Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка
3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.
Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:
• предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание.
• социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный анализ изучаемых явлений.
Гуманитарная парадигма
При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.
Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.
Объекты гуманитарного знания - общество,
человек - постоянно развиваются
во времени истории и в
54. Дисциплинарная структура
современного социально-
В XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.
Анализируя историю социально-
На почве отделения
Среди этих наук исторически выделяется в качестве лидера определенная научная дисциплина. С момента формирования данной системы социально-гуманитарных наук на место лидирующих дисциплин поочередно выходили история, социология, экономика, политическая наук Часто происходит перехват лидерства, особенно в условиях быстрых социальных изменений. Так, в посткоммунистической России в практическом плане стали лидировать такие дисциплины, как экономика и юридическая наука (самые большие конкурсы в университетах, самые престижные профессии), тогда как прежде эти дисциплины были менее всего популярны. В теоретическом плане лидерство экономики и политической науки столкнулось с определенными трудностями: экономическое и политическое поведение оказалось социально-культурно нагружено, обусловлено. Быстрые социальные трансформации в мире — глобализация, появление новых угроз, в частности терроризма, — выдвинули на лидирующую позицию культурологию, способную проследить роль факторов культуры в социальных трансформациях.
Дисциплинарная структура
Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичность истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорректирующее применение натуралистической и анти натуралистической исследовательских программ создает предпосылки для активного участия ученых в экспертизах социальных проектов и программ. Необходимы независимые научные экспертизы, ориентированные на выявление рисков принимаемых решений и проектов, на усиление взаимодействия властных, управляющих и знаниевых факторов.
6. Проблема первоначала мира в античной философии.
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Индии и Китае в I веке д.н.э. Европейская философия возникла в Древней Греции в V веке. Она развивалась в тесной связи с конкретными знаниями о природе. Специфика др.греч. философии: стремление понять сущность природы, мира в целом. Главный вопрос о первоначале мира: из чего все произошло. Фалес считал, что все вещи рождаются из воды, а разрушаясь, опять превращаются в воду, испарения воды питают Солнце, звезды… По Гераклиту огонь выступает в качестве начала Вселенной, он субстанция (– предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему) бытия, т.к. пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир – упорядоченный Космос, он вечен и бесконечен. Он ни кем не был создан, он просто был, есть и будет есть вечно живим огнем. На основе превращений огня и строится космология Гераклита. Предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,, вновь обращаются в огонь. Взе изменения мироздания происходят подчиняясь необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – ЛОГОС. Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, образа мира. Вся природа, не останавливаясь, изменяет своё состояние, вся жизнь - это Движение.
39.Социальная сфера жизни общества: общая характеристика и основные элементы.
Социальная сфера – это совокупность различных социальных групп, связанных социальными отношениями. Каждому историческому средству производства соответствует своя специфическая социальная сфера. В первобытном обществе люди объединились в род, семью, племя, союз племен, между ними существовали отношения равенства коллективизма, кооперации и взаимопомощи. Основным элементом классового общества является класс – большая группа людей, отличающаяся от других своим отношением к средствам производства. Классы бывают: 1.антогонистическими. 2.неантогонистическими противоречия между которыми можно разрешить мирным путем. 3. основные – связанные с господством способов производства. 4. не основные – связанные с прошлым или будущем способами производства. Еще одним элементом классового общества являются сословия – чьи права и обязанности зафиксированы в законах. Сословия бывают: 1. открытыми – доступ в которые не затруднен. 2. закрытыми – доступа в которые нет. Каста – это замкнутая профессиональная группа, профессии в ней передаются по наследству. Каста и сословия просуществовали до капитализма, а современности в качестве пережитков. Господствующим социальным отношением в классовом обществе является отношения неравенства. Господство, подчинение, эксплуатация. В классовом обществе появляются этносоциальные группы. Народность которая возникает из союза племен. Племена в союз объединяет кровное родство, поэтому люди одной народности имеют в далеком прошлом общих предков. Их объединяет единый язык, который им достается от предков. У них единая народная культура. Двумя возможными признаками народности являются: 1.проживание на общей территории. 2.ведение общего хозяйства. Еще одним признаком является осознание человеком принадлежности к этой народности. Народности возникают в рабовладельческом обществе, а при капитализме формируется нация. Нация – этносоциальная группа, включающая в себя представителей одной или нескольких народностей. Признаки нации: 1.проживание на общей территории, 2. общая экономика, 3.общий язык межнационального общения, 4.общая современная культура. В социальной сфере существует и демографические группы, которые различаются по полу и возрасту. Главную роль в социальной сфере играют классы, но в XX веке появляется теория согласно которой современное общество нельзя поделить на классы, потому что человек играет в пр-ве одновременно несколько ролей, например: работая на заводе он играет роль наемного рабочего, но имея акции этого предприятия он одновременно и является его совладельцем. Теория социальной стратификации. Страта – это социальная группа принадлежность к которой определяется 3 факторами: 1.уровень доходов. 2.отношения к политической власти. 3.социальный престиж. Страты очень подвижны и отличаются высокой мобильностью – возможностью свободного перехода из одной в другую. Мобильность бывает: 1. горизонтальная – переход в другую страту находится на том же уровне. 2. вертикальная: восходящая и нисходящая. Количество страт в обществе может быть сколько угодно. Оно зависит от позиции исследователя.
41. Основные понятия,
Общественный прогресс- это развитие общества от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему, от прошлого к будущему. Развитие – это необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение – это состояние которое характеризуется появлением чего то нового. Новизна – это первый критерий прогресса. Быстрее всего прогресс идет в экономической сфере. Он проявляется в появлении новых производственных сил. На базе экономики прогрессируют и все другие сферы общественной жизни. Прогресс неодолим, это значит, что остановить или повернуть в спять развитие человеческого общества нельзя, но возможен временный регресс отдельных народов или стран. Развитие отдельных обществ идет зигзагообразно в результате действия субъективного фактора. Детерминизм- это философское учение о том, что все в мире закономерно и взаимосвязано. Географический детерминизм – это учение которое доказывает зависимость развития общества от природных условий. Социальный детерминизм - это учение о том, что характер общественной жизни и ее развитие определяют объективные общественные законы. В тоже время социальный субъект имеет возможность выбора путей и средств развития общества.
13 Проблема общего и отдельного в средневековой философии. Спор реализма и номинализма.
Активное обсуждение в средневековой философии такой общей предельной широкой категории, как бытие Бога, к конце концов вывело философов на проблему- соотношения понятия общих, абстрактных, так называемых универсалий, понятия конкретных , отражающих единые, отдельные вещи и явления. В ходе обсуждения смысла и значение общего и конкретного сформировались основные течения сред. фил. , известное под названием реализм и номинализм. Номиналисты ( Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) считали, что истины, значимы только конкретные понятия. Отражающие отельные, единичные вещи. Номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека. Философы- реалисты, напротив, считали, реальны первичны, наиболее значимы общие понятия, т.е. универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от общих. Следовательно, реализм есть философское учение, утверждающее реальность общих идей.
Спор реализма и номинализма.Фома Аквинский придумал рациональное доказательство существования Бога. Фома Аквинский был провозглашен святым, а его учение Томизм стало официальной доктриной каталицизма. На основе томизма в конце 19 века возникло новое философское направление неотомизм. Ее цель объединение веры и разума, религии и науки. Наука познает мир с помощью опытов. Она получает знания, но осмыслить их не может. Для того что бы получить абсолютную истину наука должна объединиться с религией, которая содержит божественные истины, а значит сможет правильно объяснить научные знания. Результатом синтеза религии и науки станет новая истинная концепция мироздания. Средневековая философия разработала свой собственный метод построения рассуждений – схоластика, целью которых было познание понятий. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме свойства предметов или отношения между ними. Понятия стали основным предметом философии. В 11-12 в. В философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики развивалась логика – учение о формах и правилах мышления.