Стадии развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)
  1. Происхождение философии. Философия и мировоззрение.

 

Термин «философия» в  переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.

Слово «философ» впервые  употребил греческий математик  и мыслитель Пифагор по отношению  к людям, стремящимся к интеллектуальному  знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в  европейской культуре термина «философия»  связано с именем Платона.

Возникновение философии  означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с  их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия в своём зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой  души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии  в VI до нашей эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая всё порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

 

Всякая философия –  это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую  основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в  виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную  ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется  и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится  к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

 

  1. Специфика философского знания. Основной вопрос философии.

 

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех других наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут  успешно решаться, обсуждающиеся  только в том обществе, где допускается  критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание  различных позиций по одному и  тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
  6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
  9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  11. опирается на категории – предельно общие понятия;
  12. неисчерпаемо по своей сути;
  13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые  высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности

 

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к  бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или  природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию занимают дуализм, агностицизм. Но только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение основного вопроса философии. Первичность материи она видит в том, что:

1) материя является источником  сознания, а сознание - отражением  материи; 

2) сознание - результат длительного  процесса развития материального  мира;

3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи  головного мозга; 

4) существование и развитие  человеческого сознания, мышления  невозможно без языковой материальной  оболочки, без речи;

5) сознание возникает,  формируется и совершенствуется  в результате материальной трудовой  деятельности человека;

6) сознание носит общественный  характер и определяется материальным  общественным бытием.

Вопрос об отношении материи  и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в  целом, дает надежный критерий для различения осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

 

  1. Предмет, структура и функции философии.

В целом можно сказать, что предметной областью философии является отношение  человека к миру. Формы и способы  осмысления, выражения и представления  этого отношения составляют основное содержание философского знания. Вся  палитра философских воззрений, так или иначе раскрывает отношение человека к миру.

При определении предмета философии  следует учитывать, по отношению  к какой именно философии указывается  предмет (например, по отношению к  западной или русской, античной или  современной и т.д.). Необходимо принимать  во внимание следующее положение: предмет  философии постоянно переопределяется. При этом в каждом конкретном случае предмет философии может и  должен быть указан и определен. 
Под структурой философии, как правило, понимается взаимосвязь разделов философии. Философия в ее современном состоянии включает в себя несколько разделов, которые отличаются друг от друга по своему предмету, методам и способам описания и представления той или иной предметной области. 
Разделы философии имеют либо теоретическую, либо прагматическую направленность. К теоретической философии относятся онтология, гносеология, методология и др.; к прагматической философии философская антропология, социальная философия, философия культуры, философия экономики и т.д. 
Онтология как один из разделов философии рассматривает бытие, его начала, первопричины, формы. Онтология представляет собой учение о бытии в его данности человеку. 
Другой раздел философии — гносеология разрабатывает проблемы познания. Среди основных гносеологических вопросов: «Каковы условия, возможности и содержание познания?», «Как относится знание к реальности?», «Каковы взаимоотношения познающего человека и познаваемой реальности?», «Что такое истина и каковы ее критерии?» (подробнее см. тему «Познание»).

 

Функции философии указывают  на то, как именно исполняется философия  в жизни человека и общества. Обычно выделяют мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую и гуманистическую  функции философии.

  • Мировоззренческая функция философии выражается в том, что философия формирует взгляд человека на мир и на самого себя. 
  • Познавательная (гносеологическая) функция философии проявляется в двух основных моментах. Сама философия может рассматриваться как форма познания, вырабатывающая наиболее общие схемы взаимоотношения человека и мира. Наряду с этим в философии осмысливается опыт познания, причем независимо от того, в каких сферах этот опыт имеет место. При его обобщении и переосмыслении появляется новое знание.
  • Гуманистическая функция философии состоит в том, что путем философского размышления человек может осмыслить и переосмыслить опыт своей жизни, самоопределиться, наметить ориентиры будущей деятельности, попытаться выявить свои возможности и реализовать свой творческий потенциал.

 

 Существует взаимосвязь  предмета, структуры и функций  философии. Наиболее простая и наглядная  взаимосвязь предстает, если выбрать  в качестве предмета философии метод. Раздел философии, который рассматривает  способы построения и организации  знания, это методология. Соответственно, вырабатывая общие способы познания мира, философия выполняет методологическую функцию. Точно так же можно установить взаимосвязь между иными предметом, разделами и функциями философии.

Информация о работе Стадии развития философии