Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
9. Философские взгляды И.Канта.
До 70-х гг XVIII в — период деят-ти в области естест-х наук. Отсюда и произведения Всеобщая естеств. история,Теория неба. Кант пытался связать атомизм с соврем-ными научными открытиями, с картиной мира того времени. Это время — расцвет классич-кой механики. Вселенная — объективно сущ-щая, познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны, признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс имел начало. Работы Критика чистого разума,Кр. практич. разума,Спос-ти суждения. Гл. в знании — логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об антиномиях противоречиях: напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость и нет причинности. Этика: Кр.практ. разума. На личность смотрит как на самоцель ч-к живет для выполнения своей цели. Моральный закон м.б. только формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа око за око. Эстетика: Кр.способности суждений. Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий. Общество: Верховная власть народа народный суверинитет, но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком. Антиномия противоречие в законе — противоречие м-ду двумя суждениями, кажд. из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое только к миру вещей в себе тезис, применяется к миру опыта, где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное антитезис. Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются фундаментальных фил. проблем.
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. — Мир не имеет… и бесконечен в пр-ве.
2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. — Ни одна ваещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
3. Причинность
по законам природы
4. К миру
принадлежит безусловно
Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме — естеств. и неизбежная иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания. Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения диалект. противоречий познав. процесса.
10. Философские взгляды Гегеля.
Натурфилософ Гегель разраб-ет диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон противоречий. Бытие — ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис — антитезис. Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность, противоречие. Тождественность вещи самой себе — только видимость, при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение противоречия ведет к появлению нечто нового, которое проходит те же стадии. В отличие от Маркс-й диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у Маркса — должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть: системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг. развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие, противоп-ти и противоречия.
Гегель дал философии язык науки — определенность и конкретность понятий. Философия Гегеля — система объект-го идеализма. Исходит из трех элементов: логическая идея, природа, дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые стадии и категории, то вселяясь в природу — соединение логич. идеи и материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот-м порождается дух, кот-й развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом, кот-й призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный дух. В основе всего лежит идея. Работы: Наука логики, Энцикопедия фил. наук. С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка, кот. мы пользуемся сейчас — те категории, понятия … Исходит при построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон, логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с простейших понятий, с бытия.
3 стадии духа:
- субъективный самопознание, разум отдельного ч-ка
- объективный сознание общества
- абсолютный абс. идея — основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во. Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о сущности признает познание сущности. Категории: сущность, сущ-ние, закон, возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение о понятии. Понятие — начало всякой жизни. Гл. понтяие — абс. идея как субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное. Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме. Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть — поведение в семье.
11. Философские взгляды Л. Фейербаха.
Фейербах с точки зрения филос-х воззрений прошел сложный путь: назад с Гегельянства Гегель — его учитель, но быстро его преодалел и перешел на позиции материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения — диалектики. Основное содержание и смысл философии — отстаивание материализма. Характерная особенность мат-ма Ф. — антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.: эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: К критике фил. Гегеля.
12. Развитие философской мысли в России.
В истории
отечественной философской
В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода закона и благодати, первый подготовительный, второй – это эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым – великое будущее.
Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига, а в XV – XVII веках философская мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли. Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм.
Один из крупнейших представителей исихазма – Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433 – 1508) и философа XVI века Максима Грека (1470 – 1556). Влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли, в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.
В России XVI – XVII веков получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI в.). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы. В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват Ю. Крижанич (XVII в.) выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму.
С реформами
Петра I начинается второй период в
истории отечественной
Значительным
событием в культурной жизни России
стало открытие в 1755 году Московского
университета. Самое активное участие
в его создании принимал М.В.Ломоносов
(1711-1765). Будучи естествоиспытателем, он
внес большой вклад в развитие
науки и пропаганду натурфилософии.
Основой природных явлений
Проблема
человека – в центре внимания писателя
и общественно-политического
Таким образом, к началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей философского знания. В то же время процесс становления оригинальной русской философии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла немецкая классическая философия, прежде всего учение Ф. Шеллинга, позднее – Г. Гегеля, проникавшие в Россию в первые десятилетия XIX века. Именно философия Ф. Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате которого начинается третий, наиболее продуктивный период в истории отечественной философии.
13. Общая характеристика марксистской философии.
Уже в самом начале творческой дея-сти Маркс сознаёт своё призвание в защиту интересов бедной, политически и социально обездоленной массы…Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой класс-кой фил-ии.Начиная с 1842г Маркс изучае новое об-ное движение — соцмализм и коммунизм. В полетариате Маркс увидел особый класс, призванием к-го яв-ся уничтожение существующего миропорядка.
В своих идеях Маркс использовал идеи ФейербахаВ 1844г Маркс пишет Экономико-фил-е рукописи 1844г. Главная идея рукописи — определяющая роль труда, материального пр-тва в антропологическом становлении и последующем развитии человека.Буржуазные критики марксизма пытались доказать, что свои выводы Маркс делает на основе заимствованных у Гегеля и Феиербаха идей. На самом деле, Маркс исходит не из этих понятий, а из конкретных эк-ких фактов. К середине XIXв капитализм проявил свою сущность, к-я выражалась в нещадной эксплуатации отчуждении результатов чужого труда и их присвоение. Это выражалось в выступлениях рабочих, к-е носили стихийный характер, оканчивались поражением, т.к. они были направлены против конкретных лиц, не осознавая, что причина в существующих производственных отношениях. Приобретенный опыт способствовал объединению рабочих, выступления становятся более мощными, охватывая не только предприятия, но и целые города, целые области, целые страны черкесское движение в Англии.Естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма Были сделаны 3 великих открытия, к-е послужили основой изменения мировоззрений: