Стадии развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)

По утверждению  Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты  взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия  божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным  или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить  абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как  общемировая сверхчувственная субстанция. 

Проблема души и  человека в философии Аристотеля

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ  выделяет три уровня души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа.

Являясь носителем  сознания, душа также ведает функциями  организма. 
 
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. 
 
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее  качество – потребность жить в  коллективе – приводит к возникновению  общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного  языком, родственными и культурными  связями. 
 
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Аристотель дал  анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному  представлению; от мнения через понятие  — к знанию, а от непосредственно  ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает  сущее, но она «немало времени  проводит в ошибках» — «добиться  о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание  у Аристотеля имеет своим предметом  бытие. Основание опыта — в  ощущениях, в памяти и привычке. Любое  знание начинается с ощущений: оно  есть то, что способно принимать  форму чувственно воспринимаемых предметов  без их материи. Разум же усматривает  общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Классификация Аристотеля форм государства

Аристотель выделяет шесть типов государства:

  • монархия;
  • тирания;
  • аристократия;
  • крайняя олигархия;
  • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
  • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону  Аристотель разделяет «дурные» формы  государства (тирания, крайняя олигархия  и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). 
 
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеля

Он:

  • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
  • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
  • выделил 10 философских категорий;
  • дал определение бытия через категории;
  • определил сущность материи;
  • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
  • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

 

  1. Особенности средневековой философии. Августин Блаженный о Боге и человеке.

 

Границы между античностью  и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно  существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение  было космоцентричным, то средневековое — теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского  мышления средневековья заключалось  в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным  пунктом и основой философского  мышления. Содержание философской  мысли приобрело религиозную  форму.

3. Представление о  реальном существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть  под особым углом зрения на  мир, смысл истории, человеческие  цели и ценности. В основе средневекового  миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом  из ничего — креационизм).

4. Философское мышление  средних веков было ретроспективным,  обращенным в прошлое. Для средневекового  сознания «чем древнее, тем  подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского  мышления средневековья отличался  традиционализмом. Для средневекового  философа любая форма новаторства  считалась признаком гордыни,  поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление  средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый  авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается  за подтверждением своего мнения  к библейскому авторитету.

7. Философия средневековья  — комментаторская философия.  В форме комментария написана  значительная часть средневековых  сочинений. Комментировалось главным  образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией,  перед мнением, изложенным от  своего лица, побуждало к аналогичному  поведению и в сфере философского  творчества. Ведущим жанром философской  литературы в средние века  был жанр комментариев.

8. Как особенность  следует отметить экзегетический  характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя  исходным пунктом теоретизирования  становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль философского  мышления средневековья отличает  стремление к безличности. Многие  произведения этой эпохи дошли  до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению  средневековья был присущ дидактизм  (учительство, назидательность). Почти  все известные мыслители того  времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских  школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем.

11. Средневековая философия,  в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) — экзистенцию;

— сущность — эссенцию. 1

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование  в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может  иметь место и без бытия (без  существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена  Богом.

 

 

Философия Августина  представляет собой синтез античного  культурного наследия с христианскими  ценностями. Августин оказался одним  из первых великих теологов, которые  связали античность и христианское время. Аврелий Августин — классик патристики. Стержень августиновского мировосприятия — любовь, благодать, вера. Философия Августина отличается небывалым психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь человеческой души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. По мысли Августина, не мир — загадка, а человек. «Что же за тайна — человек!». Кульминацией его рассуждений о человеке можно считать признание: «Великая бездна — сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца». Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека. Новой чертой мышления Августина было внимание к динамике человеческой личности.2

Психологизм Августина  выявляется и в его учении о  времени как корреляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Душа ждет, внимает, помнит. У Августина  мы находим блестящий анализ проблемы времени. «Что же такое время?» —  вопрошает Августин «Пока никто  меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как  скоро хочу дать ответ об этом, я  становлюсь совершенно в тупик. Между  тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и  будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда  не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а  вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать».

Августину принадлежит  идея тройственности времени, оригинальная мысль об одновременности трех модусов  времени: «Теперь ясно становится для  меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.

Что же представляет собой  время? Как понимать «длительность» или «краткость» времени, где  они существуют? В прошлом, но его  уже нет. В будущем? Но его еще  нет. Значит, в настоящем. Но если мы возьмем отрезок настоящего времени  любой длины — в сто лет, в год, месяц, день, час и т. д., то увидим, что он состоит как бы из трех интервалов. Один из них находится  в прошлом, другой еще в будущем  и третий — кратчайший, неделимый  уже далее на мельчайшие части  миг и составляет собственно настоящее  время. Он так краток, что длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается. Но как же тогда мы можем измерять время, сравнивать временные отрезки и т. п.?

Только в душе нашей  есть соответствующие тому три формы  восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

Генетическое и субстанциальное  начало всего, для Августина, — Бог. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно  вывести из самосознания человека.

Проблема мистически осмысленной диалектики истории  представлена в августиновском трактате «О граде Божьем». Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, и град Божий, который основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Подобно тому, как каждая человеческая душа является полем битвы между Богом и дьяволом, так и история — поле сражения благого и греховного царства. Ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного.3

Вера, по Августину, обладает высшим авторитетом, она «первее» знания. Вера определяет человека не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном. Вера — источник истины и спасения.

Августин явился одним  из первых в истории духовной культуры создателем целостной эстетической системы. Некоторые его идеи (учение о механизме эстетического восприятия и суждения, отдельные положения  его знаковой теории, его рассуждения  о структурных закономерностях  красоты и искусства, в частности, закон контраста) сохранили ценность до наших дней.

Информация о работе Стадии развития философии