Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:17, реферат
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.
Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.
Позднее, с развитием общественных
отношений и формированием
На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм.
Но все развивается в рамках
космоцентризма. Бытие в античной
философии рассматривается как
упорядоченная система —
Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет логическую форму, характеризуются рациональным постижением мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.
До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.
В древнегреческой философии
Общей чертой античной философии, в большей мере её раннего развития, является космоцентризм. Введение понятия «космос» приписывают милетским мыслителям и Пифагору. У них же происходит и окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворённые мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они формулируют фундаментальный вопрос- что есть начало всех вещей?- который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Ксенофан- земля, Гераклит-огонь. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии: Платон- идеи, Левкипп и Демокрит- атомы.
Важное достижение античных мыслителей-физиков
заключается в следующем
Другую школу представляет Пифагор. Известно , что в основу своей философии он положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. «Самое мудрое-число» Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.
Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции, Главная заслуга Парменида- введение в философию понятия «бытия» Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна.
В сущности, Парменид ставит две проблемы: 1) отношение бытия и небытия; 2) отношение бытия и мышления.
Уже в ранний период греческой философии возникают диалектические представления. Сначала у Анаксимандра, затем их развивает уже Гераклит. У последнего уже явно выражены две диалектические идеи: 1) вечность и всеобщность изменений в мире, 2) единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого.
Диалектические мотивы звучат и в творчестве Зенона. Однако, будучи последователем Парменида, он только ставит проблемы, но не решает.
Отметим ещё несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею «логоса» (слово)-некоего разумного первоначала, которое присуще всем вещам и вместе с тем управляет их бытиём.
Эмпедокл начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует «закон сохранения бытия»-исходного положения в учении элеатов . Анаксагор выдвигает тезис «Всё во всём», который предполагает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия «возникновение» и «гибель». «Ибо ни одна вещь не возникает, не уничтожая, но составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них» То есть живое происходит от живого.
Кризис и упадок афинской демократии после поражения Афин в Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н. э.) стали почвой и для всеобщего духовного кризиса, что и зафиксировано у поздних софистов. Но эти явления были и своеобразным вызовом времени, ответом на который был духовный подъем узкого круга интеллигенции, связанный с именами Сократа (469 – 399 гг. до н. э.) и его учеников, что и ознаменовало новый, классический период в античной философии. Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости «Познай самого себя» основной частью своего учения. Философия Сократа – поиск этических определений посредством диалога. Несмотря на то, что этот поиск привел его к скептическому выводу: «Я знаю, что ничего не знаю», он был уверен, что незнание, точнее, знание о незнании в конечном счете оборачивается знанием, пусть и всегда относительным. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности (никто не делает зла по своей воле, лишь по неведению). Метод Сократа – идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения. Составные части его – «ирония», «майэвтика» (по форме), «индукция» и «определение» (по содержанию). Ирония – приведение собеседника в противоречие с самим собой. Майэвтика – повивальное искусство – помогает вновь родиться слушателям, познать «всеобщее» как основу «истинной морали». Индукция способствовала отысканию общего в частных добродетельных поступках, а определение подводило единичные понятия под «общее». Ирония и сила ума Сократа привели к тому, что афинская демократия обвинила его в совращении молодежи и в подрыве устоев, в результате чего он умер от принятого яда.
Софисты – философская
школа в древней Греции, существовавшая
в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители
данной философской школы выступали не
столько в качестве философов-теоретиков,
сколько в качестве философов-педагогов,
обучавших граждан философии, ораторскому
искусству и другим видам знаний.
Для софистов характерно
- критическое отношение к окружающей
действительности;
- стремление все проверить на практике,
логически доказать правильность или
неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной
цивилизации;
- стремление доказать условность государства
и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной
данности, а как предмет критики;
- субъективизм в оценках и суждениях,
отрицание объективного бытия и попытки
доказать то, что действительность существует
только в мыслях человека.
Софизмы
Свою правоту представители данной философской
школы доказывали с помощью софизмов –
логических приемов, уловок, благодаря
которым правильное с первого взгляда
умозаключение оказывалось в итоге ложным,
и собеседник запутывался в собственных
мыслях.
Философия Сократа.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих
отношение к софистике, был Сократ. Он
вошел в историю как выдающийся полемист,
мудрец, философ-педагог. Основной метод,
выработанной и применяемый Сократом,
получил название «майевтика». Суть майевтики
не в том, чтобы научить истине, а в том,
чтобы благодаря логическим приемам, наводящим
вопросам подвести собеседника к самостоятельному
нахождению истины.
Сократ о человеке и душе
Человек для Сократа — это, прежде всего,
его душа. А под “душой” Сократ понимает
наш разум, способность мышления, и совесть,
нравственное начало. Если сущность человека
— его душа, то в особой заботе нуждается
не столько его тело, сколько душа, и высшая
задача воспитателя — научить людей взращиванию
души. Благой и совершенной делает душу
добродетель. Добродетель связана у Сократа
с познанием, являющимся необходимым условием
совершения хороших поступков, потому
что, не понимая сути блага, не будешь знать,
как действовать во имя добра.
Платон смог создать первую
философскую систему «
Идеальное он отделяет от материального и выводит его за сферу материального. Идеальное выражается прежде всего в сущности явлений, процессов. Называя какой-либо предмет, мы в понятии фиксируем его сущность. Платон, определив сущность идеями, поместил их в неком идеальном мире.
Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.
Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста Þ бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Þсвоеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей Þ душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Такая концепция познания получила название концепции припоминания.
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может
возникнуть из ничего, не может также
увеличиться или уменьшиться
в своем количестве. Однако сама
по себе материя, по Аристотелю, инертна,
пассивна. Она содержит лишь возможность
возникновения действительного
многообразия вещей. Чтобы эту возможность
превратить в действительность, надо
придать материи
Краткие выводы, сделанные Аристотелем:
Классификация философии, данная Аристотелем
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило,
способен воспринимать лишь свойства
бытия, но не сущность. Также согласно
Аристотелю категории – это высшее
отражение и обобщение