Стадии развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)
  1. Основные черты древнегреческой (античной) философии. Натурфилософия Древней Греции.

Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась  основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.

На смену объективистскому натурализму  приходит субъективистский антропологизм.

Но все развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как  упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются  и решаются в органической связи  с занимаемым им местом и ролью  в Космосе. Данный подход можно зафиксировать  и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного  самовыражения, который имеет логическую форму, характеризуются рациональным постижением мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.

 

В древнегреческой философии отчетливо  сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

Общей чертой античной философии, в  большей мере её раннего развития, является космоцентризм. Введение понятия «космос» приписывают милетским мыслителям и Пифагору. У них же происходит и окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворённые мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они формулируют фундаментальный вопрос- что есть начало всех вещей?- который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Ксенофан- земля, Гераклит-огонь. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии: Платон- идеи, Левкипп и Демокрит- атомы.

Важное достижение античных мыслителей-физиков  заключается в следующем открытии: существует множество вещей, они  зарождаются и гибнут, т.е. преходящи, но есть единая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и  в которую возвращаются.

Другую школу представляет Пифагор. Известно , что в основу своей философии он положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. «Самое мудрое-число» Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции, Главная заслуга Парменида- введение в философию понятия «бытия» Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна.

В сущности, Парменид ставит две проблемы: 1) отношение бытия и небытия; 2) отношение бытия и мышления.

Уже в ранний период греческой философии  возникают диалектические представления. Сначала у Анаксимандра, затем  их развивает уже Гераклит. У последнего уже явно выражены две диалектические идеи: 1) вечность и всеобщность изменений  в мире, 2) единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого.

Диалектические мотивы звучат и  в творчестве Зенона. Однако, будучи последователем Парменида, он только ставит проблемы, но не решает.

Отметим ещё несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею «логоса» (слово)-некоего разумного первоначала, которое присуще всем вещам и вместе с тем управляет их бытиём.

Эмпедокл начинает диалектически  трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует «закон сохранения бытия»-исходного положения в учении элеатов . Анаксагор выдвигает тезис «Всё во всём», который предполагает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия «возникновение» и «гибель». «Ибо ни одна вещь не возникает, не уничтожая, но составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них» То есть живое происходит от живого.

 

  1. Антропологический поворот в античной философии. Философия софистов и Сократа.

Кризис и  упадок афинской демократии после поражения  Афин в Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н. э.) стали почвой и для  всеобщего духовного кризиса, что  и зафиксировано у поздних  софистов. Но эти явления были и своеобразным вызовом времени, ответом на который был духовный подъем узкого круга интеллигенции, связанный с именами Сократа (469 – 399 гг. до н. э.) и его учеников, что и ознаменовало новый, классический период в античной философии. Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости «Познай самого себя» основной частью своего учения. Философия Сократа – поиск этических определений посредством диалога. Несмотря на то, что этот поиск привел его к скептическому выводу: «Я знаю, что ничего не знаю», он был уверен, что незнание, точнее, знание о незнании в конечном счете оборачивается знанием, пусть и всегда относительным. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности (никто не делает зла по своей воле, лишь по неведению). Метод Сократа – идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения. Составные части его – «ирония», «майэвтика» (по форме), «индукция» и «определение» (по содержанию). Ирония – приведение собеседника в противоречие с самим собой. Майэвтика – повивальное искусство – помогает вновь родиться слушателям, познать «всеобщее» как основу «истинной морали». Индукция способствовала отысканию общего в частных добродетельных поступках, а определение подводило единичные понятия под «общее». Ирония и сила ума Сократа привели к тому, что афинская демократия обвинила его в совращении молодежи и в подрыве устоев, в результате чего он умер от принятого яда.

 

Софисты – философская  школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. 
 
Для софистов характерно 
- критическое отношение к окружающей действительности; 
- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; 
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации; 
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; 
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; 
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. 
 
Софизмы 
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. 
 
Философия Сократа. 
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ. Он вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. 
 
Сократ о человеке и душе 
Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

 

  1. Объективный идеализм Платона.

Платон смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм». Одним из первых он определил  двойственную природу человека. С  одной стороны, человек есть часть  материального мира. А с другой, он есть духовная сущность.

Идеальное он отделяет от материального и выводит его за сферу материального. Идеальное выражается прежде всего в сущности явлений, процессов. Называя какой-либо предмет, мы в понятии фиксируем его сущность. Платон, определив сущность идеями, поместил их в неком идеальном мире.

Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются  в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста Þ бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Þсвоеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей Þ душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Такая концепция познания получила название концепции припоминания.

 

  1. Философская система Аристотеля.

Философская мысль  Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. 

Материя не может  возникнуть из ничего, не может также  увеличиться или уменьшиться  в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность  возникновения действительного  многообразия вещей. Чтобы эту возможность  превратить в действительность, надо придать материи соответствующую  форму. Под формой Аристотель разумел  активный творческий фактор, благодаря  которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных  вещей из однообразной материи: материя  — своего рода глина. Для того чтобы  из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. 

Краткие выводы, сделанные  Аристотелем:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

  • теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  • практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
  • поэтическую,
  • считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

Поскольку бытие  не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

  • сущность (субстанция);
  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • место;
  • время;
  • положение;
  • состояние;
  • действие;
  • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо  само бытие. 

Информация о работе Стадии развития философии