Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Файлы: 1 файл

философия шпоры.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:

• предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание.

• социальное познание неразрывно связано  с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны  качества, а не количества. Поэтому  удельный вес количественных методов  здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный анализ изучаемых явлений.

Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.

При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.

Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа  молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур  и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.

Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются  во времени истории и в пространстве культуры. В гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

 

54. Дисциплинарная структура  современного социально-гуманитарного  научного знания.

 

В  XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.

 

Анализируя историю социально-гуманитарных дисциплин, известный американский социолог И. Валлерстайн показал, что история разделения социально-гуманитарных наук также тесно связана с деятельностью университетов. Первой социальной наукой, выделившейся как дисциплина, была история. Одновременно с этим развивалась философия. Затем появляются либеральная политэкономия и либеральные экономические теории второй половины  XIX в. Экономическое поведение выводится из универсальной индивидуальной психологии — стремления к максимуму достижений и самоудовлетворений. Это положение адекватно  сложившейся на Западе ситуации в сфере экономических мотиваций.

 

На почве отделения государства  от экономики и его обособленности от общества, развивающего себя как  гражданское, появляется блок дисциплин, изучающих государство и право, политическая наука, а также биология как наука о социальной сфере общества, культурология — наука о культуре как сфере общества.

 

Среди этих наук исторически выделяется в качестве лидера определенная научная  дисциплина. С момента формирования данной системы  социально-гуманитарных наук на место лидирующих дисциплин поочередно выходили история, социология, экономика, политическая наук Часто происходит перехват лидерства, особенно в условиях быстрых социальных изменений. Так, в посткоммунистической России в практическом плане стали лидировать такие дисциплины, как экономика и юридическая наука (самые большие конкурсы в университетах, самые престижные профессии), тогда как прежде эти дисциплины были менее всего популярны. В теоретическом плане лидерство экономики и политической науки столкнулось с определенными трудностями: экономическое и политическое поведение оказалось социально-культурно нагружено, обусловлено. Быстрые социальные трансформации в мире — глобализация, появление новых угроз, в частности терроризма, — выдвинули на лидирующую позицию культурологию, способную проследить роль факторов культуры в социальных трансформациях.

 

Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук, на первый взгляд представляющаяся вечной, является в действительности результатом сложившихся социальных условий реализации либерального проекта в западном обществе, при котором обосабливаются его различные сферы. В настоящее время возрастает междисциплинарность, состоящая прежде всего в том, что почти любая проблема социально-гуманитарных наук решается посредством привлечения методов не одной, а нескольких социально-гуманитарных наук и не путем обособления в своей сфере, а посредством анализа ее места в обществе в целом.

 

Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на  постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорректирующее применение натуралистической и анти натуралистической исследовательских программ создает предпосылки для активного участия ученых в экспертизах социальных проектов и программ. Необходимы независимые научные экспертизы, ориентированные на выявление рисков принимаемых решений и проектов, на усиление взаимодействия властных, управляющих и знаниевых факторов.

 

6. Проблема первоначала  мира в античной философии.

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Индии и Китае в I веке д.н.э. Европейская философия возникла в Древней Греции в V веке. Она развивалась в тесной связи с  конкретными знаниями о природе. Специфика др.греч. философии: стремление понять сущность природы, мира в целом. Главный вопрос о первоначале мира: из чего все произошло. Фалес считал, что все вещи рождаются из воды, а разрушаясь, опять превращаются в воду, испарения воды питают Солнце, звезды… По Гераклиту огонь выступает в качестве начала Вселенной, он субстанция (– предельное основание,  позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему) бытия, т.к. пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях  и как первоначально, конкретная стихия. Мир – упорядоченный Космос, он вечен и бесконечен. Он ни кем не был создан, он просто был, есть и будет есть вечно живим огнем. На основе превращений огня и строится космология Гераклита. Предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,, вновь обращаются в огонь. Взе изменения мироздания происходят подчиняясь необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – ЛОГОС. Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, образа мира. Вся природа, не останавливаясь, изменяет своё состояние, вся жизнь - это Движение. 

 

39.Социальная сфера жизни общества: общая характеристика и основные элементы. 

 

Социальная  сфера – это совокупность различных  социальных групп, связанных социальными отношениями. Каждому историческому средству производства соответствует своя специфическая социальная сфера. В первобытном обществе  люди объединились в род, семью, племя, союз племен, между ними существовали отношения равенства коллективизма, кооперации и взаимопомощи. Основным элементом классового общества является класс – большая группа людей, отличающаяся от других своим отношением к средствам производства. Классы бывают: 1.антогонистическими. 2.неантогонистическими противоречия  между которыми можно разрешить мирным путем. 3. основные – связанные с господством способов производства. 4. не основные – связанные с прошлым или будущем способами производства. Еще одним элементом классового общества являются сословия – чьи права и обязанности зафиксированы в законах. Сословия бывают: 1. открытыми – доступ в которые не затруднен. 2. закрытыми – доступа в которые нет. Каста – это замкнутая профессиональная группа, профессии в ней передаются по наследству. Каста и сословия просуществовали до капитализма, а современности в качестве пережитков. Господствующим социальным отношением в классовом обществе является отношения неравенства. Господство, подчинение, эксплуатация. В классовом обществе появляются этносоциальные группы. Народность которая возникает из союза племен. Племена в союз объединяет кровное родство, поэтому люди одной народности имеют в далеком прошлом общих предков. Их объединяет единый язык, который им достается от предков. У них единая народная культура. Двумя возможными признаками народности являются: 1.проживание на общей территории. 2.ведение общего хозяйства. Еще одним признаком является осознание человеком принадлежности к этой народности.  Народности возникают в рабовладельческом обществе, а при капитализме формируется нация. Нация – этносоциальная группа, включающая в себя представителей одной или нескольких народностей. Признаки нации: 1.проживание на общей территории, 2. общая экономика, 3.общий язык межнационального общения, 4.общая современная культура. В социальной сфере существует и демографические группы, которые различаются по полу и возрасту. Главную роль в социальной сфере играют классы, но в XX веке появляется теория согласно которой современное общество нельзя поделить на классы, потому что человек играет в пр-ве одновременно несколько ролей, например: работая на заводе он играет роль наемного рабочего, но имея акции этого предприятия он одновременно и является его совладельцем. Теория социальной стратификации. Страта – это социальная группа принадлежность к которой определяется 3 факторами: 1.уровень доходов. 2.отношения к политической власти. 3.социальный престиж. Страты очень подвижны и отличаются высокой мобильностью – возможностью свободного перехода из одной в другую. Мобильность бывает: 1. горизонтальная – переход в другую страту находится на том же уровне. 2. вертикальная: восходящая и нисходящая. Количество страт в обществе может быть сколько угодно. Оно зависит от позиции исследователя.

 

41. Основные понятия, раскрывающие  динамику общественного развития: изменение, развитие прогресс и др. Сущность концепции социального детерминизма.

Общественный  прогресс- это развитие общества от простого к сложному, от старого  к новому, от низшего к высшему, от прошлого к будущему. Развитие –  это необратимое, направленное и  закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение – это состояние которое характеризуется появлением чего то нового. Новизна – это первый критерий прогресса. Быстрее всего прогресс идет в экономической сфере. Он проявляется в появлении новых производственных сил. На базе экономики прогрессируют и все другие сферы общественной жизни. Прогресс неодолим, это значит, что  остановить или повернуть в спять развитие человеческого общества нельзя, но возможен временный регресс отдельных народов или стран. Развитие отдельных обществ идет зигзагообразно в результате действия субъективного фактора. Детерминизм- это философское учение о том, что все в мире закономерно и взаимосвязано. Географический детерминизм – это учение которое доказывает зависимость развития общества от природных условий. Социальный детерминизм  - это учение о том, что характер общественной жизни и ее развитие определяют объективные общественные законы. В тоже время социальный субъект имеет возможность выбора путей и средств развития общества.

 

13 Проблема общего и отдельного в средневековой философии. Спор реализма и номинализма.

Активное  обсуждение в средневековой философии  такой общей предельной широкой  категории, как бытие Бога, к конце  концов вывело философов на проблему- соотношения понятия общих, абстрактных, так называемых универсалий, понятия конкретных , отражающих единые, отдельные вещи и явления. В ходе обсуждения смысла и значение общего и конкретного сформировались основные течения сред. фил. , известное под названием реализм и номинализм. Номиналисты ( Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) считали, что истины, значимы только конкретные понятия. Отражающие отельные, единичные вещи. Номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека. Философы- реалисты, напротив, считали, реальны первичны, наиболее значимы общие понятия, т.е. универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от общих. Следовательно, реализм есть философское учение, утверждающее реальность общих идей.

Спор реализма и номинализма.Фома Аквинский придумал рациональное доказательство существования Бога. Фома Аквинский был провозглашен святым, а его учение Томизм стало официальной доктриной каталицизма. На основе томизма в конце 19 века  возникло новое философское направление неотомизм. Ее цель объединение веры и разума, религии и науки. Наука познает мир с помощью опытов. Она получает знания, но осмыслить их не может. Для того что бы получить абсолютную истину наука должна объединиться с религией, которая содержит божественные истины, а значит сможет правильно объяснить научные знания. Результатом синтеза религии и науки станет новая истинная концепция мироздания. Средневековая философия разработала свой собственный метод построения рассуждений – схоластика, целью которых было познание понятий. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме свойства предметов или отношения между ними. Понятия стали основным предметом философии. В 11-12 в. В философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики развивалась логика – учение о формах и правилах мышления. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"