и мира человека, разрушение жесткой дихотомии естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюцией жизни и человека на Земле.
Данный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым антропный принцип устанавливает связь человека как наблюдателя с физическими параметрами в различных ее формообразованиях и на разных уровнях, формируя взгляды на Вселенную как человеко-размерный объект. Данный принцип выражает все более углубляющееся включение в науку человеческой деятельности и преодоление разрыва между объектом и субъектом, сближение мира человека и мира природы. Объект и субъект познания уже не выступает внеположенными друг другу, а предстают лишь относительно автономными компонентами особой целостной, исторически развивающейся системы.
7. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень из абстрактности и сложности, возрастание роли количественных формально-абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с возрастанием роли философских методой, без которых сегодня не может обойтись ни одна наука.
8. Приобретение все большего
значения «понимающих методик»,
«личностных методов», ценностного
и информационного подходов, метода
социально-гуманитарных
15. Развитие представлений
о субъекте и объекте в
Субъект и объект являются двумя сторонами процесса познания (гносеологии). Термин гносеология происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической. С – носитель материального целе направленного действия, связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.
Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. О же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Т о С – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О – это сфера приложения активности С.