Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:23, курсовая работа
Социально – политические проблемы всегда были и остаются самыми актуальными в обществе. С древнейших времен люди задумывались над тем как лучше строить отношения в обществе, государстве, каков должен быть его строй, какими должны быть правители и органы государственной власти. В наше время эти вопросы стоят даже наиболее остро, так как с течением времени и технического прогресса порой бывает трудно разобраться какие формы государства будут наиболее эффективны, а какие не получили право на существование. Многие величайшие философы античности, средневековья, возрождения, нового времени пытались создать свои социально – политические доктрины.
Введение…………………………………………………………..…………………3
Философское учение Аристотеля как основа социально-философского анализа государства…………………………………………………………..5
Сущность и происхождение государства…………………………………...8
Формы государственного строя…………………………………………….12
Защита «среднего» класса и гармоничного государственного устройства……………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы и источников…………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
торгово-экономический
(РГТЭУ)
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема: «Социально-политическая доктрина Аристотеля»
Выполнила: Суровяткина Е.А.
ФСТ 13 Д
Проверил: Маслов Н.А., профессор, д.ф.н.
Москва – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы и источников…………………………………………………
Введение
Социально – политические проблемы всегда были и остаются самыми актуальными в обществе. С древнейших времен люди задумывались над тем как лучше строить отношения в обществе, государстве, каков должен быть его строй, какими должны быть правители и органы государственной власти. В наше время эти вопросы стоят даже наиболее остро, так как с течением времени и технического прогресса порой бывает трудно разобраться какие формы государства будут наиболее эффективны, а какие не получили право на существование. Многие величайшие философы античности, средневековья, возрождения, нового времени пытались создать свои социально – политические доктрины. Среди них Платон, Фома Аквинский, Томас Мор, Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Иммануил Кант и другие. Величайший мыслитель античности Аристотель посвятил этой проблеме несколько своих произведений и создал свою социально-политическую доктрину. Именно ей посвящена моя работа.
Для специалиста по связям с общественностью и рекламе особенно важно знать и понимать все социальные и политические события, происходящие в стране. Ведь для этой профессии очень важно общественное мнение, общественные настроения, которые складываются из социально-политических противоречий. Работа по связям с общественностью предполагает общение, а чтобы правильно выстроить общение с аудиторией, нужно знать её политические взгляды и принадлежность к социальным группам. У Аристотеля же на общении построено даже государство.
Выбранную мной тему исследовали разные ученые. Л.В. Блинников освещает жизнь и деятельность Аристотеля, выделяет ключевые элементы в его научных работах. В.Ф. Асмус, исследуя античную философию, отмечает особое значение Аристотеля. Именно благодаря ему развитие древнегреческой философии стало историей борьбы между материализмом и идеализмом, ведь Аристотель высказывался против платоновской теории идей. Работа ученого С.Ф. Кечекьяна полностью посвящена аристотелевскому учению о государстве и праве. В монографии анализируются политические воззрения Аристотеля, его представления о собственности, рабстве, среднем классе. Раскрывается отношение Аристотеля к афинской демократии, Спарте, македонской монархии, к платоновскому учению об идеях.
Работа построена таким образом, чтобы наиболее подробно раскрыть тему. В первом разделе речь пойдет об онтологии, гносеологии и аксиологии Аристотеля. Затем раскрывается сущность государства, его общественный строй, структура, основные элементы. В третьем разделе раскрываются основные формы государственного устройства по Аристотелю: монархия, аристократия, полития, тирания, демократия, олигархия. Последний, четвертый, раздел посвящен среднему элементу общества и изображению наилучшего государства.
Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие социально-политического учения Аристотеля, выявление основных элементов государства, анализ форм государственного устройства, освещение аристотелевского идеального государства.
Величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности Аристотель родился в 384 году до н.э. в Македонии, городе Стагира. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В 18-летнем возрасте Аристотель отправился в Афины. Туда его привлекла знаменитая платоновская Академия. Со временем, однако, Аристотель стал самостоятельным деятелем Академии, ее «умом», по выражению самого Платона.
В 343 г. до н. э. Аристотель стал воспитателем Александра – сына македонского царя Филиппа (будущего Александра Македонского). В Афинах Аристотель создал свою школу – Ликей. Однако, после кончины Александра Аристотель был вынужден бежать из Афин, так как, несмотря на известность, не являлся афинским гражданином. В 322 году до н.э. Аристотель умер в Халкиде.
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает “Политика”. В рамках этого произведения Аристотель разрабатывает своё оригинальное социально-политическое учение, осуществив грандиозное по своим масштабам обобщение политического и социального опыта эллинов. Недаром русский философ Вл. Соловьев отмечал «редкий дар умозрения и синтеза», присущий Аристотелю.
Анализируя проблемы онтологии, Аристотель утверждал, что любая вещь состоит из материи и формы. Материя – это то, из чего состоит вещь, она пассивна. Форма организует материю, это активное начало вещи, идея, стимул, цель. Есть чувственно воспринимаемые материальные вещи и их умопостигаемые сущности, формы. Формой всех форм, конечной причиной мировой активности является Бог. В этих рассуждениях Аристотеля чувствуется дуализм. Однако форму философ ставит все-таки выше, так как считает, что бесформенная материя – это небытие, а значит неизбежно переходит к идеализму.
Государство у Аристотеля также состоит из формы и материи. Материя – это люди, из которых состоит государство, они пассивны. Форме государственного устройства Аристотель придает большое значение. Именно от формы государства зависит то, каким оно будет и какой будет его жизнь.
Решающее значение Аристотель, как метафизик, придавал поиску первой или конечной причины. Бытие проявляет себя в разного рода активностях. Аристотель выделяет четыре причины этой активности. Материальная причина – это элементы, из которых слагается действительность, субстрат, на котором организована активность. Формальная причина – сущность этой действительности, некий план, организация процесса. Производящая причина – двигатель активности, здесь рассматривается движение, то, что создает вещи. Наконец, целевая причина отражает цель, к которой стремится активность. Например, в таком процессе, как построение государства, материальная причина – это люди, из которых состоит государство, формальная причина – форма государственного устройства, движущая причина – правитель, государственные деятели, и цель – счастливая и обеспеченная жизнь граждан государства.
Большую роль в истории философии сыграло учение Аристотеля о познании. Он считает, что независимо от человека существует объективный, материальный мир, независимый от познающего субъекта. Первая стадия познания – чувственное познание посредством ощущений, являющимися отражением познаваемых предметов. Ощущения дают знания единичного. Общие же представления – результат повторяемости ощущений. Но высшее познание состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством теоретической деятельности мышления. Следовательно, Аристотель – рациоэмпирик. В первую очередь он опирается на данные внешних органов чувств, но признает и роль разума. Он пытается уравновесить вклады эмпирического и рационального познания в достижении истины. Аристотель развивает логику, у него есть трактаты, специально посвященные логике. Логика – наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Аристотель переносит центр логического внимания на суждение. Философ сформулировал законы мышления: закон тождества (понятия должны употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (суждение и его отрицание не могут быть истинными одновременно), закон исключенного третьего (истинным может быть только одно из двух взаимопротиворечащих суждений).
Среди методов познания Аристотель отдавал предпочтение дедукции, т.е. вывод от общего к частному. Но философ признавал и индукцию – вывод от частного к общему, он рассматривал её как путь познания общего.
Социально-политические представления Аристотеля тесно переплетены с его взглядами на мораль. Государство, которое неотделимо от общества, должно требовать от своих граждан добродетельного поведения. Такой член общества должен избегать крайности во всех отношениях, потому что нравственность, по Аристотелю, состоит в соблюдении определенной меры. Например, добродетель самоуважения – середина между кичливостью и самоунижением.
Добродетели бывают двух видов: этические и дианоэтические. Этические добродетели деятельны, они представляют собой золотую середину между двумя крайностями. Таких добродетелей три: добродетель растительной души, добродетель животной души, добродетель разумной души. Особо среди добродетелей Аристотель выделяет справедливость. Он определяет её как правильную пропорцию отношения с другими людьми, это середина между терпением обид от людей и причинением обид другим людям. Дианоэтические добродетели созерцательны, они связаны с разумом, это мудрость, рассудительность, здравый смысл. Поэтому Аристотель так трезв в поиске идеального государства. Его интересует государство идеальное не в мире идей, как у Платона, а такое государство, в котором лучше всего жить в условиях материального мира, в котором нам приходится существовать.
Итак, разрабатывая социально-политическую доктрину, Аристотель следует своим представлениям о морали, взглядам о первичности формы, свое государство он строит, руководствуясь разумом и добродетелями.
2. Сущность и происхождение государства
Рассматривая вопрос о сущности государства, Аристотель понимает под ним «своего рода общение», которое среди других видов общения является наиболее важным и охватывает собой все другие общения. Это высшая форма общения и называется государством или политическим общением.
Первый вид общения – это семья, возникшая естественным путем сочетания мужчины и женщины в целях продолжения потомства. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющих цель – удовлетворение потребностей, Аристотель называет селением. При этом отмечается, что все люди управляются царями. Даже в семье есть старший в доме, и он облечен полномочиями царя. То есть и в государстве, и в семье есть некая высшая власть, которой остальные люди подчиняются.
Завершенным государством Аристотель считает общество, состоящее из нескольких селений, которое достигло «в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни» [1, стр. 26]. Философ приходит к выводу, что государство – это продукт природы, как и все первичные общения, оно является их завершением и высшим существованием.
Человек в силу своей природы существо политическое, социальное, а тот, кто живет изолированно по тем или иным причинам, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.
Человек, нашедший свое завершение,
то есть живущий в государстве
– совершеннейшее из живых существ,
и наоборот, человек, живущий вне
права и закона – наихудший
из всех. Понятия права, справедливости
и государства тесно
Аристотель утверждает, что государство создается не просто для того, чтобы жить, оно создается для жизни благой. Задачи государства заключаются не только в охране личности или предоставлении благоприятных условий для обмена. «Государство же есть общение подобных друг другу людей, ради достижения возможно лучшей жизни» [2, стр.26]. Достижение блаженной, прекрасной и счастливой жизни в государстве Аристотель видит в концепции рабовладельческого государства. Блаженная жизнь предполагает досуг, затем нужны внешние блага. Аристотель считает, что неимущий не может делать прекрасные дела, так как многие из них могут быть осуществлены только с помощью богатства, друзей и политического влияния. То есть такая жизнь возможна только рабовладельцам. Труд раба – необходимое условие и средство благой жизни в государстве. Раб – это некая одушевленная собственность, которая всецело принадлежит своему господину. Но существуют люди, которые в силу природных особенностей призваны господствовать и властвовать, а другие предназначены повиноваться и принадлежать другому. Рабовладелец изображается существом, предназначенным по своей природе быть организаторами хозяйства, господство которых полезно и самим рабам, так как они не способны мыслить, а лишь слепо подчиняться воле хозяина. Раб не имеет никаких прав, его можно приобрести охотой. Однако по отношению к ним не может быть никакой несправедливости, ведь к собственности не может быть допущена несправедливость. Аристотель рекомендует рабу и господину иметь взаимное дружеское расположение, ведь раб является хоть и отдаленной, но некой частью господина. Пристальное внимание философа к институту рабства говорит о том, что в эпоху Аристотеля отношения рабовладения становится большим вопросом общественной мысли. Некоторые софисты уже тогда сомневались в правомерности рабства и даже утверждали, что все люди от рождения свободны. Аристотель же решительный противник этого мнения. Он сознательно противопоставляет своё учение взглядам софистов. «По мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один – раб, другой – свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива» [3, стр.26].
Информация о работе Социально-политическая доктрина Аристотеля