Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Файлы: 1 файл

философия шпоры.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.

Существует   3 главных форм философского знания:

1.Научная2.Религиозная3.Литературно  - художественная

Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Особенности:1.Состоит в том, что главным объектом её изучения является понятие – философские термины.

2.Состоит в том, что такая  философия, опирающаяся на систему  понятий терминов, требует, чтобы  ею занимались ученые, преподаватели,  профессионально посвятившие этой философии всю свою жизнь.

3.Что научная философия –  есть дело разума. В ней большое  место отводится доказательству  и конечным рассуждениям.

Религиозная и литературно-художественная:

Особенности:

4.Меньшая роль понятий, терминов - более легкий характер их усвоения и большая их популярность.

5.В составе этих философских  направлений  - мало громоздких  систем

6.Главным методом является не  логика, а художественные образы  адресованные к каким чувствам, а не к какому разуму.Философия  во всех её формах сложилась не сразу. Её возникновение есть длительный процесс.

литературно-художественная. Возникла в4-3 тыс. до н.э.

Место – Др. Греция, Вавилонское  государство. В форме легенд, сказаний. Философские вопросы рассматривались  не системно, отрывочно, фрагментарно - это и составляет главную особенность.

Религиозная – имела вид древней  религии. 2-1 тыс. до н.э. Место –Индия(буддизм); Пакистан (Иудаизм). Особенность заключается  в том, что эта философия системная. Однако другая особенность заключается  в том, что она опиралась на внутренние переживания людей – «верить не рассуждая». Особый раздел – богословие или теология.

Научная – возникла в середине 1 тыс. до н. э. Место 3  региона мира: Др. Греция, Индия, Китай. Особенность  - она тесно связана с другими  науками: математикой, астрономией, медициной и т.д. Она системная. Другая особенность отделяла ее - она опиралась на разум, размышления, доказательство.

 

28.Движение материи. Диалектика как учение о развитии. Законы и категории деалектики.

3 закона диалектики, впервые  сформулированные Гегелем:

1.Закон единства противоположностей как источник развития.

2.Отрицание отрицания (закон двойного отрицания). В процессе развития нечто подвергает диалектическому отрицанию (снятию), которое в свою очередь отрицается вновь, но это второе отрицание приводит к появлению такого качества предмета, которое как бы повторяет первоначальное состояние, но на более высоком уровне. Приводит пример с зерном. Зерно посадили в землю, вырастает стебель (первое отрицание), стебель становится колосом (второе отрицание). Имеет универсальное значение по Гегелю. В своём законе Гегель использует диалектическое отрицание в отличие от метафизического. Метафизическое отрицание связано с простым уничтожением предмета. (Зерно отвезли на мельницу) С метафизическим отрицанием не связано дальнейшее развитие. Диалектическое отрицание предполагает дальнейшее развитие, впитывает всё ценное и полезное, что было в начальном состоянии.

3.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. В процессе всякого развития происходят количественные изменения, которые приводят к нарушению меры: в той точке развития, когда эта мера нарушается, происходит скачок, в результате которого появляется новое качество.

Сформулировал ряд неосновных законов, связанных с диалектическими категориями, такими, как форма и содержание («форма всегда содержательна»), причина и следствие, необходимость и случайность, материя и сознание, плюс и минус, добро и зло, количество и качество, общее и единичное, муж и жена, родитель и дитя. Самая главная заслуга Гегеля – развитие диалектики.

10. Материализм и идеализм  в античности.

Детерминизм - учение, по которому все  в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено (основопожник учения - Демокрит). Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Формы: плюрализм (множественность) - философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал (у Эмпедокла это - огонь, земля, вода и воздух; у Анаксагора - семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир). Монизм(М –Гераклит, И -Платон) – одна субст.в кач-ве основополаг.. В лице Сократа и, особенно, Платона сложилось учение философского идеализма. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм.Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Мн-во различных матер.учений. Особенности:Главной особенностью античного материализма является то, что он отождествляет идеальное и материальное. Существенным является здесь то, что в общем тождестве идеального и реального античный материализм базируется именно на реальном, на материальном. Оба принципа оказываются здесь совершенно неразрывными и даже неразличимыми, и тем не менее материальное является здесь главным и основным. Ведь всякое произведение искусства обязательно материально и чувственно; и тем не менее оно обязательно выражает некоторую жизнь, является чем-то одухотворенным, указывает на нечто не просто материальное. Душевные явления не отличаются от телесных: душа – это атом. Наивность. Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей. Это было только предположениями.выдвинуты на первый план стихийно-чувственные закономерности живого космоса в противовес тем мифологическим закономерностям, которые раньше мыслились в антропоморфной религии.

Идеализм – превосходство сознания над материей. Основополагающим является сознание, идея. Особенности античного  идеализма:Общеидеалистическое превосходство  сознания над материей оказывалось  у античных идеалистов превосходством особой конструктивно-логической идеальной действительности со всеми ее идеальными закономерностями над действительностью чисто материальной. Превосходство диалектически построенной мифологии над позитивно-наблюдаемыми стихийно-чувственными закономерностями космоса. Но так как в конечном итоге идеальной воплощенностью идеального мира в материи считался чувственный и закономерно развивающийся космос, то принципиальное отличие идеи и материи заключалось в том, что космос был идеально-организованным, а не только чувственно обозримом.

 

21. Истоки и особенности русской философии, ее представители и основные направления.

Особенности Русской философии. Возникла вместе с появлением христианства на Руси (988г). история Русской философии  исследовалась плохо.1.Русская философия долгое время существовала в своеобразной форме – т.е. долгое время она существовала  не в форме трудов, а в составе религиозной, художественной литературе.

2.Постоянно  подвергалась жестким гонениям  со стороны властей.3.Острота,  жизненность содержания

4.Отсутствует  какое-то грандиозные, всеохватывающие  системы. Однако она доказала, что развиваясь философская мысль  может существовать отдельной  проблематикой.

5.Разработала  ряд важных философских проблем:  всеединство – Соловьевское понятие.  В 19 в. была разработана развернутая концепция человеческого существования. В русской философии отсутствуют философские системы.Единство: - материальное;  -божественное; -идеальное.

6.Противоречивость  рус. Философии была разделена  на 3 течения:1)Это русская философия 19 в., которая разработала оригинальную антропологическую концепцию о трагизме человеческого существования. Его иногда называют классической. Основатели – А. Хомяков, И. Киреевский.

2)Религиозно-идеологический или  тематическое реформистское направление.

3)Атеистическое - материалистическое  – Чернышевский, Плеханов и Ленин. 

Между представителями этих течений  шла постоянная острая борьба, где  верх брала то одна то другая сторона.

 

20. Философия К.Маркса: основные положения, противоречивость, причины кризиса.

Источником для философии Маркса явились диалектика Гегеля и материализм  Фейёрбаха. XIX и конец XVIII вв. – открытия науки. Это используется Марксом  и Энгельсом (электромагнитная теория, теория вероятности). Марксу и Энгельсу удалось обобщить все эти открытия и изложить философским языком, как в природе всё устроено диалектически. В работе «Диалектика природы» Маркс и Энгельс разрабатывают этот метод философии. Существует четыре формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Это усложнение материи шло в процессе эволюции. Каждая последующая включает в себя предыдущие. Это этапы эволюции. Диалектический материализм доказывает, что человек это часть природы, ставшая по средствам труда и речи. Человек – это очеловеченная природа или природа, ставшая человеком. В работе «Философско-экономические рукописи» Маркса человек рассматривается как субъект истории, которая есть деятельность людей, преследующих свои цели, то есть история – это объективный естественный процесс. Она имеет единую логику для всех государств и наций. Смысл истории объясняется изменением способа производства (формации). Способ производства: производительные силы (люди, орудия труда + предметы труда = средства труда) и производственные отношения (формируются в сферах материального производства, распределения, обмена и потребления). Способ производства показывает, как в истории меняется характер и содержание труда.

Природа капитала: общий доход = средства, идущие на сохранение средств производства (амортизация и модернизация) + средства, идущие на заработную плату (оклад) + чистый доход (прибыль). Присвоение чистого дохода (прибыли) и есть капитализация. Поэтому в марксизме и появилась идея коммунизма, где собственником на средства производства является весь народ. Материалистический принцип понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание. Надстройка – общественное сознание (сфера духовной жизни общества), базис – бытие.

 

16. Материализм и идеализм в философии Нового времени: Спиноза и Лейбниц.

Важнейшую роль в дальнейших разработках новых представителей о природе , соответствующих достигнутому уровню науки, сыграли еще два выдающихся философа Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц.Б. Спиноза. Его философия оставила заметный след в истории филосовской мысли. Это была философия материалистическая, ибо она в качестве основы мира видела природную субстанцию, близкую к понятию материи. Философия Спинозы характеризуется также как монизм, поскольку она признает в качестве основы мира одну единственную субстанцию, тождественную природе и богу, и таким образом преодолевает декартовский дуализм. Рассматривая мир как закономерный, упорядоченный процесс движения, Спиноза определенно обнаружипл свою приверженность концепции детерминизма. философия Спинозы продолжила традиции гуманизма и рационализма, способствуя дальнейшему возвышению человека, его разума, творческих способностей и прежде всего способности познания природы и достижения на этой основе счастья и свободы.Г. Лейбниц .его взгляды во многом противоречат взглядам Спинозы.  Главные философские труды Лейбниц опубликовал уже будучи в преклонном возрасте. Основные содержания его философских взглядов можно свести к следящем положениям.

-Лейбниц дал развернутую характеристику  монад, они отличаются свойствами двух типов:  «отрицательных» и «положительных».

-Отрицательная монада не подвержена  влиянию со стороны других  монад, это замкнутые образования,  не имеющие, так сказать, ни  окон , ни дверей, они не общаются  и не влияют друг на друга.

-Хотя мир, по представлениям Лейбница , и состоит из множества атомизированных, индивидуализированных, нетождественных монад, он тем не менее един.

-В споре эмпириков и рационалистов  о приоритете различных форм  познания Лейбниц ближе к рационалистам.

Истины разума есть врожденные идеи, существующие в размере без его обращения к какому-либо опыту. Истины факта имеют иную природу. Они изменчивы, подвижны, носят относительный вероятный характер.. Таким образом , Г. Лейбниц завершил развитие философской мысли 17вв., создав оригинальную концепцию плюралистического идеализма. Его идеи пользовались большим влиянием не только у современников, но и к многих поколений последующих философов.

 

12.Особенности средневековой философии. Философия – служанка религии. Философия Фомы Аквинского: соотношение веры и разума, доказательство бытия Бога.

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с  V по XV вв. Философия Средневековья  зародилась в недрах античной философии  и некоторое время формировалась  с религией христианства.  Философия Средневековья  - своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ,  и направлений и в то же время отличается рядом присущих ей в целом особенностей. Первая особенность – существовала во власти церкви. Понижение социального статуса философии, ее полная зависимость от религии отразилась и на ее содержании, круге обсуждавшихся  ею основных проблем, на ее онтологии, антропологии, гносеологии. Онтология-сред. фил. Сводила к к обоснованию мысли о том, что основой , первопричиной всего существующего является Бог. Антропология согласно этому учению , человек не только создан Богом, Нои подобен ему. Суть гносеологии сводилась к признанию того, что истинной может быть признано не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответсвует нашему внутреннему миру. Фома Аквинский (1225-1275), его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной философии. Важнейшей заслугой Фомы является разработка им проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения  истин, принятых на веру, и истину, полученных путем логических доказательств в сред. фил. Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума:

-и вера, и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир.

-Оба метода познания не исключают,  а дополняют друг друга.

-Оба источника познания созданы  Богом, и потому имеют одинаковое  право на существование.

 Такова была концепция соотношения  веры и разума, созданная Фомой Аквинским и используется до сих пор религиозной философией. Историческая роль концепции заключается в том, что она впервые обосновала идеи о возможности компромисса между религией и наукой, объединения их методов познания мира и человека.

Доказательства сущ. Бога

1.Первое основывается на понятии  движения. Должен быть некий первоисточник,  сообщивший начало, давший первотолчек  всему движению.

2.второе стоится на понятии  причин, связи причины и следствия.

3.третье основывается на понятиях  случайного и необходимого.

4.четвертое базируется на понятие  совершенстве мира, который представляет  собой своеобразную систему многоступенчатую  пирамиду, каждая последующая ступень  более совершенна.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"