Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

9. Философские взгляды И.Канта.

 

До 70-х гг XVIII в — период деят-ти в области естест-х наук. Отсюда и произведения Всеобщая естеств. история,Теория неба. Кант пытался связать атомизм с соврем-ными научными открытиями, с картиной мира того времени. Это время — расцвет классич-кой механики. Вселенная — объективно сущ-щая, познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности  непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны, признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс имел начало. Работы Критика чистого разума,Кр. практич. разума,Спос-ти суждения. Гл. в знании — логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об антиномиях противоречиях: напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость и нет причинности. Этика: Кр.практ. разума. На личность смотрит как на самоцель ч-к живет для выполнения своей цели. Моральный закон м.б. только формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа око за око. Эстетика: Кр.способности суждений. Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий. Общество: Верховная власть народа народный суверинитет, но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком. Антиномия противоречие в законе — противоречие м-ду двумя суждениями, кажд. из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое только к миру вещей в себе тезис, применяется к миру опыта, где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное антитезис. Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются фундаментальных фил. проблем.

1. Мир имеет  начало во времени и ограничен  в пр-ве. — Мир не имеет…  и бесконечен в пр-ве.

2. Всякая сложная  субстанция состоин из простых частей. — Ни одна ваещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3. Причинность  по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений. Существ. спонтанная причинность. — Нет никакой свободы, все совершается в мире по зак-нам природы.

4. К миру  принадлежит безусловно необходимая  сущность как его причина .- Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира — как его причины.

Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме — естеств. и неизбежная иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания. Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения диалект. противоречий познав. процесса.

 

10. Философские взгляды Гегеля.

 

Натурфилософ  Гегель разраб-ет диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон противоречий. Бытие — ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис — антитезис. Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность, противоречие. Тождественность вещи самой себе — только видимость, при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение противоречия ведет к появлению нечто нового, которое проходит те же стадии. В отличие от Маркс-й диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у Маркса — должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть: системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг. развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие, противоп-ти и противоречия.

Гегель дал  философии язык науки — определенность и конкретность понятий. Философия  Гегеля — система объект-го идеализма. Исходит из трех элементов: логическая идея, природа, дух. Логическая идея в  процессе развертывания проходит любые  стадии и категории, то вселяясь в  природу — соединение логич. идеи и материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот-м порождается дух, кот-й развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом, кот-й призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный дух. В основе всего лежит идея. Работы: Наука логики, Энцикопедия фил. наук. С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка, кот. мы пользуемся сейчас — те категории, понятия … Исходит при построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон, логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с простейших понятий, с бытия.

3 стадии духа:

- субъективный  самопознание, разум отдельного ч-ка

- объективный сознание общества

- абсолютный абс. идея — основа всего бытия.

Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во. Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о сущности признает познание сущности. Категории: сущность, сущ-ние, закон, возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение о понятии. Понятие — начало всякой жизни. Гл. понтяие — абс. идея как субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное. Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме. Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть — поведение в семье.

 

11. Философские взгляды Л. Фейербаха.

 

Фейербах  с точки зрения филос-х воззрений прошел сложный путь: назад с Гегельянства Гегель — его учитель, но быстро его преодалел и перешел на позиции материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения — диалектики. Основное содержание и смысл философии — отстаивание материализма. Характерная особенность мат-ма Ф. — антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.: эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: К критике фил. Гегеля.

 

12. Развитие философской мысли в России.

 

В истории  отечественной философской мысли  выделяют несколько периодов: первый - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; второй- философия эпохи Просвещения (XVIII – начало XIX вв.); С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и определяет ее характер. Первый период в истории отечественной философской мысли характеризуется полным преобладанием религиозной мысли. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина. В формировании отечественной философской мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыслителя Иоанна Дамаскина (675 – 750) «Источник знания» (особенно первая часть «Диалектика»). Творческой переработкой труда В. Великого является и популярный «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Широкое распространение на Руси получили сборники «Пчела», «Диоптра», «Толковая Палея», «Изборники» 1073 и 1076 годов. Таким образом, закладывались основы для формирования древнерусской философии.

В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита  Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода закона и благодати, первый подготовительный, второй – это эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым – великое будущее.

Формирование  и развитие отечественной философской  мысли не прерывалось в годы монгольского ига, а в XV – XVII веках философская  мысль переживает подъем. В это  время усиливается влияние на нее православной, византийской и  западной мысли. Важной составляющей отечественной  культуры этого периода является исихазм.

Один из крупнейших представителей исихазма – Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433 – 1508) и философа XVI века Максима Грека (1470 – 1556). Влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли,  в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.

В России XVI – XVII веков получила развитие также  общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI в.). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим. Отсюда следует   мессианская роль Москвы. В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват  Ю. Крижанич (XVII в.) выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму.

С реформами  Петра I начинается второй период в  истории отечественной философии. Происходит процесс размежевания философии  и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль. Представители  «ученой дружины» Петра (Феофан Прокопович, В. Татищев и др.) теоретически обосновывали реформы государства и церкви, предвосхищая идеи будущих «западников». К середине XVIII века складываются либеральное (Д.И. Фонвизин) и консервативное (М. М. Щербатов) направления социально-политической мысли.

Значительным  событием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году Московского  университета. Самое активное участие  в его создании принимал М.В.Ломоносов (1711-1765). Будучи естествоиспытателем, он внес большой вклад в развитие науки и пропаганду натурфилософии. Основой природных явлений ученый считал материю, которая понимается им как элементы и группы элементов  – корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей  – суть движение материи. Ломоносов  выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, М. В. Ломоносов формулирует  закон сохранения материи: «Ежели где убудет немного материи, то умножится в другом месте». Природа, таким образом, не нуждается в божественном вмешательстве. Несмотря на то, что М.В. Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии («Правда и вера суть две сестры родные»). М.В. Ломоносов – деист. Его учение знаменует появление в России светской натурфилософии.

Проблема  человека – в центре внимания писателя  и общественно-политического деятеля  А.Н. Радищева (1749-1802). Основываясь на идеях французских просветителей: теории общественного договора, естественного  права, приоритета закона, А.Н. Радищев  критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет  трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Позиция А.Н. Радищева в трактате неоднозначна. С одной  стороны, он исследует проблему природного происхождения человека, его смертности, опираясь на современные ему философские  и научные  представления, с другой, признает бессмертие души, не сумев  материалистически объяснить происхождение  «мыслительной способности». В связи  с этим А.Н. Радищев дополняет  материалистическое учение традиционным религиозно-философским.

Таким образом, к началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется  ряд областей философского знания. В то же время процесс становления  оригинальной русской философии  еще не завершился. Решающую роль здесь  сыграла немецкая классическая философия, прежде всего учение Ф. Шеллинга, позднее  – Г. Гегеля, проникавшие в Россию в первые десятилетия XIX века. Именно философия Ф. Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате которого начинается третий, наиболее продуктивный период в истории отечественной философии.

 

13. Общая характеристика марксистской философии.

 

Уже в самом  начале творческой дея-сти Маркс сознаёт своё призвание в защиту интересов бедной, политически и социально обездоленной массы…Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой класс-кой фил-ии.Начиная с 1842г Маркс изучае новое об-ное движение — соцмализм и коммунизм. В полетариате Маркс увидел особый класс, призванием к-го яв-ся уничтожение существующего миропорядка.

 

В своих идеях  Маркс использовал идеи ФейербахаВ 1844г Маркс пишет Экономико-фил-е рукописи 1844г. Главная идея рукописи — определяющая роль труда, материального пр-тва в антропологическом становлении и последующем развитии человека.Буржуазные критики марксизма пытались доказать, что свои выводы Маркс делает на основе заимствованных у Гегеля и Феиербаха идей. На самом деле, Маркс исходит не из этих понятий, а из конкретных эк-ких фактов. К середине XIXв капитализм проявил свою сущность, к-я выражалась в нещадной эксплуатации отчуждении результатов чужого труда и их присвоение. Это выражалось в выступлениях рабочих, к-е носили стихийный характер, оканчивались поражением, т.к. они были направлены против конкретных лиц, не осознавая, что причина в существующих производственных отношениях. Приобретенный опыт способствовал объединению рабочих, выступления становятся более мощными, охватывая не только предприятия, но и целые города, целые области, целые страны черкесское движение в Англии.Естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма Были сделаны 3 великих открытия, к-е послужили основой изменения мировоззрений:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"