Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение социальной философии о смысле направленности исторического процесса. Задачи:
1. Выявить особенности теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.
2. Определить содержание идеи цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..
3
Теория культурно – исторических типов Н.Я Данилевского и О.Шпенглера……………………………………………….....
4
Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А.Тойнби………………………………………………………..
8
Понятие цивилизацияи. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса………………………………………………………...
21

Заключение ………………………………………………………..

27
Список используемой литературы ………………………………
29

Файлы: 1 файл

Социальная философия о смысле и направленности исторического процеvсса.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

Критериями роста цивилизации  не являются ни ее экспансия, растущее завоевание человеческого окружения, ни покорение физического окружения, т.е. природной среды. Нет соответствия между технической вооруженностью общества, его успехами в покорении  природы и социальными достижениями общества. «Концепция современных западных социологов, с легкостью усвоенная  обыденным западным умом, такое соответствие признает как само собой разумеющееся. Более того, предполагаемая последовательность ступеней совершенствования материальной техники берется в качестве показателя соответствующей последовательности в прогрессивном развитии цивилизации. В этой умозрительной схеме развитие человечества представляется чередой  «эпох» различающихся своим технологическим  характером... Технологическая классификация  принимается широкими слоями с готовностью  и некритично, без достаточного ее осмысления, поскольку она апеллирует к общественным эмоциям, которые  и без того взвинчены недавними  техническими достижениями». Обзор  фактов показывает, отмечает Тойнби, что  есть случаи, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной или даже приходила  в упадок; но есть и примеры того, когда техника не развивалась, а  цивилизация между тем была весьма динамичной.

Рост цивилизаций - дело рук  творческих личностей или творческих меньшинств. «...Творческие личности при  любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство  и вдыхает в социальную систему  новую жизнь. В каждой растущей цивилизации, даже в периоды наиболее оживленного  роста ее, огромные массы народа так и не выходят из состояния  стагнации...». Рост цивилизации достигается  в том случае, когда меньшинство  или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает  другой вызов, требующий в свою очередь  нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это  повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и  нового нарушения сохраняет свою силу.

Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются своими стилями. Эллинская  цивилизация, например, демонстрирует  явную тенденцию к оформлению эстетического стиля, ее взгляд на жизнь  во всей ее целостности выражается в отчетливых эстетических понятиях. Индская и родственная ей индуистская  цивилизации формируют стиль, имеющий  ярко выраженный религиозный характер. Для западной цивилизации характерна тенденция к машинному производству, нацеленность интересов и способностей на эффективное использование открытий естествознания, конструирование материальных и социальных систем. «Мы теперь не только смутно ощущаем, но вполне ясно осознаем, что это и есть главная  линия нашего западного общества. Возможно, мы не вполне точно определяем продолжительность времени, в течение  которого энергия Запада действует  в этом направлении. Иногда нам кажется, что машинный век открыла западная промышленная революция, начавшаяся немногим более полутора столетий назад».

Надлом и распад цивилизации  не являются следствием действия внешних  сил. Цивилизация погибает, как правило, от собственных рук. Ее надлом - результат  утраты силы самодетерминации. С течением времени правящая элита превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся  касту. Ее состав ухудшается, и она  начинает опираться уже не на творчество, а на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Происходит горизонтальный раскол общества на правящее меньшинство и внутренний пролетариат. "Раскол сам по себе есть продукт  двух отрицательных движений, порождение злых страстей. Во-первых, правящее меньшинство, попирая все права и вопреки  рассудку, пытается силой удержать господствующее положение и наследственные привилегии, которых оно уже недостойно. Пролетариат восстает против вопиющей несправедливости. Но движения пролетариата, кроме справедливого гнева, вдохновляются  страхом и ненавистью, что приводит в свою очередь к насилию». В  итоге такого противостояния правящее меньшинство создает универсальное  государство, а внутренний пролетариат - вселенскую церковь. На границах цивилизации  появляется внешний пролетариат, организующийся в мобильные военные отряды. В  конце концов они могут разрушить  своим напором цивилизацию, ослабленную  внутренними противоречиями. Источник разложения цивилизации в том, что  правящее меньшинство утрачивает творческие силы и энергию, а с ними и способность  отвечать на исторический вызов. Вместе с тем оно не желает оставить поле битвы и всячески пресекает поползновения  кого бы то ни было разделить с ним  ответственность. «...Одним из симптомов  социального распада и причиной социального раскола является вырождение меньшинства, ранее способного руководить благодаря своим творческим потенциалам, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря  грубой силе. ...Отделение пролетариата - что в свою очередь является ответом на замыкание правящего  меньшинства в узком, привилегированном  кругу - совершается под руководством творческих личностей, сфера деятельности которых ограничивается организацией оппозиции властям. Таким образом, переход от социального роста  к социальному распаду не сопровождается тотальным уничтожением творческой искры в душах индивидуумов. Творческие личности продолжают возникать. Однако теперь они вынуждены жить и действовать  в обществе, которое, надломившись, оказалось разорванным на части. В распадающейся цивилизации  Вызов-и-Ответ - все еще форма, отливающая действие, в котором имеет место  тайна творчества... Но задача творческого  лидера возникает уже в ином плане  и имеет иную цель. В растущей цивилизации творец отвечает на вызов, играя роль завоевателя, всегда готового к победоносному ответу. В распадающейся  цивилизации творец, приняв вызов, играет роль спасителя и помогает обществу ответить на вызов, с которым неспособно справиться правящее меньшинство, утратившее творческие возможности».

Разбивая историю на отдельные, локальные цивилизации, Тойнби вместе с тем пытается восстановить идею единства мировой истории, придавая этому единству религиозный смысл. Через отдельные цивилизации  история ведет от примитивных  обществ к цивилизациям, порождающим  высшие религии и приобщенного к  ним человека, способного остро ощущать  существование иного, небесного  мира. Главный смысл высших религий, говорит Тойнби, в том, что "каждая из них обращается к человеческой душе, побуждая ее стремиться к подобию  Божию. Языческая душа в не меньшей  степени, чем мусульманская, христианская, буддийская или индуистская, ищет и  находит высшее спасение в сфере  своего вероисповедания. Однако душа, озаренная светом высшей религии, в  большей мере и более остро  ощущает существование иного  мира, иной реальности, сознавая бренность  своей быстротекущей жизни. Сознавая это, душа, озаренная высшей религией, может достигнуть большего в благоустройстве  земной жизни, чем душа языческая». Иными словами, прогресс в истории - это все большее приближение  человека к богу. Образование мировых  религий - высший результат исторического  развития, то, в чем яснее всего  воплотились культурная преемственность  и духовное единство человечества, пробившие себе дорогу через замкнутость  отдельных цивилизаций.

Концепция Тойнби поражает грандиозностью своего замысла - охватить всю человеческую историю и описать  все появившиеся в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно богатая деталями и  верными наблюдениями, касающимися  отдельных цивилизаций и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий и констатацией того, что история - это божественная творческая сила в движении.

Противоречивое впечатление, оставляемое данной концепцией, связано  с ее открыто религиозным характером.

Религии кладутся Тойнби в  основу классификации цивилизаций, с чем связана неясность самого понятия цивилизации и искусственность  предлагаемой их классификации. Историческое чутье Тойнби позволяет ему исправить  многие дефекты своей классификации, зато появляются утверждения о ненормально  развивавшихся и застывших на ранней стадии своего развития цивилизациях. Когда Тойнби переходит к современной  западной цивилизации, в развитии которой  религия не играет заметной роли, он не может ясно охарактеризовать данную цивилизацию. Цивилизации третьего поколения с их явно ослабевшей религиозностью являются, по Тойнби, регрессивным явлением относительно высших религий: «...Мирское  падение ныне живых цивилизаций  должно судить с точки зрения тех  условий, которые они сумели создать  для жизни Души. А с этой точки  зрения их вряд ли можно будет оценить  достаточно высоко».

С религиозным характером воззрений Тойнби связано и его  бросающееся в глаза «бегство в прошлое»: стремление сделать центром  своего исследования и своих обобщений  в первую очередь цивилизации, давно  отошедшие в прошлое. Религия  играла в них существенную роль, и на их примере можно еще пытаться показать, что религия - это истинная цель человека и что цивилизации  управляют духовным прогрессом человечества. На более современном материале  такая попытка была бы заведомо обречена на неудачу. Тойнби почти ничего не говорит об истории XX в. и даже события XIX в. упоминаются им мимоходом. Всемирная  история оказывается без своей  центральной главы - главы, посвященной  Новейшей истории. Свое бегство в  прошлое Тойнби объясняет стремлением  к объективности анализа цивилизаций, которая будто бы требует значительного  удаления от объекта исследования. «В сравнении с периодом жизни  отдельного индивида, - пишет он, - период жизни цивилизации столь огромен, что нельзя и надеяться измерить его кривую, пока не окажешься на достаточном удалении. А получить эту перспективу можно, только исследуя умершее общество. Историк никогда  не сможет полностью освободиться от общества, в котором живет он сам». Историк действительно видит  прошлое в перспективе настоящего, и чем ближе рассматриваемые  им события к настоящему, тем больше опасность искаженного их видения. Но есть и другая сторона дела. Человеческая история не является какой-то константой, она меняется с течением времени. Она подобна реке, которая является очень разной в своих истоках, в срединном течении и в  своем устье. То, что стало известным  об истоках, было бы неосторожным распространять на реку в целом. Выводы, сделанные  на основе анализа древних и средневековых  цивилизаций, никогда не могут быть в сколько-нибудь полном объеме приложены  к более поздней истории. В  частности, начиная с возникновения  капитализма в Западной Европе и  распространения его на другие регионы, все более активно идет процесс  объединения человечества. Место  локальных историй отдельных  обществ и государств постепенно занимает мировая история - история  единого человечества. Что можно  сказать об этом процессе постепенного единения человечества на основе изучения когда-то имевших место, локализованных в своем пространстве и времени  цивилизаций? В сущности, ничего. Другой, идущий параллельно с развитием  капитализма процесс - ослабление религиозности. О нем также невозможно судить, опираясь лишь на данные, относящиеся  исключительно к умершим обществам. Анатомия человека есть в известном  смысле ключ к анатомии обезьяны. Новейшая история во многом является ключом к пониманию событий предшествующей истории. В частности, как будет  показано далее, ни западноевропейский феодализм, ни древние цивилизации  не могут быть вполне поняты без  анализа тех коллективистических  обществ, которые существовали в XX в. Бегство в далекое прошлое, на анализе которого меньше сказывается  искажающее влияние настоящего, только внешне выглядит удачной тактикой исторического  исследования.

Тойнби разбивает человеческую историю на локальные, почти не взаимодействующие  друг с другом цивилизации. Его цепи цивилизаций не меняют существа дела, поскольку неясно, какие единство и преемственность они подразумевают. Духовное, религиозное единство истории, постулируемое Тойнби, является, если оно вообще существует, внешним, поскольку  не касается самих глубин социальной жизни. К тому же с характерным  для Новейшей истории падением религиозности  исчезает даже призрак такого единства. Как можно в таком случае говорить о едином человечестве и единой человеческой истории? Ответ Тойнби на этот вопрос опять-таки определяется его религиозной  позицией: единство человечества возможно только в рамках единения земного  и небесного миров. «Гуманисты, - пишет он, - умышленно концентрируют  свое внимание и усилия на... подчинении человеческих дел гуманистическому контролю. Однако ...единство человечества никогда не может осуществиться  в действительности, за исключением  единства в рамках сверхчеловеческой  целостности, по отношению к которой  человечество является лишь частью... Наша современная западная школа гуманизма  странно упорствует в своем намерении  достичь небес, возводя на земном основании титаническую Вавилонскую  башню...». Объединение со сверхчеловеческой  целостностью - это уже не земной путь человечества, и трудно сказать, в каком смысле он является историей.

Механизм развития цивилизаций, предлагаемый Тойнби, не кажется универсальным  и ясным. Особенно туманной является трактовка периодов надлома и  разложения цивилизации. Творческое меньшинство, ранее способное отвечать на вызовы природной и человеческой среды, вдруг утрачивает свою энергию и  силу и начинает в резких формах противостоять остальному обществу. Непонятно, почему это происходит в  случае каждой из цивилизаций. Само представление  о творческом меньшинстве, ведущем  за собою все общество, напоминает романтическую теорию творческого  гения. В каждом обществе есть узкий  слой элиты, противостоящей остальному населению и управляющей им. Однако считать эту элиту творческой до периода надлома цивилизации  и утрачивающей творческие способности  как раз в этот период нет ясных  оснований. Механизм развития общества определяется, очевидно, не столько  взаимными отношениями элиты  и остального населения, сколько  взаимодействием материальной и  духовной культур данного общества, взятых во всей их полноте.

Предлагаемый Тойнби критерий роста цивилизации, состоящий в  «прогрессе самоопределения», явно перекликается  с гегелевским законом развития «самосознания» и «свободы».

Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса