Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
Диалектический материализм основывается на результатах научных постижений, доказывает, что познание единством чувственного познания, т. е. ощущений, восприятий , представлений и рационального уровня познания, т. е. понятий, суждений и умозаключений.
Некоторые философы утверждают, что познание осуществляется только на уровне чувственного, что разум знаний не даёт, они называются сенсуалистамиБекон, Гобос, Локк. Локк говорил, что разум — чистая доска. В разуме нет ничего того, чего бы ни было в ощущениях. Разум приводит в порядок данные ощущений. Ощущения отпечатываются в разуме. Ощущения — единственный источник знаний, т. к. они связывают нас с внешним миром. Действительно, знание, получаемое посредством ощущений, невозможно приобрести другим способом. Другие философы считают, что знание получаем посредством разума и рассудка. Ощущения знания не дают, хотя они связывают с внешним миром. Это врата, чз которые поступают данные об окружающей действительности, на основе этих данных рассудок и разум формирует и развивает знание, они называются рационалисты Спиноза, Декарт, Лейбниц. В действительности, ощущения не только связывают с внешним миром, но и дают непосредственные знания на уровне чувственного, а разум, рассудок дает фолиально-логическое знание. Т. к. му чувственным и рациональным познанием имеются несоответствия, то преодоление этих противоречий ведет к развитию познания, к совершенствованию методов познания на уровне чувственного приборы, аппараты, инструменты и совершенствованию методов и средств на уровне теоретического. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
26. Проблема истины и её критерии.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы ,теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит объективная реальность, субъективная реальность она – в связи с предметно чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий Истины. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим и внетеоретическим, отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии общезначимость, прагматизм, когерентность, конвенционализм.
Получая знания в результате практической преобразовательной деятельности или же воспринимая знания на веру, человек славит вопрос о том, можно ли это знание использовать на практике, верное ли оно. Проблема истины возникает в глубокой древности. Ближе всех к правильному решению проблемы подошел древне-греческий философ Аристотель, который приходит к выводу, истина — это знание, которое соответствует действительности. Ошибка Аристотеля в том, что истина — это знание, которое соответствует объективной действительности. Аристотель разрабатывая проблему истины обратил внимание на недопустимость отождествления истины и мнения: Мнений много, а истина одна. Багданов говорил, что истина это то, что общезначимо. Но в течение многих веков общезначимыми были понятия ведьм, черта, колдунов, в существование которых верили все в эпоху средневековья. Общезначимость не может бать критерием истины. Представители прагматизма утверждают, что критерием истины является польза и выгода. Эти критерии псевдонаучны, т. к. они то же имеют субъективный идеалистический характер. Диалектический материализм показал, что истина по своему характеру объективна и конкретна число, смотря по какому календарю. В процессе познания всегда получают знания, представляющие собой единство истины и заблуждения. По мере развития познания, заблуждение отбрасываются, а истинные знания, представляющие единство относительной и абсолютной истины, уточняются, углубляются, совершенствуются.
Истина —
это единство абсолютного знания
и относительного. Абсолютное знание
нельзя отождествлять с так
27. Формы и методы научного познания.
Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение), другие направлены на открытие (наблюдение, аналогия, мысленный эксперимент).
Итак, научное
познание представляет собой
отношение субъекта и объекта;
обладает специфическим языком
и включает в себя различные
уровни, формы и методы: эмпирическое
исследование (научный факт, наблюдение,
измерение); теоретическое исследование
(проблема, гипотеза). Обычно в чувственном
познании, составляющем основу
28. Диалектика как система законов и категорий. Принципы диалектики. Диалектика и её альтернативы.
29. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его специфика проявления в специальности.
30. Закон единства и борьбы противоположностей и его специфика проявления в специальности.
31. Закон отрицания отрицания и его специфика проявления в специальности.
32. Единичное и общее. Специфика проявления в специальности.
33. Причина и следствие. Специфика проявления в специальности.
34. Необходимость и случайность. Специфика проявления в специальности.
35. Возможность и действительность. Специфика проявления в специальности.
36. Форма и содержание. Специфика проявления в специальности.
37. Сущность и явление. Специфика проявления в специальности.
38. Характеристика социальных теорий. Предмет и задачи социальной философии.
39. Природа и общество, их взаимодействие. Роль географической среды в жизни общества. Сущность геополитики.
40. Понятие общественно-экономической формации. Её структура.
41. Производство материальных благ - основа общественного развития.
42. НТР и её последствия. (НТР - научно - техническая революция)
43. Социальная структура общества.
44. Политическая структура общества.
45. Исторические типы общности людей.
46. Проблема человека в философии.
47. Глобальные проблемы современности.
48. Культура как социальное явление.
49. Общественное сознание и его структура. Диалектика общественного и индивидуального сознания.
50. Политическое сознание.
51. Право и правовое сознание.
52. Мораль как форма общественного сознания.
53. Наука как социальное явление.
54. Искусство как форма общественного сознания.
55. Религия как форма общественного сознания.
56. Сущность социальной революции. Революция и реформы.
57. Понятие общественного прогресса
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса. сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия.. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения…