Славянский пантеон богов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 03:16, реферат

Описание работы

Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.

Файлы: 1 файл

Пантеон.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

              

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени В. И. ВЕРНАДСКОГО

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

На тему: «Славянский пантеон богов»


 

 

 

 

 

 Философия 2 курс

Кутузова Екатерина Валериевна

 

 

 

 

Егорова Людмила Геннадьевна

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь , 2014 год.

1. Немного о славянах  и их религии

 

 

 

 

Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях.

Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. О высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии – из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным кладам женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, верно осмыслить полученный материал помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), непосредственно с религиями не связанными, но сохранившими отголоски мифов.

 

 

 

 

 

 

 

2. Символ великого Триглава

 

Приведённый здесь символ древнего ведизма (1), символ ТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ, ТРИМУРТИ является универсальным. как и вся ведическая философия, —он одновременно всеохватывающ и конкретен. 
Великая тайна Триглава СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид состоит в том. что «бог и един, и множествен», что СВАРОГ может одновременно проявляться и как ПЕРУН, и как Свентовид, и как прочие Триглавы Великие и Малые. 
Великий Триглав взаимодействует и управляет субстанциями Яви, Прави и Нави (на схеме они обозначены кружочками — колами). 
Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует отметить. что Великий Триглав является отображением трёх времён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев в древности, — это пора земледельческих работ (весна), пора cозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пора отдыха земли (зима). Владыкой Весны здесь является Свентовид, в эту пору всё пробуждается, появляется первая зелёная трава — символ жизни. Поэтому цвет Свентовида — зелёный. 
ПЕРУН — знак Огня, солнечный бог, его стихия — Лето, цвет — жёлтый. СВАРОГ -бог Неба, имеющего голубой, «модрый», «мондрый» цвет.Это и цвет Нави, из которой СВАРОГ сотворил Явь по закону Прави. В сфере времён года Нави соответствует Зима. 
Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл отображение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.

В его символе запечатлены также три основных стихии, почитаемые нашими предками — ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем. 
СВАРОГ, как мы установили, соответствует голубому или синему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают БОГИ и души умерших пращуров, ставших ПЕРУНичами и Сварожичами. Продолжая поддерживать связь с оставшимися на земле сородичами, они в трудную минуту приходят на помощь, давая мудрые советы во снах либо «материализуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войны они нисходят целыми ратями с облаков на землю и помогают одолевать врагов. Зная об этом. живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к ним со словами просьб и благодарности. Таким образом Сварга — это Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух духовный, которым питаются души и помыслы. 
ПЕРУН — стихия Огня. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляет их искрами и нестерпимо ярким светом. Цвет ПЕРУНа от жёлтого до оранжевого, соответственно цвету огня. И, подобно огню, ПЕРУН может быть неукротимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашним огоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем ведает Огнебог, но возжигает его ПЕРУН. Он — Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Это его небесный огонь принесла славянам на своих крыльях Птица-Слава. 
ПЕРУН — солнечный бог, бог Лета, Тепла, Света, Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевым спектром. 
Свентовид — стихия Земли. Это возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет — цвет жизни. Именно весной СЛАВЯНЕ справляют свадьбу Отца — СВАРОГа и Матери — Земли, детьми которых они являются, поют песни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённые из цветущих трав. Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды и является её неотъемлемой составляющей, поскольку реки протекают по ней, озёра простираются на ней, моря — океаны примыкают к ней и дожди проливаются на неё. 
СВАРОГ и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплодными, и рождают сына Вергунца-ПЕРУНца, соединяющего Небо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь, Мать — Земля вздымает руки к небесным хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунец проливает благодатные потоки на иссохшую землю, и она насыщается влагой и даёт урожай. Подобный обряд сотворения и питья сурицы соединяет в себе почитание всех трёх вышеуказанных стихий как воплощение Великого Триглава. Зелёная трава (знак Земли-Свентовида) собирается в сосуды, заливается мёдом с водой и ставится на три дня для брожения на Солнце (знак Огня-ПЕРУНа). Готовую сурью СЛАВЯНЕ пьют, восславляя богов, пребывающих в синей Сварге(знак Воздуха-СВАРОГа). 
Этот же смысл вкладывается и в обряд возжигания священного Живого Огня, когда кострище (стихия Огня) разжигается и поддерживается ветками и брёвнами (стихия Земли), чтобы пламя его вздымалось аж до небес (стихия Воздуха). Разделение пламени вверху на три огненных языка символизировало единение всех трёх стихий и считалось добрым знаком — ответом самих богов. 
Триединство СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид иногда заменялось троицей СВАРОГ-ПЕРУН-Даждьбог, которая в земном воплощении именовалась Дид-Дуб-Сноп. Дид (СВАРОГ) обозначал голубой цвет. Дуб (ПЕРУН) — зелёный и Сноп (Даждьбог) — желтый. Видимо, это более древняя Троица, и хотя здесь Дуб (ПЕРУН) перемещается в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп (Даждьбог), общая цветовая гамма триединства остаётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый.

Три кружочка — кола в знаке Великого Триглава также имеют свои цвета: белый, красный, синий. Это СИМВОЛЫ Яви, Правы и Нави. 
Явь — это «белый свет», окружающий мир, стихия, в которой царствуют Свентовид и Белобог. Поэтому она имеет белый цвет — цвет чистоты, радости, мира. 
Правь — основной закон мироздания, на котором зиждется Явь. Правь — это моральные, качественные и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались наши ПРЕДКИ. Правь — это Истина, знание которой даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведёт ко благу». По стезе Прави славян ведут ПЕРУН, Даждьбог, СВАРОГ и иные БОГИ и пращуры, и стезя эта — Млечный Путь, который сияет в небе россыпью звёзд. За Правь приходилось порой сражаться и проливать кровь. Но проливший кровь обретает вечную жизнь в Ирии и вечную славу, и слава эта прекрасна! Вот почему Правь имеет красный цвет — цвет священной крови, цвет геройства. доблести и красоты. 
Навь — символ Зимы и Мрака, то, что существует до и после Яви. Это ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и становятся «навьими» людьми. 
Цвет Нави синий (до фиолетового) — цвет волшебства. тайны, сна, цвет грядущего и ушедшего.

Обычно мрак ассоциируется с чёрным цветом, но у славян он синий, поскольку их религиозно-философское воззрение было жизнеутверждающим. Они знали, что Явь естественно проистекает из Нави и опять уходит в НАВЬ , подобно тому, как после зимы приходит весна, а потом опять наступает осень. 
Этому солнечному жизнеутверждающему принципу соответствует золотой фон. на котором изображён Великий Триглав. И всё вместе составляет «семицветье завещанное от наших богов» БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь), СИНИЙ (Павь), ГОЛУБОЙ (СВАРОГ), ЖЁЛТЫЙ (ПЕРУН). ЗЕЛЁНЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне. 
Семь цветов перечисляет «ВЕЛЕСова книга» в описании сияния Птицы — Славы: «И каждое перо Её чудесно переливается КРАСНЫМ, СИНИМ, ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБРЯНЫМ, ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ…» 
В данном перечне отсутствует зелёный цвет, который, как уже отмечалось, имел большое значение у славян. В ВК он упоминается в других местах: «любите свет зелёный», «трава зелёная знак божеский». Поэтому мы ввели зелёный цвет вместо серебряного. По нашему мнению, серебряный цвет — цвет Луны — МАКОШЬи — это воспоминание о древнейших временах, когда летоисчисление велось ещё по лунному календарю. В новом же, солнечном календаре, серебряный цвет уступил место золотому (смена лунных календарей на солнечные произошла, как отмечает академик Ю.А. Шилов, в 2300-1700 г. до н.э.). Началом этого календаря стал земледельческий сезон — весна, которой соответствует зелёный цвет. 
Если пристально вглядеться в древний символ, то в нём можно увидеть и фигуру сидящего в позе «Лотос» человека; и голову Тельца — Быка, особо почитаемого у древних славян; и птицу в полёте, поскольку СЛАВЯНЕ гадали по полёту Вещих птиц, называя это «кобью» и лепестки цветка; и три языка пламени, обозначающих ответный знак богов. 
В этом символе, который является идеальным объектом для медитации, можно увидеть даже схематическое изображение атома с движущимися по орбитам электронами, и многое другое, ибо это — знак Вечности, Бесконечности и Вселенского Единения всего сущего! 
Приведённый здесь символ древнего ведизма, символ ТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ, ТРИМУРТИ является универсальным. как и вся ведическая философия, —он одновременно всеохватывающ и конкретен. 
Великая тайна Триглава СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид состоит в том. что «бог и един, и множествен», что СВАРОГ может одновременно проявляться и как ПЕРУН, и как Свентовид, и как прочие Триглавы Великие и Малые. 
Великий Триглав взаимодействует и управляет субстанциями Яви, Прави и Нави (на схеме они обозначены кружочками — колами). 
Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует отметить. что Великий Триглав является отображением трёх времён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев в древности, — это пора земледельческих работ (весна), пора cозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пора отдыха земли (зима). Подробнее об этом — в разделе «Пантеон богов — славянский календарь!» 
Владыкой Весны здесь является Свентовид, в эту пору всё пробуждается, появляется первая зелёная трава — символ жизни. Поэтому цвет Свентовида — зелёный. 
ПЕРУН — знак Огня, солнечный бог, его стихия — Лето, цвет — жёлтый. СВАРОГ -бог Неба, имеющего голубой, «модрый», «мондрый» цвет.Это и цвет Нави, из которой СВАРОГ сотворил Явь по закону Прави. В сфере времён года Нави соответствует Зима. 
Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл отображение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА. 
Однако, как уже отмечалось ранее, образы древнеславянской философии отличаются многомерностью, и образ Великого Триглава не исчерпывается только указанными функциями. В его символе запечатлены также три основных стихии, почитаемые нашими предками — ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем. 
СВАРОГ, как мы установили, соответствует голубому или синему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают БОГИ и души умерших пращуров, ставших ПЕРУНичами и Сварожичами. Продолжая поддерживать связь с оставшимися на земле сородичами, они в трудную минуту приходят на помощь, давая мудрые советы во снах либо «материализуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войны они нисходят целыми ратями с облаков на землю и помогают одолевать врагов. Зная об этом. живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к ним со словами просьб и благодарности. Разве это не связь, как мы сейчас говорим, с Ноосферой? 
Таким образом Сварга — это Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух духовный, которым питаются души и помыслы. 
В знак почтения СВАРОГа, а также умерших родичей, пребывающих в Нави. ПЕРУН — стихия Огня. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляет их искрами и нестерпимо ярким светом. В этот миг он принимает лик Индры — грозного беспощадного Бога-Воина. Однако для своих детей славян он является Защитником и зачастую выступает как ПЕРУН-Вергунец, покровитель урожая. Рассекая своим мечом тучи, он проливает на поля благодатный дождь. Первая утренняя молитва, которую творили СЛАВЯНЕ, была посвящена Заре, поднимающемуся Солнцу — Сурье и ПЕРУНу, огнище которого хозяйки разжигали поутру. 
Цвет ПЕРУНа от жёлтого до оранжевого, соответственно цвету огня. И, подобно огню, ПЕРУН может быть неукротимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашним огоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем ведает Огнебог, но возжигает его ПЕРУН. Он — Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Это его небесный огонь принесла славянам на своих крыльях Птица-Слава. 
ПЕРУН — солнечный бог, бог Лета, Тепла, Света, Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевым спектром. 
Свентовид — стихия Земли. Это возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет — цвет жизни. Именно весной СЛАВЯНЕ справляют свадьбу Отца — СВАРОГа и Матери — Земли, детьми которых они являются, поют песни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённые из цветущих трав. И Земля, оплодотворённая Сварожьим Небесным Быком, пролившим в её лоно серебряные дожди зачинает новую жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осени разродиться тучными плодами, злаками и прочими щедрыми земными дарами. 
 
Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды и является её неотъемлемой составляющей, поскольку реки протекают по ней, озёра простираются на ней, моря — океаны примыкают к ней и дожди проливаются на неё. 
СВАРОГ и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплодными, и рождают сына Вергунца-ПЕРУНца, соединяющего Небо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь, Мать — Земля вздымает руки к небесным хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунец проливает благодатные потоки на иссохшую землю, и она насыщается влагой и даёт урожай. Либо сам СВАРОГ оглаживает белую бороду и таким образом посылает дождь на огнищанские нивы. 
В индоевропейской мифологии также Дьяус (бог Неба) и Притхиви (Земля) имеют сына Параджанью (ПЕРУНа). 
Триединство СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид иногда заменялось троицей СВАРОГ-ПЕРУН-Даждьбог, которая в земном воплощении именовалась Дид-Дуб-Сноп. Дид (СВАРОГ) обозначал голубой цвет. Дуб (ПЕРУН) — зелёный и Сноп (Даждьбог) — желтый. Видимо, это более древняя Троица, и хотя здесь Дуб (ПЕРУН) перемещается в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп (Даждьбог), общая цветовая гамма триединства остаётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый. 
Три кружочка — кола в знаке Великого Триглава также имеют свои цвета: белый, красный, синий. Это СИМВОЛЫ Яви, Правы и Нави. 
Явь — это «белый свет», окружающий мир, стихия, в которой царствуют Свентовид и Белобог. Поэтому она имеет белый цвет — цвет чистоты, радости, мира. 
Правь — основной закон мироздания, на котором зиждется Явь. Правь — это моральные, качественные и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались наши ПРЕДКИ. Правь — это Истина, знание которой даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведёт ко благу». По стезе Прави славян ведут ПЕРУН, Даждьбог, СВАРОГ и иные БОГИ и пращуры, и стезя эта — Млечный Путь, который сияет в небе россыпью звёзд. За Правь приходилось порой сражаться и проливать кровь. Но проливший кровь обретает вечную жизнь в Ирии и вечную славу, и слава эта прекрасна! Вот почему Правь имеет красный цвет — цвет священной крови, цвет геройства. доблести и красоты. 
Навь — символ Зимы и Мрака, то, что существует до и после Яви. Это ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и становятся «навьими» людьми. 
Цвет Нави синий (до фиолетового) — цвет волшебства. тайны, сна, цвет грядущего и ушедшего. 
Обычно мрак ассоциируется с чёрным цветом, но у славян он синий, поскольку их религиозно-философское воззрение было жизнеутверждающим. Они знали, что Явь естественно проистекает из Нави и опять уходит в НАВЬ , подобно тому, как после зимы приходит весна, а потом опять наступает осень. 
Этому солнечному жизнеутверждающему принципу соответствует золотой фон. на котором изображён Великий Триглав. И всё вместе составляет «семицветье завещанное от наших богов» БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь), СИНИЙ (Павь), ГОЛУБОЙ (СВАРОГ), ЖЁЛТЫЙ (ПЕРУН). ЗЕЛЁНЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне. 
Семь цветов перечисляет «ВЕЛЕСова книга» в описании сияния Птицы — Славы: «И каждое перо Её чудесно переливается КРАСНЫМ, СИНИМ, ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБРЯНЫМ, ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ…» 
Если пристально вглядеться в древний символ, то в нём можно увидеть и фигуру сидящего в позе «Лотос» человека; и голову Тельца — Быка, особо почитаемого у древних славян; и птицу в полёте, поскольку СЛАВЯНЕ гадали по полёту Вещих птиц, называя это «кобью» и лепестки цветка; и три языка пламени, обозначающих ответный знак богов. 
В этом символе, который является идеальным объектом для медитации, можно увидеть даже схематическое изображение атома с движущимися по орбитам электронами, и многое другое, ибо это — знак Вечности, Бесконечности и Вселенского Единения всего сущего!

 

 

3. Пантеон богов

 

 

Матерь-Сва- Слава

Наши предки состояли в неразрывном родстве с Природой, были её частью и познавали естественные законы мироздания изнутри, через себя. Именно поэтому их религиозно-философское воззрение было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.

Вся объёмность понятий и представлений наших предков о Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых ими славянских богов. Одного из них — удивительного образа Матери-Сва-Славы, — мы намерены коснуться в данном исследовании.

Этот образ был до сих пор неизвестен, вернее настолько забыт, что не упоминался ни в одной из существующих ныне древнеславянских летописей, ни даже в славянском фольклоре и мифологии. Хотя какие-то отголоски его, видимо, сохранились, что позволило исследовательнице Марии Гимбутас в книге «Боги и богини» (изд. в 1973 г.), говорить о славянской «великой Птице-Богине», образ которой был раскритикован Б. А. Рыбаковым в силу «недостаточной обоснованности». Но вот «Птица-Богиня» предстаёт перед нами на страницах «Велесовой книги» во всём блеске и красоте! К нашему счастью, не в беглом упоминании вскользь, а в многократных описаниях и повторениях даётся довольно полное представление о сущности, функциях и даже облике названного божества.

Матерь-Сва-Слава — Прародительница всех славян. Причём изначально это была совершенно конкретная женщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ. 9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имел трёх дочерей и двоих сыновей... И мать их, которую звали Славуня, заботилась об их потребностях». Желая выдать дочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей для них. В те времена люди ещё близко общались с богами, и боги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вот Даждьбог послал Богумиру троих небесных вестников — Утренника, Полуденника и Вечерника, за которых вышли замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян, кривичей и полян, а от сыновей — северян и русов. Как уже отмечалось, это были ещё времена матриархата (эпоха его заката), поскольку Богумир назван «мужем Славуни», а не наоборот, и названия племён произошли от имён её дочерей (Древа, Скрева, Полева), а не зятей.

Датировать этот период можно концом 2, началом 1 тыс. до н. э., поскольку «Велесова книга» говорит, что роды Богумира обитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы до Дира» (то есть за две тысячи лет до Дира, жившего в IX в. н. э.) и «за тысячу триста лет до Германареха» (жил в IV в. н. э.). То есть события происходят в XI—IX вв. до н. э.

Основное занятие обитавших там племён — скотоводство. Поэтому кажущееся на первый взгляд не более чем образным выражение «мы — потомки Славуни и Даждьбога, родивших нас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи), скифы (от “скуфе”, — “скот” — скотоводы), анты, русы, борусы и сурожцы» (дощ. 7-€) содержит в себе зашифрованные события прошлого. Славяне действительно произошли от Славуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именно он послал мужей её дочерям, так же как в своё время послал отрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей (дощ. 16). А рождение «через корову Земун» символизирует скотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женской ипостаси — Корове, а не Быке, который будет главенствовать в последующие патриархальные времена.

Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мы имеем имя Славы, и славу эту доказали (врагам), идя на железо их и мечи» (дощ. 8/2). «Мы — потомки Славуни, можем быть гордыми и не беречь себя», (дощ. 6-Г). «Мы — потомки рода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до (прихода) готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). (Мы почитаем) « Даждьбога отцом нашим, а матерью — Славу, которые учили нас чтить богов наших и вели за руку по стезе Прави. Так мы шли и не были нахлебниками, а только славянами, русами, которые богам славу поют и потому суть — славяне» (дощ. 8/2).

 
Таким образом, «Велесова книга» прослеживает самый исток этногенеза славян, раскрывает смысл этого понятия и относит время его возникновения к концу 2 — началу 1 тыс. до н. э.

С течением веков конкретный первообраз размылся, поэтизировался, возможно, слившись с другими неизвестными нам образами, приобрёл новые черты, поднявшись до уровня божества.

 

Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ — Всеобщей Матерью, на что указывает определительное местоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая», «всеобщая», подобно тому как СВА-РОГ является Всеобщим богом, Творцом всего сущего. В Риг-Веде «висва» также обозначает «весь», например Висва-Дева — Всебожество. К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогия Матери-Сва — МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают Единому Сущему многие имена — это Агни, Яма, Матаришван».

Именно функция Дарителя Огня является ключевой как в образе героя древнего индоарийского предания Материшван, похитившего в изначальном мире огонь для богов и первого человека Ману, так и в образе Матери-Сва-Славы, которая в «Велесовой книге» предстаёт в образе Птицы, принесшей на своих крыльях огонь людям. « Матерь » — та прекрасная Птица, которая принесла пращурам нашим огонь в дома их, а также агнца /дала/, — говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песню к сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовек пребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранные стрелы » (дощ. 6-Г).

Здесь Магура — иная ипостась Матери-Сва, её индоарийский вариант. (В иранской мифологии она — Птица Симург.) И как Магура является посланницей Индры, или Варуны, «летящай в небе на Златом крыле», так и Матерь-Сва является посланницей Вышнего, или Патера Дыя-Ондры-Перуна. Здесь обнаруживается общий исток индоираноарийских образов и прослеживается тенденция их преемственности. «Матерь-Сва обращается к Вышнему ...» (дощ. 37-А). «Мы молимся Патеру Дыю, ибо он производит огонь, который Матерь-Сва-Слава принесла на крыльях праотцам нашим » (дощ. 19).

Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесный огонь для своих детей-славян, которые хранили его в очагах, а также приносили богам в жертву священного агнца, испечённого на огне. Агни у индоарийцев до сих пор — бог Огня.

Информация о работе Славянский пантеон богов