Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка
3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.
Абсолютная идея:
1.Она есть нечто идеальное, а не материальное;
2.Не неподвижное, а наоборот постоянно развивается и обретает новый облик, форму бытия виде природы.
3.Абсолютная идея
8. Жизнь и философия Сократа. Начало философской антропологии.Наиболее продолжительным стал так называемый «Сократический этап» в развитии философии. Этот этап совпадает со временем наиболее военно-политическим развитием, расцвета демократических греческих городов, крупнейшим из которого было афинское государство. Основным содержанием стал переход от предфилософии к подлинному философскому значению.
Особенности этого этапа:
1. Философия окончательно
2. Сформировались основные философские понятия, категории, которые сегодня образуют «каркас» философского знания.
3. Возникли в тоже время
Сократ обосновал два
1. У людей существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим достоянием, высшим добром и справедливости.
2. Он первым поставил вопрос
о качественном принципиальным
отличии человека от природы.
В связи с этим он обосновал
мысль: именно человека, а не
природу надо поставить в
Для их обоснования выстроил цепь рассуждений:
1. Весь окружающий мир является
результатом деятельности
2. Природа неподвижна, пассивна, а человек более подвижен, более активен.
3. Человек возвышается над природой и еще потому, что в высшую силу человека вложены особые способности и, прежде всего особый божественный голос.
4. Божественный голос изначально
звучит в каждом из людей
с разной степенью силы, поэтому
смыслом человеческой жизни явл
5. Задачу философского знания
можно сравнить с ролью «
18 Философия И.Канта. Теория познания. Априорные категории. Понятие «вещь в себе».
Родоначальником немецкой классической
философии является Иммануил Кант 1724
– 1804 г. В его творчестве ярко проявились
все указанные особенности
I – критика чистого разума
II – критика практического разума
III – критика способности
№ 3 Историческое значение теории познания Канта
Главная идея этой теории формулировалась так: «Прежде чем познать мир, нужно выяснить можем ли мы это сделать». «Философия должна, прежде всего, исследовать познавательные особенности человеческого разума» - причем философ должен стремиться к тому, чтобы эта оценка была не хвалебной, а критической, т.е. у нашего разума есть сильные стороны и слабые – это был каперинканский переворот в теории познания.
5 положений теории познания Канта:
1.Не разум согласуется с
2.Роль разума состоит в том, чтобы приспосабливать окружающий мир, вещи под изначальные, врожденные формы разума.
3.Процесс познания разумом
4.Человек видит мир не таким,
каков он есть на самом деле,
а лишь таким, каким он может
его видеть через туман»
5.Тем не менее эти формы,
которыми мы постоянно
17. Философия эпохи
Просвещения: критика религии,
механический материализм,
15. Философия и наука Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Буржуазные революции в
Новое время, начавшееся в 17 веке стало
эпохой утверждения и постепенной
победы в Западной Европы капитализма,
как нового способа производства,
эпохой быстрого развития науки и
техники. Под влиянием таких точных
наук, как механика и математика,
в философии утвердился механицизм.
В рамках этого типа мировоззрения природа
рассматривалась, как огромный механизм,
а человек, как инициативный и деятельный
работник.
Основной темой философии Нового времени
стала тема познания. Сложились два крупных
течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу человеческого
знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс,
Локк) утверждали, что основным источником
достоверного знания о мире являются
ощущения и опыт человека. Наиболее
обстоятельно эта позиция изложена
в творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником эмпирических методов
познания (наблюдение, эксперимент). Философию
он считал опытной наукой, основанной
на наблюдении, а ее предметом должен быть
окружающий мир, включая и самого человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем
полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.
Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность
имели взгляды Спинозы, утверждавшего,
что природа - есть причина самой себя
и всех протекающих в ней процессов. Бог
не стоит над природой, а является ее внутренней
причиной. Знание достигаются разумом
и оно является первейшим условием свободной
деятельности человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал
духовный характер мира. Основой мироздания
являются монады, как единицы бытия, придающие
миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.
11. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, человеке и государстве. Первооснова мира – это первоматерия, которая проявляется четырьмя элементами: огонь, воздух, земля, вода. Первоматерию изучает физика, т.е. естественные науки. Первоматерия – эта первая причина возникновение вещей, вторая причина – форма, т.к. без нее вещь не существует. Третья причина – действующий человек и его действия. Четвертая причина – цель. Процесс создания вещи – это движение или развитие. Существует 6 видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемещение в пространстве, изменение качества. Движение происходит только с материей, но у всей живой природы есть еще и душа. Душа и тело друг без друга не существует. Аристотель создал теорию познания в которой материальный мир объявил первичным по отношению к человеческому разуму. Познание начинается с ощущений, на их основе возникает представления. Они проверяются опытом и закрепляются в памяти. Аристотель создал теорию идеального общества. Люди разделены на 3 социальные группы: 1. очень богатые. 2 крайне не имущие. 3.средние слои. Если власть в обществе принадлежит беднякам или богачам в обществе идет гражданская война Поэтому власть должна принадлежать среднему классу. С помощью законов и морали средний класс будет бороться с чрезмерным обогащением и обнищанием. В этом обществе будут господствовать всеобщие добродетели: самоограничение, умеренность.