Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель: изучение социальной философии о смысле направленности исторического процесса. Задачи:
1. Выявить особенности теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.
2. Определить содержание идеи цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби
Введение …………………………………………………………..
3
Теория культурно – исторических типов Н.Я Данилевского и О.Шпенглера……………………………………………….....
4
Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А.Тойнби………………………………………………………..
8
Понятие цивилизацияи. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса………………………………………………………...
21
Заключение ………………………………………………………..
27
Список используемой литературы ………………………………
29
К. Поппер обвиняет Тойнби в историцизме - вере во всемогущество силы, находящейся за кулисами истории. Это обвинение представляется обоснованным, поскольку, согласно Тойнби, человечество ведет по пути истории Бог. История изначально предопределена его замыслом, и человеку остается только распознавать в меру своих скромных сил заложенные в истории божественный план и ритм, предопределенную систему. Тойнби прямо высказывается против идеи, что прогресс в истории зависит от человека и что достигнутое одними поколениями может быть утеряно следующими. По Тойнби, эта идея является выражением современной западной веры во всемогущество случая.
Очень неясной является даваемая
Тойнби трактовка цивилизации, названной
им «западной». Он неоднократно обращается
к ее анализу, и в его рассуждениях
чувствуется, что она явно не вписывается
в его концепцию локальных
цивилизаций и их функций в
истории. Прежде всего, Тойнби безосновательно
объединяет в рамках одной цивилизации
средневековое феодальное общество
и начавшее складываться в Новое
время капиталистическое
Непонятный капитализм вызывает
у Тойнби раздражение. Тойнби обвиняет
его в идолопоклонстве наиболее
порочного вида - в поклонении человека
самому себе: «...В секуляризованном
западном мире XX века симптомы духовного
отставания очевидны. Возрождение поклонения
Левиафану стало религией, и каждый
житель Запада внес в этот процесс
свою лепту. Современный западный ренессанс
племенной религии
Тойнби убежден, что капитализм, несмотря на все те материальные блага, которые он принес, является временем духовной смуты, способным привести через идолопоклонство человека самому себе к катастрофе. «Гражданин Этого Мира, который упорно отказывается от своего служения Господу или который так и не осознал, что является подданным Града Божия, может вполне преуспевать в жизни, теша себя иллюзией, что он живет в лучшем из миров. Однако тот, кто причастен к высшей вере, не может не страдать, ощущая, что, трудясь во имя Бога в период духовной смуты, он окружен стихией, которая чужда его душе, что он подобен ныряльщику, который на дне моря проводит работы по спасению затонувшего корабля».
Если капитализм остается непонятным для Тойнби, то о тоталитаризме (в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах), современником которого он был, Тойнби просто ничего не говорит, как если бы такого явления вообще не существовало. Это не удивительно, так как тоталитаризм, будучи воинственно атеистическим по самой своей природе, еще хуже укладывается в намечаемую Тойнби схему истории, чем капитализм. Можно сказать, что тоталитаризм вообще стоит вне этой схемы.
Философия истории Тойнби, вызывающая серьезные возражения при приложении ее к древней и средневековой истории, оказывается совершенно неприложимой к более поздней истории.
3.Понятие цивилизацияи.
«Формационный» и «
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский) как понятие имеет два основных значения: стадиальное и локальное. Современное и наиболее точное понятие «цивилизация» — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие «формация». Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.
Если формационный (монистический)
подход к истории раскрывается достаточно
легко, то с цивилизационным подходом
дело обстоит сложнее, поскольку
единой цивилизационной теории не существует,
как не существует единого понятия
«цивилизация». Этот термин весьма многозначен.
В настоящее время цивилизация
рассматривается в трех аспектах.
В первом аспекте понятия «культура»
и «цивилизация» трактуются как
синонимы. Во втором цивилизация определяется
как овеществление вещественно-
Цивилизационный подход еще
не разработан до конца как общеметодологический
подход к анализу общественно-
Итак, формационный и цивилизацонный
подходы к пониманию исторического процесса
предполагают (гласят):
Заключение
В XIX веке появились теории
локальных культурно-
Наиболее развернутый и обоснованный
вариант теории культурно-исторических
типов представлен в концепции А. Дж. Тойнби.
По его мнению, культура имеет своеобразную
систему ценностей, вокруг которых складывается
повседневная жизнь - от самых грубых ее
проявлений до высоких взлетов творческой
фантазии. Каждая культура
проходит стадии возникновения, расцвета,
надлома и заката. «Возникновение и рост»
происходят за счет энергии «жизненного
порыва», а надлом, упадок, разложение
связаны с «истощением жизненных сил». Но не всем цивилизациям
суждено пройти свой исторический путь
от начала до конца, некоторые из них, не
успев расцвести, погибают, иные останавливаются
в своем развитии.
Марксистская концепция
отвергает такое толкование прогресса
и дает его обоснование с позиций
материалистического понимания
истории. Содержание прогресса она
усматривает в историческом развитии
основных форм собственности, в их связи
с преемственностью в смене общественных
порядков, представляющих собой «лишь
преходящие ступени бесконечного развития
человеческого общества от низшей ступени
к высшей». Соответственно и критерии
прогресса она видит в
Совершенно иное понимание
прогресса присуще
Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Его критерий применим лишь по отношению к целостной социальной системе, когда происходит усложнение ее структуры и появление качественно новых форм на более высоком уровне развития. К тому же прогресс всемирной истории не протекает гладко, прямолинейно. Он включает случаи регресса - возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.
Прогрессивная направленность
исторического развития не исключает
моментов циклического движения, круговоротов,
когда возврат к исходному
состоянию повторяется в
Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса