Стадии развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)

Как и Бэкон, Декарт отмечал большое  значение для науки правильного  метода. Он подчеркивал, что идущий медленно по прямой дороге способен продвинуться значительно дальше того, кто бежит  на удалении от правильного пути.

Декарт был родоначальником  рационализма, который сложился у  него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В  силу этого обстоятельства Декарт отвел  исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или  дедуктивной форме доказательства изложения.

В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет  разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно  включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с  очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и  предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).

Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый вопрос на максимально  простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более  сложных вопросов.

Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.

Четвертое: накапливаемые научные  сведения необходимо приводить в  систему, чтобы иметь максимально  полное и всестороннее знание о предметах ("перечни полные" и "обзоры общие").

Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности  и определенности в суждениях. Процесс  мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис ("методологическое сомнение") есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю, следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "Во всем должно сомневаться", - призывал он. Излагая  принципы своего метода, французский  ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный  и внимательный ум, естественный "свет разума", который позволяет напрямую постигать истину. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной  и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.

Значение творчества Р. Декарта ("картезианство") состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, Что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль ("мыслящее "я") как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны.

Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской  философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что  важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность  этих знаний проверяется также в  ходе опыта и эксперимента. Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний, и солипсизм как крайняя степень сенсуализма. Напротив, рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Эмпиризм и рационализм являли собой два противоположных подхода к пониманию источников и природы научного знания, закономерностей самого познавательного процесса.

Заключение

Философы Нового времени, откликаясь на запросы теории и практики, потребности  естественных наук, активно разрабатывали  методы научного познания. Задача состояла в том, чтобы усилить гносеологические возможности наук в изучении природы  и тем самым вооружить человека знаниями по использованию ее сил. На этом пути философы достигли определенных позитивных результатов. Были выявлены не использованные ранее эвристические  возможности индукции, дедукции и  других методов исследования.

XVII век вошел в историю мировой  культуры как век рационализма. Соперничество рационализма и  эмпиризма завершилось победой  первого. После Бэкона рационализм  стал неуклонно брать вверх,  имея глубокие корни в экономической,  технической и научной деятельности  эпохи. Благодаря этому факту  была заложена основа категориального  аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

 


Информация о работе Стадии развития философии