Социально-политическая доктрина Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Социально – политические проблемы всегда были и остаются самыми актуальными в обществе. С древнейших времен люди задумывались над тем как лучше строить отношения в обществе, государстве, каков должен быть его строй, какими должны быть правители и органы государственной власти. В наше время эти вопросы стоят даже наиболее остро, так как с течением времени и технического прогресса порой бывает трудно разобраться какие формы государства будут наиболее эффективны, а какие не получили право на существование. Многие величайшие философы античности, средневековья, возрождения, нового времени пытались создать свои социально – политические доктрины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………………3
Философское учение Аристотеля как основа социально-философского анализа государства…………………………………………………………..5
Сущность и происхождение государства…………………………………...8
Формы государственного строя…………………………………………….12
Защита «среднего» класса и гармоничного государственного устройства……………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы и источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по философии.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Элементом коллективности в  идеальном государстве является организация «сисситий» – общественных трапез, средства для которых получаются от половины государственной земли. Таким образом, граждане полностью или частично обеспечиваются питанием за счет государства.

В идеальном государстве, по мнению Аристотеля, должна существовать регламентация семьи и брака. Философ предлагает в законодательном  порядке определить возраст вступления в брак: для девушек – 18 лет, для  мужчин – 37 лет. Также следует определить предельный срок, до которого следует  отправлять супружеские обязанности  в интересах деторождения: потомство  слишком молодых рождается интеллектуально  несовершенным, а потомство престарелых – слабым. Кроме того Аристотель предлагает ограничить деторождение, ведь тогда не все граждане будут полностью обеспечены необходимыми благами для жизни и впадут в бедность.

Большое значение Аристотель придает государственному воспитанию. Оно должно быть одинаковым для всех граждан, так как государство преследует одну конечную цель. Воспитанием должно заниматься именно государство, а не родители, которые учат детей по-своему. Цель воспитания – научить людей разумно заполнять свой досуг.

 «В деле воспитания должно руководствоваться тремя правилами: держаться середины, возможного, пристойного» [7, стр. 26]. Вот формула воспитания в наилучшем государстве. Её смысл легко раскрывается, если рассмотреть задачи, которые ставит Аристотель воспитанию. Обучать юношей следует, не превращая их в ремесленников, сохранять их отличие от людей физического труда. Держаться пристойного – не предаваться неумеренному физическому труду, соблюдать достоинство свободного человека. Держаться середины – значит обучать воспитанника лишь в той мере, в какой необходимо гражданину заполнить досуг. Добиваться возможного – необходимо вести деятельную, активную жизнь. Здесь Аристотель осуждает бездеятельное, пассивное созерцание жизни.

Однако начинать воспитание следует все-таки с воспитания тела, оно предшествует воспитанию души. Душа человека состоит из двух частей – разумной и неразумной. Отсюда два свойства души: ум и наклонности. Неразумная часть души появляется раньше разумной, наклонности появляются раньше ума. Воспитание наклонностей должно предшествовать воспитанию ума. Первое должно подготовить второе, подобно тому, как воспитание души должно быть подготовлено воспитанием тела.

Следуя этим принципам, Аристотель излагает подробную программу воспитания. Она начинается с ухода за младенцами, затем переходит к воспитанию детей пятилетнего возраста, здесь  нужно обращать внимание на их игры и физическое воспитание. Дети от пяти до семи лет должны приходить на уроки по тем предметам, которые потом они будут изучать сами. Начинать их воспитание Аристотель советует с гимнастики. Всего предметов для изучения Аристотель предлагает четыре: грамматика, гимнастика, музыка, рисование. Что касается музыки, Аристотель заявляет, что она необходима, так как помогает этическому воспитанию граждан и служит прекрасным средством заполнения досуга.

Таким образом, наилучшее  государство у Аристотеля представляется как рабовладельческое государство, где жизнь индивида строго регламентируется в целях сохранения положения рабовладельцев. Такое государство достигает удовлетворения интересов своих граждан путем исключения из их числа всех, кто занимается физическим трудом и обеспечивает им эту благополучную жизнь. Сохраняется резкое имущественное и политическое неравенство. В этом заключается узость и ограниченность политического мышления Аристотеля, в его проекте идеального государства отражаются ходячие в то время представления рабовладельческого общества и интересы рабовладельческого класса.

 

        Заключение

Творчество Аристотеля в  области философии и науки считается вершиной античной мысли. Великий мыслитель подвел итог развитию большого этапа в жизни древнегреческой культуры с ее начала до IV в. до н.э. Он систематизировал знания и выделил ряд научных областей, позже выделившихся в отдельные самостоятельные науки. Аристотель был первым мыслителем, который создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: логику, физику, философию, социологию, политологию. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор используется в философии и сам стиль научного мышления.

В своей социально-политической доктрине Аристотель постарался соединить  лучшие, на его взгляд, элементы общественной жизни, отбрасывая худшие. Философ дал определение государства, показал его сущность, его структуру, выделил функции государства. Аристотель придает большое значение не только сущности государства, но и его формам. Благодаря обширному анализу современных Аристотелю государств, он сумел классифицировать формы государственного устройства. Великий мыслитель даже предвосхитил К. Маркса, разработав теорию «среднего» элемента. Эта теория подходит к государственному устройству современных развитых стран, в которых благодаря расширению «среднему» класса, не произошло обострение классовой борьбы, которое предсказывал Маркс. На основе «среднего» элемента Аристотель вывел формулу идеального государства. В нем преобладает средний класс, за счет которого достигается устойчивость государственного строя.

Политическая доктрина Аристотеля имеет большую теоретическую  и историческую ценность. Особенностью социально-политического учения Аристотеля является то, что в нем реальные, исторические черты преобладают  над утопическими. Проект идеального государства сочетает в себе вымышленные, надуманные черты и черты, отражающие реальные исторические отношения общества, в котором был разработан этот проект. Путь к наилучшему государству  лежит через познание того, что  существует в действительности. Поэтому  «Политика» Аристотеля может рассматриваться  не только как ценный документ для  изучения его политических взглядов, но и для изучения общества Древней  Греции.

Список литературы и источников

[1] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 378

[2] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 603

[3] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 603

[4] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 381

[5] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с.421

[6] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 495

[7] – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. с. 644

 

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. – М.: Мысль, 1983 – 830 с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа,1976 – 544 с.

3. Бессонов Б.Н. Курс  лекций. – М.: ООО «Издательство  Астрель», 2004 – 317 с.

4. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 – 432 с.

5. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. – М. – Л.: АН СССР,1947 – 222 с.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высшая школа, 1981 – 415 с.

 

 

http://www.belletrist.ru/definit/aristotel.defin.htm

http://www.philosophy-msmsu.narod.ru/Lections/Philosophy/Aristotles.html

 

 

 


Информация о работе Социально-политическая доктрина Аристотеля