Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Файлы: 1 файл

философия шпоры.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

5.пятое исходит из понятия  целесообразности.

 

2. Рациональное и иррациональное в философском знании. Методологическая и мировоззренческая функции в философии.

Рационализм – философское направление, признающее в противоположности  эмпиризму разум в качестве решающего  источника достоверного знания.

Иррационализм – учение, отрицающее возможность разума познавать окружающую действительность и признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.

Под мировоззрением понимается ядро, фундамент, исходная база какой либо системы взглядов – религиозных, философских, научных, житейских. Необходимость мировоззренческих представлений связана с изначальным стремлением человека противостоять беспорядку и хаосу как одной из составляющих мироустройства. Научное мироосвоение представляет собой результат рационального постижения мира.

Философское мировоззрение явилось результатом анализа древними мыслителями тех реальных связей  и взаимодействий, которые объединяют в единое целое различные объекты, действительности.

 

25 . Судьба религиозной философии. Неотомизм. Связь традиции и современности в философии неотомизма.

Одной из центральных в современной  философии остается проблема Бога.Неотомизм, или новый томизм – философия  современной католической церкви. Неотомизм  разработан на учении Фомы Аквинского. В его учение впервые было дано достаточно глубокое обоснование возможности гармонического сочетания веры и разума. Она как бы предвосхищала грядущие достижение человеческого познания, науки и связанную с этим острую необходимость для церкви в целях собственного самосохранения ассимиляции религиозным мировоззрением успехов научной мысли. Папа Лев 13 провозгласил томизм единственной философией, правильно толкующей основные истины христианской католической религии.  В основе мира лежит «чистое божественное бытие», которое является высшей реальностью и порождает все многообразие мира. Одним из важнейших тезисов неотомизма явл. гармония разума и веры, науки и религии.  Экзистенциализм: проблема человеческого существования. Наиболее крупными представителями явл. Бердяев, Шестов, Ясперс, Камю.Основными особенностями стали: создание новой философии, новой онтологии, центральной категорией которой становится понятие человеческого бытия, экзитснеции. Главным объектом философии должен стать субъективный мир. Человеческий.

Причем бытие рода человеческого  характеризуется как уникальное и неповторимое, единственной в окружающем огромном мире. Еще одна особенность это переход к новому понятийному аппарату, замена преобладающих в традиционной философии предельно широких понятий, таких как бытие, материя, сознание, время комплексом понятий, тесно связанных с повседневной человеческой жизнью. Переакценрорование понятия на микрокосмос. Категориальный аппарат экзистенциализма нацелен на анализ настроения.Еще одна особенность- сближение философской проблематики с проблематикой психологии.

 

24. Особенности современной  западной философии. Философия  экзистенционализма, ее категорический  аппарат. Современная западная философия привела к созданию неоклассического типа западной философии. Причины трудностей изучения западной философии:

1.слабая изученность этапа западной  философии.

2.Современная философия отличается  нетрадициональным содержанием.В  составе философии выделяются:

- неотомизм

- экзистациолизм

- позитивизм

- постмодернизм

Неотомизм- проблема бога и человека, веры и разума. Центральной категорией является бог. Признаком является высшее духовное совершенство, всеведение, всемогущество

Сегодня в философии 21в. Главным  является неотомизм (современный представитель  католической церкви). Неотомиз основан  на учении Фомы ( Томас Аквинский)

Своеобразия учения в том, что в  нем глубокое существование двух способностей человека – веры и  разума. С 19в церковь стала возвышать  учение томизма, позже было признано Ватиканом единственно верным.Положении  неотомизма:

- в основе мира лежит чисто божественное бытие.

-мог может быть понят путем  гармонии разума и веры, науки  и религии.

-современная философия подчеркивает  высокую ценность не только  бога, но и отдельного человека. В неотомизме подчеркивается, что  личность не пассивна, поскольку бог, создав людей, не придает им окончательного вида, личность развивается сама.Экзестационизм- проблема человеческого существования. Крупнейшими представителями были Бердяев, Шестов, Сартр, Хайдеггер.Предпосылки:

-социальные

-тоталитарные

-духовные

Человеческая жизнь строится на основе чувств и переживаний.Особенности:

- создание  новой антологии

-понятие  человеческого бытия

-гланым  объектом должен быть мир субъективный, человеческий

Бытие человека характеризуется как уникальное, единое.

-переход  к новому набору понятий и категорий

Важнейшую роль играют:

-Трагедия

-Страдание

-Отчаяние

-Отчуждение

-Тоска

-Страх

-Болезнь 

-Смерть

-сближение  философской тематики с литературным  искусством. Философия может быть  истолкована по разному, но  ее упрекают пессимизме.

23. Философские проблемы назначения человека, свободы и творчества в философии Н.Бердяева.

В философии Бердяева можно выделить следующие темы: моральная тема, проблема сущности и существования  человека, историческая тема. Этическая  теория Бердяева по содержанию религиозно-идеалистическая. Моральный закон предназначен для людей, но по своему происхождению сотворён Богом. Постижение людьми божественного закона – длительный процесс, разные виды морали развиваются от низших ступеней к высшим.Формы морали:

- этика закона – основана на определённых запретах, табу

- этика искупления – в ней  проявляется благодатная сила  Бога

- этика творчества – человек  творец, уподобляется Богу, забывает  о себе.Нравственное спасение  может быть только соборным. Человек  – центр всего бытия. Личность представляет большую ценность, чем общество, государство. Бердяевскую теорию относят к философии экзистенциализма или философии человеческого существования. Исторический процесс для него – сфера непостижимого. В вопросе об истории настроения неразрешимости противоречий, возращении её к первоначальному хаосу. Положительно он оценивает период средневековья, где дисциплина рыцарей и монастырей. Но начиная с эпохи Возрождения, человек стал отрекаться от Бога, началось падение человека и гуманизма. Истоки кризиса современности он видит в том, что человечество отвернулось от Бога. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия, он видит к обращению к христианству.

 

 14. Философия эпохи Возрождения: новая картина мира (Н.Коперник). Пантеизм (Дж.Бруно)

Историческими предпосылками начала нового этапа в развитии философской  мысли были глубокие перемены  в  обществе и его культуре. Суть этих изменений сводилась  к начавшемуся  переходу от федеральных социально-экономических  отношений к буржуазным. Начало новой онтологии положил Николай Коперник (1473-1543), польский ученый-астроном, доказавшей в своей книге «Об обращениях небесных сфер» , что Земля не есть неподвижный центр Вселенной , а сама вращается вокруг Солнца и собственной оси. Свои открытием  Копернику, как о нем говорят, удалось остановить солнце и привести в движение землю, т.е. опровергнуть признанную церковью геоцентрическую систему и  обосновать новую, гелиоцентрическую систему взглядов на устройства мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной  Человечество со своей планетой оказалось не главным и любимым созданием Бога,  единственным центром вселенной, а всего лишь одним из многих природных явлений. Дж. Бруно (1548-1600) Он обосновал идею бесконечности Вселенной, идею о существовании во Вселенной , бесчисленного множества миров, подобных миру Солнечной системы. Он представлял  Бога не  как особую личность, занимающую особое, центральное место во Вселенной, т.е не по официальной церковной схеме, а по-своему. Как нечто погруженное в природу, растворенное в ней.  Подобный взгляд на местоположение Бога называется пантеизмом в отличие от признаваемого официальной церковью теоцентризма, рассматривающего бога, в качестве особой личности, находящейся в центре мировоззрения.

Таким образом с точки зрения своей онтологии, философия  Возрождения  была философией перехода от теоцентризма к пантеизму, «всебожия».

 

4. Предпосылки возникновения  философии: общие и частные

Появление философии во всех её 3 формах было обусловлено культурными предпосылками: мифологией, религией, первых древних наук.

Предпосылки:1.Связанна с увеличением  уровня экономического развития –  географическое положение, хороший  климат, торговля.

2.Вслед за экономикой вырос  уровень культуры.

Эти общие причины существовали во всех трех районах мира(Др. Греция, Китай, Индия), однако,  наивысшего развития философия получила в Др. Греции.

Почему?

Кроме указанных причин в Греции были дополнительные предпосылки:1.Отсутствие в Д. Греции развитой религиозной  касты

2.Древние греки отличались некоторыми  особенностями национальной психологии  – в их характере присутствует  стремление к соревнованиям не  только спортивным, но и интеллектуальным.

3.Была связана с установлением  демократических порядков.

 

22.Религиозно-идеалистическая философия В. Соловьева. Концепция всеединства. Основоположник русской религиозной философии. Считал, что главная задача философии – дать русскому человеку правильное понимание христианской ценности или божественной мудрости, т.е. Софии. Ни философия, ни наука без веры дать это знание не может, т.к. значение будет не полным. Человек должен познать Бога. Бог – всеединство мира, потому что мир начинается с творения Бога. Сначала Бог творит:1.неограниченная природа.2. растительное. 3.животное. 4.человеческое царство. Цель человеческой жизни воссоединение с Богом вернуться к нему, т.е. попасть в царство божье. Божье царство – общество нравственных людей, верующих в Бога. Главная сложность в том, что даже верующие люди веруют в него по-разному. Для того, чтобы создать Божье царство или абсолютное всеединство, нужно создать всемирную церковь, т.е. установить единую веру. В качестве первого шага он придумал единую христианскую веру.

 

5.Философия Древней  Индии и Древнего Китая.

Общая характеристика и основные направления философии Древней Индии. Особенности древне-восточной философии: 1. самая ранняя форма философии, еще не отделившаяся от мифологии. 2. философия является частью единства, в которое входит религия и мораль. 3. форма философии – религиозно-философские учения. Ведизм – основа др.индийской философии. Это религия, основой которой явл. Веды – 4 сборника религиозных текстов. На основе Ведизма сформировались все основные направления философии. Материализм – философское учение Вайшеимка. Весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов, которые движутся. Движение атомов вызывает Бог, который действует по законам кармы. Объективный идеализм – философское учение Уланишады. Мир сотворило духовное начало. Человек и его душа – это часть мира. Субъективный идеализм (Йога) – философское учение, главное в мире – душа отдельного человека, которая порабощена его телом. Цель жизни человека – освобождение души с помощью психической тренировки. Когда человек научится управлять своей психикой, он станет хозяином своего тела. Буддизм возник в середине 1 тыс.до н.э. как религиозно-философское учение, которое превратилось в мировую религию. В основе буддизма лежит учение о Карме. Сансара – учение о многократном рождении души (плата за грехи). Нирвана – учение об освобождение души от тела, о прекращении рождений (высшее счастье). Каждый человек может стать буддой, т.е. избавиться от тела и превратиться в высший дух, который выше богов. Для этого нужно понять и благородные истины:1.жизнь-зло и страдания; 2.причина страданий – желание;3.от страданий можно спастись;4.спасение в отказе от желаний. 5 моральных норм:1. не наносить вреда всем живым существам. 2.быть правдивым.3. не воровать. 4.от страданий можно спастись. 5. не пить спиртного. +человек должен стать монахом.

Общая характеристика и основные направления философии Древнего Китая. Особенности древне-восточной философии: 1. самая ранняя форма философии, еще не отделившаяся от мифологии. 2. философия является частью единства, в которое входит религия и мораль. 3. форма философии – религиозно-философские учения. Основой  философских взглядов др. Китайцев был миф. Конфуцианство. Конфуцзы. Мир создан верховным божеством – Небо. Все в мире вечно и неизменно, общество тоже не изменяется, прогресса нет. В обществе господствует принцип: «я переедая, а не создаю». Основой общества является традиция. Общество организовано по принципу семьи. Правитель – это отец, а поданные – дети. Те кто управляет нравственно совершенные люди, те кем управляют – аморальные, поэтому они должны только трудиться и кормить управляющих.  Даосизм. Лаоцзы. От слова Дао –путь. Даосизм утверждает, что все в мире находится в постоянном развитии и изменении. Жизнь – непрерывный поток движения. Общество тоже движется к равенству и справедливости. Людей ведет Дао – божественный путь. Они должны пассивно и покорно идти по этому пути. Главный принцип – недеяние. Символ – человек в лодке без весел. Прогресс лаоцзы понимал, как движение назад в золотой век. Где не было вражды и не справедливости, потому что народ был не грамотным. Счастье страны – это народ  у которого нетзнания, потому что им легко управлять. Даосизм – еще одна национальная Китайская религия.

19.Система и метод  философии Гегеля. Основой сего, что существует в мире является мировой дух или абсолютная идея – объективно существующее понятие. Человек стремится познать его понятие через его воплощение. Мировой дух постоянно познает себя. В процессе самопознания он развивается. Весь мир – результат самопознания духа. Мировой дух проходит 3 состояния: 1. он создает логику, 2. он создает природу, 3. он создает общество. После этого мировой дух возвращается к себе и развитие заканчивается. Диалектика – саморазвитие понятия. 3 закона диалектики: 1. Развитие всегда имеет внутреннюю причину. Этой причиной является борьба и единство противоположностей(сторон, которые взаимно исключают друг друга). Их борьба – постоянный источник движения, т.е. развитие. 2. В пределах меры могут изменяться количественные характеристики предмета без изменения его качества. Если предел меры нарушается, возникает новое качество. 3. Закон отрицания. Развитие идет от низшего к высшему, от старого к новому. Высшее и новое – отрицание низшего и старого. На смену им придет еще более новое и высшее и появится отрицание второго порядка и так до бесконечности. Отрицание – уничтожение старого новым, но не все старое уничтожается. Та часть старого, которое не утратило своего знания, сохраняется в новом. Процесс перехода всего полезного из старо в новое называется снятие. Диалектический метод предполагает вечное и бесконечное развитие; философская система Гегеля это движение заканчивает. В этом и заключается противоречие между системой и диалектическим методом Гегеля.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"