Специфика философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:14, реферат

Описание работы

Сегодня философия – это система взглядов на мир, как единое целое.
Философия – это рациональное отношение к миру, т.е. осмысления мира в форме понятий, суждений, умозаключений, а значит –
это теоретическое отношение к миру. Философствовать – это, значит, прелагать свои духовные силы к предмету познания, для того чтобы выработать свои собственные мнения. Философы заняты поиском гармоний между достижением культуры и жизней отдельного человека, его опыта.

Содержание работы

Введение:
1. Специфика философии.
2. Общая характеристика философии Нового времени.
3. Виртуальное бытие, его смысл.
4. Понимание и объяснение.
5. Соотношение материи и сознания.
6. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура, цивилизация.
8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации
9. Общество – это…
10. Разум — это…
11.Заключение .
12.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия (2).docx

— 75.23 Кб (Скачать файл)

«Знания  – сила»

Конечная  цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания.

Индуктивная методология

Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно  было бы постепенно восходить от единичных  фактов к широким обобщениям. В  древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться  в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др.

В 20 в. трактовка  индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера  и др.

Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский  эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу  приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

Дуализм философии  Р.Декарта. Дедуктивный метод.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог. В основе философии  Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина  движения, по Декарту, — Бог, который  сотворил материю, движение   и    покой.    Человек  - связь безжизненного  телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное  основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность  сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как  источник объективной значимости человеческого  мышления.

«Мир или  трактат о свете» - его первое сочинение.

Отношения с  церковью он не портил. По своим философским  воззрениям, Рене Декарт – дуалист. Основной принцип его философии  – все подвергнуть сомнению.

«Рассуждения  о методе»

«Начала философии»

Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень  сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное  для него – разум.

ДУАЛИЗМ  (от лат. dualis — двойственный), философское  учение, исходящее  из  признания  равноправными  двух  начал  духа  и  материи.       Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один  из крупнейших представителей  — Р. Декарт.

Дуализм Декарта.

В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции.

Субстанция–причина  самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности,  дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют  атрибуты. С помощью разума можно  получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и  материальную сферу с помощью  бога. Это гарант синхронности субстанций.

Часы и  часовщик (который их создал). Когда  часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя  не зависят. Декарт пытался возвеличить  человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с  рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Дедуктивный метод.

Философия Декарта  ярко иллюстрирует стремление европейской  культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки  и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный  свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно  в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил  последнего недостаточно для познания.

Размышляя над  условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно  прийти к истине. Первоначально мыслившиеся  Декартом весьма многочисленными, в  «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:

1)начинать с несомненного и самоочевидного,т. е. с того,противоположное    чему нельзя помыслить,

2)разделять любую проблему на столько частей,сколько необходимо для  ее  эффективного решения,

3) начинать  с простого и постепенно продвигаться к сложному,

4) постоянно  перепроверять правильность умозаключений.

Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать  с чувственным наблюдением и  которая дает нам «ясное и отчетливое»  постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные»,т. е. самоочевидные  элементы, от которых можно отталкиваться  в последующих дедукциях.

Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором  происходит сцепление  интуитивных  истин. Слабость человеческого  интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или  «индукцией». Итогом последовательной и  разветвленной  дедукции  должно стать  построение системы всеобщего  знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол  составляет физика, а плодоносные  ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что  залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика. От метода открытия истин  Декарт отличает метод изложения уже разработанного материала. Его можно излагать «аналитически» и «синтетически». Аналитический  метод проблемен, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.

3. Виртуальное бытие, его  смысл.

Для современной  эпохи характерно бурное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий.

Понятия «виртуальный», «виртуальная реальность» сейчас применяются  во многих сферах: от квантовой механики, компьютерных наук и эргономики до психологии,медицины,социологии,эстетики,в современной науке и в  анализесредств массовой информации.

Формирование  виртуальной реальности становится творческим процессом и формирует  новый тип эстетического сознания, действующего в режиме диалога. Постоянно  совершенствующиеся формы виртуальной  реальности ставят ряд новых этических, социальных, психологических и юридических проблем.

Развитие  информационных технологий и  возникновение  виртуальных  миров  породили ситуацию, которая  создает  новые  возможности  для  творчества и  заставляет переосмыслить  сам   его  феномен. Меняются законы восприятия, поскольку средства мгновенной электронной  информации погружают  человека в процесс восприятия целиком  и полностью. Происходит становление  визуального типа мышления, в котором  наблюдается единство логико-вербального  и наглядно-образного восприятия мира. ИТ расширяют возможности визуализации. Использование изображений как средства сообщения характеризуется  максимальной пропускной способностью. Термин «виртуальное»  означает, что  отсутствует  четкое разграничение  субъекта и объекта.

Традиционные  виды литературного, художественного, музыкального творчества в цифровой форме обусловлены качеством  программного обеспечения, поэтому  именно оно выступает прародителем любых возможностей киберпространства. Особенность этих вариантов творчества состоит в использовании заложенного  инструментария и его расширении, которое неочевидно при программировании ресурсов. Особенностью гиперпространства  является коллективный субъект коммуникативного действия, поэтому индивидуальный акт  творчества сводится только к содержанию, но не относится к воплощению и  существованию продукта в виртуальной  среде.

В искусствоведении и эстетике активно стали использовать термин «виртуальная реальность». Дает возможность по-новому осмыслить  процессы, которые протекают в  искусстве. Творческое состояние наделяется статусом виртуального события. Выдвигается  концепция, что в момент творчества психика человека, переживая и  отражая реальную жизнь, одновременно создает новый мир, существующий как виртуальная реальность[1]. Термин реальность происходит от позднелатинского «realis» - вещественный, действительный, он был введен схоластической философией.

Виртуальная реальность возникает при участии  сознания, она не тождественна ему. Представляет собой  единство материального  и нематериального полюсов, не принадлежит  всецело ни сфере материального  мира, ни сфере субъективной реальности. Виртуальная реальность заключает  в снятом виде объективное и субъективное начала, существует в пространстве диалога «между» объектом и субъектом, ее нет ни на одной стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых изолированно друг от друга.

Взаимное  снятие субъекта и объекта переходит  в виртуальную реальность и  завершается  творением  виртуального образа, в  котором синтезируются содержательная сущность мира и человека.

Виртуальная картина мира – это система  взглядов человека на мир и его  место в этом мире сквозь «призму» компьютерных и сетевых технологий. И подобно любой картине мира – виртуальная имеет свою структуру. К ее структурным – компонентам  относятся философский, естественнонаучный, психологический, социально-политический, экономический, эстетический и идеологический.

В связи с этим формулируются  характеристики виртуального бытия: виртуальная  реальность есть реальность образная; образы виртуальной реальности не имеют  предметно-сущностного содержания; образная реальность является ареной проявления действий свободной воли человека; образ, в котором воплощена  воля человека, является принципиально  иным по отношению к человеку, он полностью определен программой, задающей виртуальную реальность и  носителем, в котором эта программа  раскрыта; виртуальная реальность ограничена программой ее задающей Виртуальное бытие является несколько иным, нежели бытие вещей. Виртуальное бытие, как понятие, в методологии науки  и техники появилось сравнительно недавно и не имеет строгого определения. Метафорически можно понимать как  «недобытие», «недород бытия» (С.С. Хоружий) и «бытие в небытии» (Р.А.Ярцев). Виртуальная  реальность рождается и существует между…

Образ в виртуальном  бытии задан носителем, в котором  ой раскрыт (в зеркале, компьютере и  т.д.) и является принципиально иным по отношению к человеку, который  в нем сознательно действует. Если тело человека едино сего сущностью, символически выражая , и человек  внутри нее принципиально не может  ни изменить, ни вообще как-то воздействовать на программу. Такая характеристика позволяет признать онтологический статус виртуальной реальности иерархически более низким, нежели реальности чувственно-вещественной. Низким в том смысле, что указанная  сущность лишена ряда онтологических характеристик. Если в телесной реальности возможно преодоление ограничения воли человека в обращенности к Творцу мира, то в виртуальной реальности возможно лишь улучшение условий существования при обращенности к творцу программы. Сам же программист не может окончательно снять ограничение воли человека рамками компьютерной программы, он может лишь расширить или улучшить возможности для воплощения воли человека. Более кратко - сущность всякой телесной вещи бесконечна, сущность всякого виртуального образа конечна и задана рамками программы.

Виртуальная реальность меняет представления о  ценностях и идеалах, приобретая нравственно-этическое и аксиологическое звучание.

Благодаря прорыву  в компьютерных и коммуникационных технологиях появились средства, обеспечивающие хранение, обработку и распространение знаний в несравненно  более широких масштабах, чем  это было возможно ранее. События  последнего времени связанные с  разработкой персональных микрокомпьютеров и коммуникационных систем, объединяющих таковые в глобальную сеть, сделали  их неотъемлемой чертой современного образа жизни и обусловили взрывное увеличение объема информации, с которой  мы сталкиваемся постоянно.

4. Понимание и объяснение.

ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ — две взаимосвязанные  процедуры герменевтики. Понимание  — процедура проникновения в  другое сознание посредством  внешнего обозначения, которая составляет,наряду с интерпретацией,основную функцию         герменевтики. Понимание есть искусство постижения  значения знаков, передаваемых одним  сознанием и воспринимаемых другими  сознаниями     через их внешнее  выражение (жесты, позы, речь). Цель  понимания — совершить переход от выражения к тому,что является  основной интенцией  знака, и  выйти вовне через выражение.  Согласно В. Дильтею, виднейшему  после Ф. Шлейермахера теоретику герменевтики,процедура понимания         возможна благодаря способности, которой наделено каждое сознание, способности проникать в другое  сознание не непосредственно,  путем            переживания, а опосредованно,  воспроизводя творческий процесс  из            внешнего     выражения.

Наличие  материальной основы знаков, моделью  которой является письмо, предопределяет  переход от понимания к интерпретации.  Понимание             характеризует общее  явление проникновения в другое  сознание с помощью внешнего  обозначения. Интерпретация представляет  собой операцию           понимания, направленную  на знаки, зафиксированные в  письменной форме. Операция интерпретации  сопутствует процедуре понимания,  и это               демонстрирует сложившееся  отношение между письмом и  чтением: чтение сводится к  тому, чточитающий субъект овладевает  смыслами, заключенными в тексте. Это овладение позволяет ему преодолеть временное и культурное                   расстояние,отделяющее его от  текста так, что читатель при  этом осваивает  значения,которые из-за дистанции, существующей между ним и текстом,  были  ему чужды.   В этом  широком  смысле  отношение  “письмо-чтение”  может  быть  представлено  как  частный  случай  понимания,            осуществляемого  посредством проникновения в  другое сознание через         выражение.

Информация о работе Специфика философии