Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 03:16, реферат
Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ВЕРНАДСКОГО
Кафедра философии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: «Славянский пантеон богов»
Философия 2 курс
Кутузова Екатерина Валериевна
Егорова Людмила Геннадьевна
Симферополь , 2014 год.
1. Немного о славянах и их религии
Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях.
Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. О высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии – из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным кладам женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, верно осмыслить полученный материал помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), непосредственно с религиями не связанными, но сохранившими отголоски мифов.
2. Символ великого Триглава
Приведённый здесь символ древнего
ведизма (1), символ ТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ,
ТРИМУРТИ является универсальным. как
и вся ведическая философия, —он одновременно
всеохватывающ и конкретен.
Великая тайна Триглава СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид
состоит в том. что «бог и един, и множествен»,
что СВАРОГ может одновременно проявляться
и как ПЕРУН, и как Свентовид, и как прочие
Триглавы Великие и Малые.
Великий Триглав взаимодействует
и управляет субстанциями Яви, Прави и
Нави (на схеме они обозначены кружочками
— колами).
Обращаясь к цветовому исполнению
знака, следует отметить. что Великий Триглав
является отображением трёх времён года,
трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев
в древности, — это пора земледельческих
работ (весна), пора cозревания и сбора
урожая (охватывала лето и осень) и пора
отдыха земли (зима). Владыкой Весны здесь
является Свентовид, в эту пору всё пробуждается,
появляется первая зелёная трава — символ
жизни. Поэтому цвет Свентовида — зелёный.
ПЕРУН — знак Огня, солнечный
бог, его стихия — Лето, цвет — жёлтый.
СВАРОГ -бог Неба, имеющего голубой, «модрый»,
«мондрый» цвет.Это и цвет Нави, из которой
СВАРОГ сотворил Явь по закону Прави. В
сфере времён года Нави соответствует
Зима.
Таким образом, в знаке Великого
Триглава нашёл отображение славянский
земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.
В его символе запечатлены также три основных
стихии, почитаемые нашими предками —
ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем
же сине-жёлто-зелёным трицветьем.
СВАРОГ, как мы установили, соответствует
голубому или синему цвету, цвету Неба
и цвету Нави, где обитают БОГИ и души умерших
пращуров, ставших ПЕРУНичами и Сварожичами.
Продолжая поддерживать связь с оставшимися
на земле сородичами, они в трудную минуту
приходят на помощь, давая мудрые советы
во снах либо «материализуясь» в образах
птиц, животных, людей. А в часы войны они
нисходят целыми ратями с облаков на землю
и помогают одолевать врагов. Зная об этом.
живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей
и в молитвах обращаются к ним со словами
просьб и благодарности. Таким образом
Сварга — это Воздух, это атмосфера и ноосфера,
воздух физический, которым дышат, и воздух
духовный, которым питаются души и помыслы.
ПЕРУН — стихия Огня. Он мечет
огненные стрелы и разит недругов огненным
мечом-молнией, ослепляет их искрами и
нестерпимо ярким светом. Цвет ПЕРУНа
от жёлтого до оранжевого, соответственно
цвету огня. И, подобно огню, ПЕРУН может
быть неукротимым и ласковым, испепеляющим
пожаром и домашним огоньком, на котором
готовят еду. Самим пламенем ведает Огнебог,
но возжигает его ПЕРУН. Он — Небесный
Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий
горнило. Это его небесный огонь принесла
славянам на своих крыльях Птица-Слава.
ПЕРУН — солнечный бог, бог Лета,
Тепла, Света, Огня, всего, что связано
с активным жёлто-оранжевым спектром.
Свентовид — стихия Земли. Это
возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение
всего живого. Зелёный цвет — цвет жизни.
Именно весной СЛАВЯНЕ справляют свадьбу
Отца — СВАРОГа и Матери — Земли, детьми
которых они являются, поют песни, радуются,
подбрасывают к Сварге венки, сплетённые
из цветущих трав. Стихия Земли неразрывно
связана со стихией Воды и является её
неотъемлемой составляющей, поскольку
реки протекают по ней, озёра простираются
на ней, моря — океаны примыкают к ней
и дожди проливаются на неё.
СВАРОГ и Земля глядятся в воду,
чтобы быть многоплодными, и рождают сына
Вергунца-ПЕРУНца, соединяющего Небо и
Землю, поскольку он является владыкой
Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь,
Мать — Земля вздымает руки к небесным
хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунец
проливает благодатные потоки на иссохшую
землю, и она насыщается влагой и даёт
урожай. Подобный обряд сотворения и питья
сурицы соединяет в себе почитание всех
трёх вышеуказанных стихий как воплощение
Великого Триглава. Зелёная трава (знак
Земли-Свентовида) собирается в сосуды,
заливается мёдом с водой и ставится на
три дня для брожения на Солнце (знак Огня-ПЕРУНа).
Готовую сурью СЛАВЯНЕ пьют, восславляя
богов, пребывающих в синей Сварге(знак
Воздуха-СВАРОГа).
Этот же смысл вкладывается
и в обряд возжигания священного Живого
Огня, когда кострище (стихия Огня) разжигается
и поддерживается ветками и брёвнами (стихия
Земли), чтобы пламя его вздымалось аж
до небес (стихия Воздуха). Разделение
пламени вверху на три огненных языка
символизировало единение всех трёх стихий
и считалось добрым знаком — ответом самих
богов.
Триединство СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид
иногда заменялось троицей СВАРОГ-ПЕРУН-Даждьбог,
которая в земном воплощении именовалась
Дид-Дуб-Сноп. Дид (СВАРОГ) обозначал голубой
цвет. Дуб (ПЕРУН) — зелёный и Сноп (Даждьбог)
— желтый. Видимо, это более древняя Троица,
и хотя здесь Дуб (ПЕРУН) перемещается
в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп
(Даждьбог), общая цветовая гамма триединства
остаётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый.
Три кружочка — кола в знаке
Великого Триглава также имеют свои цвета: белый, красный, синий. Это СИМВОЛЫ
Яви, Правы и Нави.
Явь — это «белый свет», окружающий
мир, стихия, в которой царствуют Свентовид
и Белобог. Поэтому она имеет белый цвет
— цвет чистоты, радости, мира.
Правь — основной закон мироздания,
на котором зиждется Явь. Правь — это моральные,
качественные и мировоззренческие принципы,
которыми руководствовались наши ПРЕДКИ.
Правь — это Истина, знание которой даёт
возможность «одолевать силы тёмные и
ведёт ко благу». По стезе Прави славян
ведут ПЕРУН, Даждьбог, СВАРОГ и иные БОГИ
и пращуры, и стезя эта — Млечный Путь,
который сияет в небе россыпью звёзд. За
Правь приходилось порой сражаться и проливать
кровь. Но проливший кровь обретает вечную
жизнь в Ирии и вечную славу, и слава эта
прекрасна! Вот почему Правь имеет красный
цвет — цвет священной крови, цвет геройства.
доблести и красоты.
Навь — символ Зимы и Мрака,
то, что существует до и после Яви. Это
ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и становятся
«навьими» людьми.
Цвет Нави синий (до фиолетового)
— цвет волшебства. тайны, сна, цвет грядущего
и ушедшего.
Обычно мрак ассоциируется с
чёрным цветом, но у славян он синий, поскольку
их религиозно-философское воззрение
было жизнеутверждающим. Они знали, что
Явь естественно проистекает из Нави и
опять уходит в НАВЬ , подобно тому, как после зимы приходит
весна, а потом опять наступает осень.
Этому солнечному жизнеутверждающему
принципу соответствует золотой фон. на
котором изображён Великий Триглав. И
всё вместе составляет «семицветье завещанное
от наших богов» БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь),
СИНИЙ (Павь), ГОЛУБОЙ (СВАРОГ), ЖЁЛТЫЙ (ПЕРУН).
ЗЕЛЁНЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне.
Семь цветов перечисляет «ВЕЛЕСова
книга» в описании сияния Птицы — Славы:
«И каждое перо Её чудесно переливается
КРАСНЫМ, СИНИМ, ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБРЯНЫМ,
ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ…»
В данном перечне отсутствует
зелёный цвет, который, как уже отмечалось,
имел большое значение у славян. В ВК он
упоминается в других местах: «любите
свет зелёный», «трава зелёная знак божеский».
Поэтому мы ввели зелёный цвет вместо
серебряного. По нашему мнению, серебряный
цвет — цвет Луны — МАКОШЬи — это воспоминание
о древнейших временах, когда летоисчисление
велось ещё по лунному календарю. В новом
же, солнечном календаре, серебряный цвет
уступил место золотому (смена лунных
календарей на солнечные произошла, как
отмечает академик Ю.А. Шилов, в 2300-1700 г.
до н.э.). Началом этого календаря стал
земледельческий сезон — весна, которой
соответствует зелёный цвет.
Если пристально вглядеться
в древний символ, то в нём можно увидеть
и фигуру сидящего в позе «Лотос» человека;
и голову Тельца — Быка, особо почитаемого
у древних славян; и птицу в полёте, поскольку
СЛАВЯНЕ гадали по полёту Вещих птиц, называя
это «кобью» и лепестки цветка; и три языка
пламени, обозначающих ответный знак богов.
В этом символе, который является
идеальным объектом для медитации, можно
увидеть даже схематическое изображение
атома с движущимися по орбитам электронами,
и многое другое, ибо это — знак Вечности,
Бесконечности и Вселенского Единения
всего сущего!
Приведённый здесь символ древнего
ведизма, символ ТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ, ТРИМУРТИ
является универсальным. как и вся ведическая
философия, —он одновременно всеохватывающ
и конкретен.
Великая тайна Триглава СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид
состоит в том. что «бог и един, и множествен»,
что СВАРОГ может одновременно проявляться
и как ПЕРУН, и как Свентовид, и как прочие
Триглавы Великие и Малые.
Великий Триглав взаимодействует
и управляет субстанциями Яви, Прави и
Нави (на схеме они обозначены кружочками
— колами).
Обращаясь к цветовому исполнению
знака, следует отметить. что Великий Триглав
является отображением трёх времён года,
трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев
в древности, — это пора земледельческих
работ (весна), пора cозревания и сбора
урожая (охватывала лето и осень) и пора
отдыха земли (зима). Подробнее об этом
— в разделе «Пантеон богов — славянский
календарь!»
Владыкой Весны здесь является
Свентовид, в эту пору всё пробуждается,
появляется первая зелёная трава — символ
жизни. Поэтому цвет Свентовида — зелёный.
ПЕРУН — знак Огня, солнечный
бог, его стихия — Лето, цвет — жёлтый.
СВАРОГ -бог Неба, имеющего голубой, «модрый»,
«мондрый» цвет.Это и цвет Нави, из которой
СВАРОГ сотворил Явь по закону Прави. В
сфере времён года Нави соответствует
Зима.
Таким образом, в знаке Великого
Триглава нашёл отображение славянский
земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.
Однако, как уже отмечалось ранее,
образы древнеславянской философии отличаются
многомерностью, и образ Великого Триглава
не исчерпывается только указанными функциями.
В его символе запечатлены также три основных
стихии, почитаемые нашими предками —
ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем
же сине-жёлто-зелёным трицветьем.
СВАРОГ, как мы установили, соответствует
голубому или синему цвету, цвету Неба
и цвету Нави, где обитают БОГИ и души умерших
пращуров, ставших ПЕРУНичами и Сварожичами.
Продолжая поддерживать связь с оставшимися
на земле сородичами, они в трудную минуту
приходят на помощь, давая мудрые советы
во снах либо «материализуясь» в образах
птиц, животных, людей. А в часы войны они
нисходят целыми ратями с облаков на землю
и помогают одолевать врагов. Зная об этом.
живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей
и в молитвах обращаются к ним со словами
просьб и благодарности. Разве это не связь,
как мы сейчас говорим, с Ноосферой?
Таким образом Сварга — это
Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух
физический, которым дышат, и воздух духовный,
которым питаются души и помыслы.
В знак почтения СВАРОГа, а также
умерших родичей, пребывающих в Нави. ПЕРУН
— стихия Огня. Он мечет огненные стрелы
и разит недругов огненным мечом-молнией,
ослепляет их искрами и нестерпимо ярким
светом. В этот миг он принимает лик Индры
— грозного беспощадного Бога-Воина. Однако
для своих детей славян он является Защитником
и зачастую выступает как ПЕРУН-Вергунец,
покровитель урожая. Рассекая своим мечом
тучи, он проливает на поля благодатный
дождь. Первая утренняя молитва, которую
творили СЛАВЯНЕ, была посвящена Заре,
поднимающемуся Солнцу — Сурье и ПЕРУНу,
огнище которого хозяйки разжигали поутру.
Цвет ПЕРУНа от жёлтого до оранжевого,
соответственно цвету огня. И, подобно
огню, ПЕРУН может быть неукротимым и ласковым,
испепеляющим пожаром и домашним огоньком,
на котором готовят еду. Самим пламенем
ведает Огнебог, но возжигает его ПЕРУН.
Он — Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи
и раздувающий горнило. Это его небесный
огонь принесла славянам на своих крыльях
Птица-Слава.
ПЕРУН — солнечный бог, бог Лета,
Тепла, Света, Огня, всего, что связано
с активным жёлто-оранжевым спектром.
Свентовид — стихия Земли. Это
возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение
всего живого. Зелёный цвет — цвет жизни.
Именно весной СЛАВЯНЕ справляют свадьбу
Отца — СВАРОГа и Матери — Земли, детьми
которых они являются, поют песни, радуются,
подбрасывают к Сварге венки, сплетённые
из цветущих трав. И Земля, оплодотворённая
Сварожьим Небесным Быком, пролившим в
её лоно серебряные дожди зачинает новую
жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осени
разродиться тучными плодами, злаками
и прочими щедрыми земными дарами.
Стихия Земли неразрывно связана
со стихией Воды и является её неотъемлемой
составляющей, поскольку реки протекают
по ней, озёра простираются на ней, моря
— океаны примыкают к ней и дожди проливаются
на неё.
СВАРОГ и Земля глядятся в воду,
чтобы быть многоплодными, и рождают сына
Вергунца-ПЕРУНца, соединяющего Небо и
Землю, поскольку он является владыкой
Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь,
Мать — Земля вздымает руки к небесным
хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунец
проливает благодатные потоки на иссохшую
землю, и она насыщается влагой и даёт
урожай. Либо сам СВАРОГ оглаживает белую
бороду и таким образом посылает дождь
на огнищанские нивы.
В индоевропейской мифологии
также Дьяус (бог Неба) и Притхиви (Земля)
имеют сына Параджанью (ПЕРУНа).
Триединство СВАРОГ-ПЕРУН-Свентовид
иногда заменялось троицей СВАРОГ-ПЕРУН-Даждьбог,
которая в земном воплощении именовалась
Дид-Дуб-Сноп. Дид (СВАРОГ) обозначал голубой
цвет. Дуб (ПЕРУН) — зелёный и Сноп (Даждьбог)
— желтый. Видимо, это более древняя Троица,
и хотя здесь Дуб (ПЕРУН) перемещается
в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп
(Даждьбог), общая цветовая гамма триединства
остаётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый.
Три кружочка — кола в знаке
Великого Триглава также имеют свои цвета:
белый, красный, синий. Это СИМВОЛЫ Яви,
Правы и Нави.
Явь — это «белый свет», окружающий
мир, стихия, в которой царствуют Свентовид
и Белобог. Поэтому она имеет белый цвет
— цвет чистоты, радости, мира.
Правь — основной закон мироздания,
на котором зиждется Явь. Правь — это моральные,
качественные и мировоззренческие принципы,
которыми руководствовались наши ПРЕДКИ.
Правь — это Истина, знание которой даёт
возможность «одолевать силы тёмные и
ведёт ко благу». По стезе Прави славян
ведут ПЕРУН, Даждьбог, СВАРОГ и иные БОГИ
и пращуры, и стезя эта — Млечный Путь,
который сияет в небе россыпью звёзд. За
Правь приходилось порой сражаться и проливать
кровь. Но проливший кровь обретает вечную
жизнь в Ирии и вечную славу, и слава эта
прекрасна! Вот почему Правь имеет красный
цвет — цвет священной крови, цвет геройства.
доблести и красоты.
Навь — символ Зимы и Мрака,
то, что существует до и после Яви. Это
ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и становятся
«навьими» людьми.
Цвет Нави синий (до фиолетового)
— цвет волшебства. тайны, сна, цвет грядущего
и ушедшего.
Обычно мрак ассоциируется с
чёрным цветом, но у славян он синий, поскольку
их религиозно-философское воззрение
было жизнеутверждающим. Они знали, что
Явь естественно проистекает из Нави и
опять уходит в НАВЬ , подобно тому, как
после зимы приходит весна, а потом опять
наступает осень.
Этому солнечному жизнеутверждающему
принципу соответствует золотой фон. на
котором изображён Великий Триглав. И
всё вместе составляет «семицветье завещанное
от наших богов» БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь),
СИНИЙ (Павь), ГОЛУБОЙ (СВАРОГ), ЖЁЛТЫЙ (ПЕРУН).
ЗЕЛЁНЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне.
Семь цветов перечисляет «ВЕЛЕСова
книга» в описании сияния Птицы — Славы:
«И каждое перо Её чудесно переливается
КРАСНЫМ, СИНИМ, ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБРЯНЫМ,
ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ…»
Если пристально вглядеться
в древний символ, то в нём можно увидеть
и фигуру сидящего в позе «Лотос» человека;
и голову Тельца — Быка, особо почитаемого
у древних славян; и птицу в полёте, поскольку
СЛАВЯНЕ гадали по полёту Вещих птиц, называя
это «кобью» и лепестки цветка; и три языка
пламени, обозначающих ответный знак богов.
В этом символе, который является
идеальным объектом для медитации, можно
увидеть даже схематическое изображение
атома с движущимися по орбитам электронами,
и многое другое, ибо это — знак Вечности,
Бесконечности и Вселенского Единения
всего сущего!
3. Пантеон богов
Матерь-Сва- Слава
Наши предки состояли в неразрывном родстве с Природой, были её частью и познавали естественные законы мироздания изнутри, через себя. Именно поэтому их религиозно-философское воззрение было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.
Вся объёмность понятий и представлений наших предков о Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых ими славянских богов. Одного из них — удивительного образа Матери-Сва-Славы, — мы намерены коснуться в данном исследовании.
Этот образ был до сих пор неизвестен, вернее настолько забыт, что не упоминался ни в одной из существующих ныне древнеславянских летописей, ни даже в славянском фольклоре и мифологии. Хотя какие-то отголоски его, видимо, сохранились, что позволило исследовательнице Марии Гимбутас в книге «Боги и богини» (изд. в 1973 г.), говорить о славянской «великой Птице-Богине», образ которой был раскритикован Б. А. Рыбаковым в силу «недостаточной обоснованности». Но вот «Птица-Богиня» предстаёт перед нами на страницах «Велесовой книги» во всём блеске и красоте! К нашему счастью, не в беглом упоминании вскользь, а в многократных описаниях и повторениях даётся довольно полное представление о сущности, функциях и даже облике названного божества.
Матерь-Сва-Слава — Прародительница всех славян. Причём изначально это была совершенно конкретная женщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ. 9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имел трёх дочерей и двоих сыновей... И мать их, которую звали Славуня, заботилась об их потребностях». Желая выдать дочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей для них. В те времена люди ещё близко общались с богами, и боги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вот Даждьбог послал Богумиру троих небесных вестников — Утренника, Полуденника и Вечерника, за которых вышли замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян, кривичей и полян, а от сыновей — северян и русов. Как уже отмечалось, это были ещё времена матриархата (эпоха его заката), поскольку Богумир назван «мужем Славуни», а не наоборот, и названия племён произошли от имён её дочерей (Древа, Скрева, Полева), а не зятей.
Датировать этот период можно концом 2, началом 1 тыс. до н. э., поскольку «Велесова книга» говорит, что роды Богумира обитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы до Дира» (то есть за две тысячи лет до Дира, жившего в IX в. н. э.) и «за тысячу триста лет до Германареха» (жил в IV в. н. э.). То есть события происходят в XI—IX вв. до н. э.
Основное занятие обитавших там племён — скотоводство. Поэтому кажущееся на первый взгляд не более чем образным выражение «мы — потомки Славуни и Даждьбога, родивших нас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи), скифы (от “скуфе”, — “скот” — скотоводы), анты, русы, борусы и сурожцы» (дощ. 7-€) содержит в себе зашифрованные события прошлого. Славяне действительно произошли от Славуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именно он послал мужей её дочерям, так же как в своё время послал отрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей (дощ. 16). А рождение «через корову Земун» символизирует скотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женской ипостаси — Корове, а не Быке, который будет главенствовать в последующие патриархальные времена.
Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мы имеем имя Славы, и славу эту доказали (врагам), идя на железо их и мечи» (дощ. 8/2). «Мы — потомки Славуни, можем быть гордыми и не беречь себя», (дощ. 6-Г). «Мы — потомки рода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до (прихода) готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). (Мы почитаем) « Даждьбога отцом нашим, а матерью — Славу, которые учили нас чтить богов наших и вели за руку по стезе Прави. Так мы шли и не были нахлебниками, а только славянами, русами, которые богам славу поют и потому суть — славяне» (дощ. 8/2).
Таким образом, «Велесова
книга» прослеживает самый исток этногенеза
славян, раскрывает смысл этого понятия
и относит время его возникновения к концу
2 — началу 1 тыс. до н. э.
С течением веков конкретный первообраз размылся, поэтизировался, возможно, слившись с другими неизвестными нам образами, приобрёл новые черты, поднявшись до уровня божества.
Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ — Всеобщей Матерью, на что указывает определительное местоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая», «всеобщая», подобно тому как СВА-РОГ является Всеобщим богом, Творцом всего сущего. В Риг-Веде «висва» также обозначает «весь», например Висва-Дева — Всебожество. К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогия Матери-Сва — МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают Единому Сущему многие имена — это Агни, Яма, Матаришван».
Именно функция Дарителя Огня является ключевой как в образе героя древнего индоарийского предания Материшван, похитившего в изначальном мире огонь для богов и первого человека Ману, так и в образе Матери-Сва-Славы, которая в «Велесовой книге» предстаёт в образе Птицы, принесшей на своих крыльях огонь людям. « Матерь » — та прекрасная Птица, которая принесла пращурам нашим огонь в дома их, а также агнца /дала/, — говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песню к сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовек пребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранные стрелы » (дощ. 6-Г).
Здесь Магура — иная ипостась Матери-Сва, её индоарийский вариант. (В иранской мифологии она — Птица Симург.) И как Магура является посланницей Индры, или Варуны, «летящай в небе на Златом крыле», так и Матерь-Сва является посланницей Вышнего, или Патера Дыя-Ондры-Перуна. Здесь обнаруживается общий исток индоираноарийских образов и прослеживается тенденция их преемственности. «Матерь-Сва обращается к Вышнему ...» (дощ. 37-А). «Мы молимся Патеру Дыю, ибо он производит огонь, который Матерь-Сва-Слава принесла на крыльях праотцам нашим » (дощ. 19).
Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесный огонь для своих детей-славян, которые хранили его в очагах, а также приносили богам в жертву священного агнца, испечённого на огне. Агни у индоарийцев до сих пор — бог Огня.