Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
1,Открытие
закона сохранения и
Закон
сохранения и превращения
Шлейдин, Шванн, Горячев практически независимо друг от друга показали, что вся живая материя имеет единую структурную единицу — клетку, к-я функционирует, развивается, возникает и гибнет по одним и тем же законам, независимо от форм материи, т.е вся живая материя едина.Дарвин показал, что все виды живой материи яв-ся рез-том естественного отбора, приспособленные к изменяющимися условиям, т.е. было доказано, что все находится в универсальной взаимосвязи и в развитии, опровергаются догмы религии и идеализм.
Основываясь
на данные естествознания, Маркс
и Энгельс создали новую
Особенности марк-кой фил-ии1.Сис-ма и метод становятся едиными, т.е ДМ=МД.2.Впервые диал-ий мат-изм был достроен до конца, т.е. об-во впервые стало рассматриваться с позиции материализма.3.Впервые создана фил-я, служащая орудием революционного преобразования объективной Дей-сти.4.Впервые была создана фил-я широких масс.5.Впервые была создана фил-я, отражающая прогрессивные тенденции развития, поэтому она яв-ся духовным оружием эксплуатируемых6.Впервые фил-я яв-ся последовательно атеистической, ведет непримиримую борьбу против религии, идеализма.7.Впервые фил-я строго научно обоснована, т.к. главной целью она ставит тесный союз му фил-ей и естествознанием, без чего развитие фил-ии невозможно.
14. Социально-экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксизма
1.Английская
политэкономия А.Смит, Д. Риккардо,
создавшие теорию трудовой
15. Современные немарксистские философские учения.
Современная философия имеет ряд своих особенностей:
1. Для нее
прежде всего характерен
2. Вторая особенность
современной философии —
· идея главенства изучения жизни индивида над исследованием человеческих общностей классов, народов, наций, этносов и др.;
· движение от
идеи разумного и свободного человека
к идее человека, имеющего не только
разум и сознание, но и подсознание,
которое вместе с интуицией становится
центром современной
· разум и сознание отдельного человека и что важнее общественное сознание не понимаются теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что ими манипулируют раз- личные силы государства, партии, авторитеты и даже иррациональные силы — масоны, маги, тайные ордена и др.
3. ШИРОКОЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Новое видение мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях сознания вне обыденности и рациональности, особом языке, описывающем реальную загробную жизнь в специальных понятиях. Другой важный момент нового взгляда обнаруживается в принципиальной приграничности его с наукой и практикой. Там, где практика не достигла уверенной регулярности, повторяемости, а наука не представляет достоверного объяснения, всегда находится место для магии, паранормальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика всегда ограничены. И, следовательно, мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистическим, магическим представлением о мире.
Известный вклад
в иррационально-мистическую
От общей характеристики переходим к основным философским течениям и школам современной западной философии.
16. Проблема бытия. Основные формы бытия.
Бытие явл-ся одной из основополагающих категорий. Многие философы ставят эту категорию в основу своей философской системы. Такой подход явл-ся неправомерным, т.к. он не позволяет провести четкую грань между материальным и идеальным. Бытие — это философская категория, которая обозначает все то, что имеет место, существует. Но существование различно, так мысли существуют только в сознании субъекта, поэтому они обладают субъективным бытием. Предметы вне субъекта, не зависимые от человека обладают объективным бытием. Гегель считал, что бытие появляется вследствие саморазвития абсолютной идеи. Абсолютная идея — всеохватывающая и обладает внутренними противоречиями, развитие которых приводит к разрешению противоречий и порождается нечто и ничто. Но ничто не существует, т.к. это другая форма нечто. Нечто развиваясь порождает бытие и небытие. Но небытия нет, т.к. небытие -это другая форма бытия или инобытие.
Бытие — объективно, неуничтожимо всеобщее бытие, оно проявляется в конкретных формах бытия, которые многообразны: материальные и идеальные: физические системы, химические организации, социальные.
Природа обладает различными формами бытия: объекты, процессы, вещи.
Идеальное бытие — ощущения, восприятия эмоций, умозаключений, идей, проблем, теории, гипотез, фактов, учений.
17. Понятие материи. Современная наука о структуре материи.
Современная наука о структуре материи. Понятие материи возникает в глубокой древности одновременно с философией. Различные философские ученые материю интерпретировали по-разному: Идеалисты: материю понимали как производную от сознания бог, абсолютная идея, мировая воля, абсолютный разум — объективные. Ощущение, восприятие, представление, идеи, теории, гипотезы, переживания, чувства, воля — субъективные. Материалисты считают, что материя не зависит от сознания, что сознание — это свойство материи вторично по отношению к материи, зависит от материи.
Древние материалисты сводили материю к конкретному веществу субстанции — милетская школа, к праматери, первовеществу, т.е. понимали как нечто, из чего состоят все окружающие явления, вещи.
В средневековье в эпоху Возрождения считали, что природа, материя создана богом и ее состояние зависит от бога. В новое время сохраняется идея о том, что бог-создатель, но при этом бог растворяется в природе, т.е. сама природа-бог. Природу возводили в статус бога, исследуя конкретные процессы, явления, исходили из атомной теории строения вещества Демокрит. Эта идея успешно работала в физике — Ньютон, в химии — Ломоносов. Определение Материя есть все то, что действуя каким то образом на наши органы чувств вызывает ощущения не верно, т. к. оно не полное. Поэтому проблема материи продолжала оставаться актуальной в последующие годы. Открытия в области физики, химии, которые не могли быть объяснены с позиции метафизического материализма привели к краху не материализма вообще, а метафизическому идеализму, который считал, что материя обладает постоянными свойствами, в частности массой электрон не имея массы дематеризировался, т.е. материя исчезла. Ленин дает определение материи: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Функции материи
по Ленину: Мировоззренческая —
это определение позволяет
Методологическая заключается в том, что материя существует в многообразных формах, которые изменяются. Материя первична по отношению к идее, независима от идеального. Материя многообразна и существует в следующих формах: физическая, химическая, биологическая, cоциальная.
18. Понятие движения. Движение как способ существования материи. Анализ механицизма.
Движение
как способ существования материи.
Анализ механизма. Учение о движении
разрабатывалось на протяжении всей
истории философской мысли. Гераклит,
Аристотель, Кант, Гегель, Ломоносов, высказывали
мысли о природе движения, однако
раскрыть сущность движения, его источник
и причину удалось марксистско-
Типы движения
1 движение от низшего к высшему, т.е. по восходящей линии процесс познания;
2 движение по нисходящей процесс старения живых организмов; 3 движение, в котором нет ни восходящих, ни нисходящих моментов вращение ротора. Движение тесно связано с материей, поэтому обладает теми свойствами, что и материя: 1.движение не сотворимо, не уничтожимо. 2.является прерывным и непрерывным.
В начале 20-го века, когда имел место кризис физики и философии, появилось направление энергитизма , представители которого заявили: так как материя исчезла, осталось движение, а первоосновой всего и для материи и движения явл-ся энергия. Но движение не существует без материи и явл-ся ее неотъемлемым свойством. Представители энергитизма спекулируют на достижениях науки, извращая сущность процессов. Формы движения материи — это группы изменений, подчиненные определенным объективно действующим законам. Они находятся в определенном отношении друг к другу. Так как материальный мир неисчерпаем, то и форм движе6ния бесчисленное множество. Столкновение электрона и позитрона приводит к исчезновению элементарных частиц материя исчезла. В действительности материя из вещественной формы превратилась в 2 фотона. Главные формы материи: вещество и поле.
19. Пространство и время - формы существования материи. Современная наука о свойствах пространства и времени.
Проблема пространства и времени явл-ся одной из самых древних и возникает вместе с проблемой философии. В древности считалось, что пространство представляет собой огромный сундук, в котором расположены вещи и если эти вещи убрать, то останется пустое пространство.
В средневековье пространство понималось как результат божественной деятельности. В новое время пространство понимается как огромное вместилище не имеющее дна, стенок и покрышки Ньютон, в котором находятся вещи и если эти вещи уничтожить, то останется пустое пространство.
По Энгельсу:
пространство-это философская
Время — это филос-я категория для обозначения следования объектов одного за другим. Время единомерно, асимметрично, имеет одно направление от прошлого через настоящее к будущему. Время необратимо, прошлое нельзя повернуть вспять, нельзя прервать мгновение времени, перескочить период времени. Время тесно связано с пространством, поэтому говорят о четырехмерном пространстве Сегодня в науке используется понятие n-го простр-ва, вокруг данной проблемы делается много спекуляций: заявляется, что в 10мерном или в другом расположен бог, а человек — 3-мерное существо и ему никогда не узнать, что находится в n-мерном пространстве. В действительности абстрактное математическое понятие n-мерного пространства явл-ся результатом отвлечения от природы объекта. Понятие n-мерного пространства явл-ся мат-й абстракцией фрагментом объективной действительности. Время имеет такие же свойства, как и пространство: объективно, несотворимо, не уничтожимо, бесконечно, противоречиво прерывно и беспрерывно, конечно и бесконечно. Кант утверждал, что пространство явл-ся логической формой мышления и дано человеку от природы. В действительности он отождествлял пространство с представлением о пространстве: пространство — объективно, а представление о пространстве — субъективно.