Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
Наука исследует
многообразные формы
Пространство, время, движение, материя — неразрывно связаны друг с другом — это означает, что изменение одного из этих элементов ведет к изменению всех остальных. Эти идеи подтверждаются развитием науки и практики.
20. Происхождение и сущность сознания.
Проблема сознания явл-ся одной из самых сложных. Долгое время материалисты и идеалисты считали, что вместилищем души яв-ся сердце. Эти идеи трудно было опровергнуть, добывая новые знания, т.к.
1церковь запрещала изучение чел-го тела; 2вмешательство в деят-ть сердца приводило к смерти.
Диалектический материализм, опираясь на данные естественных наук, доказывает, что сознание вторично по отношению к материи. Это обусловлено:
1. сознание
исторически вторично, т.к. материя
вечна, а сознание появляется
на определенном этапе
2.сознание
— функция мозга; мозг —
материальный носитель
3.сознание
— высшая форма отражения
4.сознание явл-ся продуктом общественного развития
Сознание имеет сложную 2-х уровневую структуру:
-чувственное — в форме ощущения, восприятия, представления, эмоции;
-рациональное-понятие, умозаключение и основанные на них теории, факты, проблемы, гипотезы, идеи.
Каждая высшая форма основывается на всех низших и без них не может существовать.
Сознание идеальное. Это означает, что в сознании нет вещественного. Проблема идеального очень сложная, т.к. идеальное — это то, что есть и то, чего нет. Маркс писал идеальное-это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
21. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Сознание - высшая форма отражения действительности.
Отражение — это результат изменений, которые происходят в процессе взаимодействия различных систем это изменения в системе, которое действует и системы на которую действуют. Изоморфизм — это отражение, которое дает адекватное отображение, сохраняя соответствие отражений между точками. Гомоморфизм — это отражение, которое искажает отношения между соответствующими элементами.
В результате эволюции выделились такие формы отражения:
1 физическое- самое элементарное — материально, пассивно, непосредственно, нет избирательности и специального органа отражения.
2 раздражимость -ответная реакция на жизненно важные воздействия на данную систему, позволяет живой системе приспособиться к изменяющимся воздействиям.
3 чувствительность — идеально, т.е. отражение отрывается от
22. Свобода и необходимость.
Упрощенчески-
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода - это "возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля".Свобода, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни.
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна.
В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода: - детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);
- индетерминизм
(гипертрофирующий, напротив, автономию
воли, противопоставленной
- принцип
единства, взаимообусловленности свободы
и необходимости.
На основе
результатов диалектического
1) познание необходимости;
2) выработку программы деятельности (на основании познанного);
3) реализацию этой программы на практике.
23. Познаваемость мира и сущность познания.
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:
— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:
— природа познания;
— возможности и границы познания;
— отношение знания и реальности;
— соотношение субъекта и объекта познания;
— предпосылки познавательного процесса;
— условия достоверности знания;
— критерии истинности знания;
— формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:
— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);
— episteme — знание, умение, наука.
В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:
— знание как данность, добытый факт;
— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.
Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
Теория познания должна:
— обосновывать всякое знание,
в том числе естественно-
— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:
— исследует природу
— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);
— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;
— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
24. Роль практики в процессе познания.
Диалектический
материализм практику интерпретирует,
исходя из материалистических принципов.
Практика — это чувственно предметная
деятельность людей, их воздействие
на тот или иной объект с целью
его преобразования для удовлетворения
исторически сложившихся
Практика в процессе познания играет очень важную роль, т. к. выполняет 4 функции:
1. Практика — основа познания, источник научного познания, т. е. наука развивается благодаря возникновению потребности практики. Так геометрия возникла из необходимости восстанавливать границы земельных участков в Египте в долине реки Нил. География возникает в связи с необходимостью описывать землю, чтобы не повторять открытия и т. д. Химия, физика, медицина возникают как науки, которые в связи с практическими потребностями должны давать знания о природе, о веществе, и человеке и т. д. в современных условиях возникновение новых наук обусловлено практическими потребностями.
2. Практика
— движущая сила развития
3. Практика
сфера приложения знаний, это
значит, что знания приобретаются
для внедрения в практику, для
практического применения, для практического
преобразования
4. Практика
— критерий истины. Это означает,
что только практики может
дать окончательный ответ о
том, является ли знание
25. Диалектический характер в процессе познания. Единство чувственного и рационального.
1 обусловлен многими причинами, т. к. сама действительность развивается, а познание является осознанным отражением объективной действительности, то и само познание как отражение развивается: уточняется, углубляется, совершенствуется, приближаясь к познаваемому объекту.
2 результат
познания — теоретическое
3 знания получают
на уровне эмпирии, т. е.
4 знание идеально,
а объективная
5 важным фактором
развития познания является то,
что познание осуществляется
сознанием, которое имеет
Вопрос о том, что представляет собой ощущение, интересовал биологов, физиологов, медиков, психологов. В XVII-XVIII в. над этой проблемой работали многие исследователи. Немецкий ученный Мюллер приходит к выводу, что ощущения не дают знаний об объекте. Они только устанавливают нарушения равновесия специфической энергией, находящейся в состоянии равновесия. В результате воздействия нарушается равновесие и это воспринимается человеком как ощущение. В действительности, аргументы Мюллера не состоятельны, т. к. свечения вызваны разным воздействием, имеет разный характер.
В результате исследований констатирует: ощущения — это символы объекта. В действительности, символ может иметь что-то общее или не иметь с отражаемым объектом. Плеханов пытается исправить положение, вытекающее из идей Гельмгольта,ощущения — это символы, но чаще всего символы не имеют ничего общего с ощущениямикирпич на дороге, запрещающий проезд, дорожные знаки, поэтому Плеханов утверждает, что ощущения — это иероглифы, однако иероглифы т. ж . чаще всего не имеют ничего общего с отражабщим объектом. Ленин подчеркивает, сказать иероглифы — это означает ничего не сказать. Анализируя сущность знания, Ленин делает вывод, что ощущения — это субъективный образ объективного мира. То же самое в целом можно сказать, что знание — это субъективный образ объективного мира, т. к. знание как гносеологический образ представляет собой динамическую с-му взаимосвязанных му собой эл-тов — это ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения.