Специфика философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:14, реферат

Описание работы

Сегодня философия – это система взглядов на мир, как единое целое.
Философия – это рациональное отношение к миру, т.е. осмысления мира в форме понятий, суждений, умозаключений, а значит –
это теоретическое отношение к миру. Философствовать – это, значит, прелагать свои духовные силы к предмету познания, для того чтобы выработать свои собственные мнения. Философы заняты поиском гармоний между достижением культуры и жизней отдельного человека, его опыта.

Содержание работы

Введение:
1. Специфика философии.
2. Общая характеристика философии Нового времени.
3. Виртуальное бытие, его смысл.
4. Понимание и объяснение.
5. Соотношение материи и сознания.
6. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура, цивилизация.
8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации
9. Общество – это…
10. Разум — это…
11.Заключение .
12.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия (2).docx

— 75.23 Кб (Скачать файл)

Наряду с  этим ответственность философии  простирается и в другом направлении. В современном динамичном, бурно  меняющемся мире человечество постоянно  сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское  осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы  человеческая деятельность могла реализовываться  как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Посредством философского анализа  определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский  анализ позволяет выразить на языке  понятий и, следовательно, сделать  предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность  самими собой и тем, что нас  окружает, - в общем, все то, что  побуждает нас действовать, и  действовать так, а не иначе.

Особая роль философии в период происходящих в обществе преобразований - в ее критической направленности, возможности посредством философского анализа осознать обусловленность  историческими обстоятельствами, а  значит, ограниченность многого из того, что представлялось безусловным, что  обрело силу стереотипа, а  то и  просто догмата. Однако критическое  философское исследование всегда не только решает отрицательные задачи ниспровержения тех или иных устаревших стереотипов, но и  несет  в  себе мощный положительный заряд утверждения  всего того, что соответствует  как новой, изменившейся реальности, так и новым социальным идеалам, взятым во всей их полноте и гуманистической  направленности.

Современная действительность ставит перед философией новые, чрезвычайно острые и  серьезные  проблемы; новым звучанием  и  новым  содержанием  наполняются  и  многие из традиционных проблем философии. Становится все более очевидным, что для научного осмысления преобразований, развертывающихся в обществе, для  определения подлинных перспектив его развития необходимо во всей полноте  задействовать творческий потенциал, который заключен в философском  исследовании.

Немало новых  проблем возникает при философском  осмыслении научно-технического прогресса, его перспектив и тех воздействий, которые он оказывает на жизнь  человека и общества. До сравнительно недавнего времени философы уделяли  преобладающее внимание гносеологическим и  методологическим проблемам, возникающим  в  процессе развития науки  и  техники, а также мировоззренческому осмыслению новейших достижений науки. Эта проблематика не утрачивает своей актуальности и  сегодня хотя бы в силу того, что  развитие науки и техники нисколько  не замедляется, а, напротив, осуществляется чрезвычайно быстрыми темпами.

Вместе с  тем все более властно заявляет о себе необходимость социально-философского исследования всего того, что несет  с собой научно-технический прогресс. Известное отставание в этой области (хотя, конечно, не одно лишь оно) нашло  свое выражение  в  том, что сегодня  принято называть технократическими  перекосами. Речь идет о тенденции  внедрения научно-технических достижений и реализации научно-технических  проектов, исходя из соображений  только экономической  эффективности, к  тому же еще  и  узко понятой. Эти  тенденции  находят  выражение  в  создании таких технических  средств и систем, которые неудобны в управлении, расточительны в  использовании человеческих и природных  ресурсов, опасны для окружающей среды, не защищены должным образом от аварий, чреватых самыми тяжелыми последствиями. Сегодня ясно, что ни один сколько-нибудь серьезный научно-технический или  инженерно-технологический проект не может быть допущен к реализации, если он в должной мере не проанализирован с социальной, культурной, человеческой, гуманистической точек зрения. В организации такой гуманистической экспертизы, которая требует участия как представителей самых разных областей научного знания, так и широкой общественности, центральная роль принадлежит именно философии. Это одна из точек, в которой задачи философии непосредственно смыкаются с запросами практики.

Еще одна такая  точка связана с осмыслением  противоречивых взаимозависимостей между  научно-техническим и социальным прогрессом. В наши дни особую опасность, в частности, представляет недостаточная  подготовленность человека и общества к жизни и деятельности в мире, все более насыщающемся плодами  научно-технического прогресса. С одной  стороны, эта неподготовленность находит  выражение в частых случаях возникновения  аварийных ситуаций. С  другой стороны, она  же проявляется в настроениях  иррационального страха перед техникой - технофобии, что влечет за собой  внутреннее, нередко неосознаваемое сопротивление внедрению научно-технических  достижений. Между  тем  накапливающееся  отставание в научно-технической  области  является одним  из самых  серьезных препятствий в развитии экономики, в решении социальных проблем.

Научно-технический  прогресс - лишь одна из сторон прогресса  социального, хотя в конкретных исторических условиях взаимоотношения между  этой стороной и целым бывают весьма напряженными и противоречивыми. В  конечном же счете развитие науки  и техники выступает как важная форма развития сущностных сил человека. Поэтому  в  круг задач  философии  входят как  выявление  гуманистического предназначения науки  и  техники, так  и  критическое  исследование тех  социальных факторов, условий  и  обстоятельств, которые  препятствуют реализации этого предназначения,а  порой  ведут  к  антигуманному  использованию           результатов  научно-технического прогресса; отсюда важен также поиск  в самой реальной действительности тенденций и сил, способных противостоять  дегуманизации науки и техники.

Пожалуй, одной  из основных областей, в которых  наука может в полной мере реализовать  свое гуманистическое предназначение, является все более тревожащий ныне человечество обширный комплекс глобальных проблем современности. Не повторяя того, что было сказано об этом в  тексте книги, отметим лишь, что именно философии принадлежат первые попытки  осмысления этих проблем, уяснения того, что с их появлением мир вступает качественно новое состояние  выработки мировоззренческой    платформы  для  их изучения и  решения. Философия, наконец, явилась инициатором их комплексного исследования, объединения  на этом поприще усилий представителей многих естественных и общественных наук, а также выявления тех  противоречий, которые возникают  в процессе их реализации. Комплекс глобальных проблем, тесно связанный с такой темой, как будущее человека и человечества, является характерным примером того, как происходит расширение и обогащение традиционной философской проблематики; вместе с тем он представляет собой и одно из перспективных направлении развития философии.

Если попытаться теперь подытожить сказанное о новых  проблемах, которые встают сегодня  перед философией, то обнаружится, что  в них есть нечто единое. И единство это обусловлено тем, что каждая из названных проблем является особой проекцией той проблемы, которая  во все времена была определяющей для философии и сегодня видится  столь же новой, столь же открытой, как и два тысячелетия назад. Речь идет о проблеме человека, этом подлинном начале всякого философствования.

Конечно, мы смогли обозначить здесь лишь некоторые  актуальные философские проблемы и  направления поиска. Приобщаясь к  философии, можно узнать и многое другое, что лежит за рамками введения в нее. Но это  требует  ответной активности: философия вознаграждает  своей мудростью только тех, кто  усердно ищет и кропотливо работает.

Список использованной литературы

1.РадугинА.А.Философия.Курслекций.Москва,2001г.;                                        2.Основы современной философии СПб,  1997г.;                                                                                                                        3. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Феизов Э.З. Восприятие и реальность. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1992.

5. Философский Энциклопедический  словарь. / Гл.редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. 6. Яковлев А.И. Виртуальная реальность – новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. – М.: Изд-во «Путь», 1999.

7.Новая  философская  энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией  В. С. Стёпина. 2001.

8. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов на/Д: «Феникс», 2002.

9. Культурология: Учеб. Пособие  для вузов. Под ред. Проф. А.Н.  Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

10. Конрад Лоренц, "Оборотная  сторона зеркала", Москва, изд-во "Республика", 1998 г.       

 


Информация о работе Специфика философии