Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Живая природа имеет свои уровни: а) доклеточный (ДНК, РНК, белки), б) клетки, в) многоклеточные организмы, г) виды и популяции, д) биоценозы, е) биосфера.
Социум представлен такими уровнями: а) индивид, б) семья, в) коллективы различных уровней, г) социальные группы, е) этносы, нации, племена, расы, ж) государства, з) союзы государств, и) общество, человечество в целом.
Всеобщими формами
бытия материи являются пространство
и время, которые не существуют вне материи,
как не может быть и материальных, которые
не обладали бы пространственно временными
свойствами.
9. Движение, пространство, время как атрибуты материи. Формы существования пространства и времени. Классификация форм движения материи в материалистической диалектике.
Основными свойствами материи, без к-рых она не может существовать являются движение, пространство и время. Такие свойства называются атрибутами.
Фил-ое понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.
Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. 2. - тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Идея о формах дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след. принципы: 1)формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-я; 2)между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на базе низших форм; 3)высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич, физич, химич, биологич и социальн дв. мат. Совр. наука открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл-но, энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их развития.
Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра – носителями внутриатомной формы движения Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность сост-щих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Пр-во и время обладают своими свойствами. Пр-во обладает 3хмерностью, оно симметрично, однородно, изотропно. Время – длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); может толковаться как нек-рая симметрия, т.к. ряд процессов не явл-ся необратимыми; время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их св-ва и закономерности также объективны.
Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени; они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Из пр-ва можно убрать все тела, и все же пространство останется и св-ва его сохранятся. Такие же взгляды были у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во всей Вселенной и это течение не зависит ни от чего, а поэтому время абсолютно. Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю, как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при прикосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время.
Вопрос об отношении времени
и пр-ва к материи. Философы-идеалисты отрицают зависимость
времени и пр-ва от материи и рассматривают
их то как формы индивидуального сознания,
то как априорные формы чувственного созерцания,
то как категории абсолютного духа. Материализм
подчеркивает объективный характер времени
и пр-ва. В том, что время и пр-во неотделимы
от материи, проявляется их универсальность
и всеобщность. Пр-во выражает порядок
расположения одновременно сосуществующих
объектов, время же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений.
Время необратимо, т.е. всякий материальный
процесс развивается в одном направлении
- от прошлого к будущему. Диалектический
материализм признает не просто внешнюю
связь времени и пр-ва с движущейся материей,
а считает, что движение является сущностью
времени и пр-ва и что, следовательно, материя,
движение, время и пр-во неотделимы друг
от друга. Эта идея получила подтверждение
в совр. физике. Общая теория относительности
доказала, что течение времени и протяженность
тел зависят от скорости движения этих
тел и что структура или св-ва четырехмерного
континуума (пространство-время) изменяются
в зависимости от скопления масс вещества
и порождаемого ими поля тяготения. Открытие
неевклидовой геометрии опровергло кантовское
учение о времени и пр-ве как внеопытных
формах чувственного восприятия. Исследования
Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей
обнаружили зависимость пространственных
свойств от физической природы материальных
тел, обусловленность физико-хим-х св-в
материи с пространственным расположением
атомов. Факт изменчивости наших представлений
о времени и пр-ве исп-ся идеализмом для
отрицания их объективной реальности.
Согласно диалектическому материализму,
человеческое познание в своем развитии
дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном
времени и пр-ве.
10. Постановка вопроса о сознании в истории Ф. Сознание как отражение. Формы отражения и их характеристики.
Сознание – высшая, св-венная только людям и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном и целенаправленном отражении действит-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание м. абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, т.к. сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из св-в материи и неразрывно связано с материей. Абсол-е противопоставление материи и сознания ведет к тому, что С выступает как некая самост-я субстанция, сущ-ая наряду с материей. С есть одно из св-в движ-ся материи, есть особое св-во высокоорг-ой материи. Это означает, что между С и материей сущ-ет и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее св-в. Сущностью С явл-ся его идеальность, к-рая выражается в том, что составленные С образы не обладают ни св-вами отражаемых в нем предметов, ни св-вами нервных процессов, на основе к-рых они возникли. Идеальное не явл-ся чем-то самостоятельным по отношению к С в целом: оно характеризует сущность С в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. С сущ-ет не всегда. Оно возникло в ходе историч-го развития материи, усложнения ее форм, как св-ва высокоорганиз-х матер-х систем. Материи присуще св-во, сходное с С - отражение. Отражением обладают все матер-ые образования. Оно явл-ся моментом любого взаимод-я. Отраж-е - это изменение одного явления под возд-ем др. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы. Как св-во живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие св-ва предметов, возд-х на организм. Ощущения составляют начальную форму психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действит-ти и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел-ка поним-ся вся совокупность явлений и состояний его внутр-го мира. С явл-ся частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
В классической философии оформляется процедура чистого сознания, или рефлексии.
Рефлексия – отображение на что –то.
Что дает процедура рефлексии познающему сознанию?
Считалось, что выделяя рациональную очевидность образования в составе внутреннего опыта (сознания), мыслящий индивид усматривает фундаментальные характеристики мира “как он есть”.
Благодаря чему рефлексия способна зафиксировать сущностные характеристики мира самого по себе?
Ответ кл.Ф: это возможно потому, что в актах самосознания сознание схватывает ту же самую познавательную операцию, посредством которой этот мир постигается.
Две особенности рефлексии:
1.процесс обработки данных
2.процесс является
Вывод:1. Сознание рассматривалось как самостоятельное автономное сущее, живущее по своим законам.
2.Сознание рассматривалось с той стороны, с какой оно являлось познающим сознанием.
3.Человек рассматривался как
носитель познающей
4.Сознание интерпретировалось
как основа и условие познания.
Оно рассматривалось как
Каковы соотношения сознания и мышления?
Мышление – главная структура сознания. Задача мышления – своими логическими процедурами обеспечить очищение сознания (опыта) от эмоционально личностных переживаний, которые рано или поздно могут и должны быть прояснены.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания
Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.
11. Материалистическая диалектика о сознании как высшей форме отражения действительности. Сознание и душа. Язык и мышление.
Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.