Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотреть проблему становления социальной идентичности, как структуру формирования отдельного индивида, личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «социальная идентичность», условия и критерии ее формирования.
2. Рассмотреть становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
Социальная идентичность, как структура формирования личности……………………………………………………………...5
1. Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..5 2. Развитие и становление социальной идентичности…………..13
Философские проблемы становления социальной идентичности……………………………………………………….18 1. Личностное развитие человека…………………………………18 2. Роль социальных факторов в становлении личности…………19 3. Влияние социальных институтов на становление личности…………………………………………………………….22
Становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза………………………………………………………….25
Личность, как результат онтогенеза…………………………...25
Целостный процесс развития личности в филогенезе………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 81.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Первого

Президента России Б.Н. Ельцина

Философский факультет

 

 

 

 

 

Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза.

Курсовая работа.

 

 

 

Выполнила студентка III курса, 302 гр.

Уржумцева Анастасия Юрьевна

Проверила кандидат философских  наук,

 доцент кафедры философской антропологии 
Уральского федерального университета имени 
первого Президента России Б. Н. Ельцина, 
Потеряева Ольга Борисовна.

 

 

Екатеринбург, 2013.

Содержание.

    1. Введение……………………………………………………………. 3
    2. Социальная идентичность, как структура формирования личности……………………………………………………………...5 

1. Социальная идентичность: понятие, условия и критерии  формирования………………………………………………………..5                                                                                             2. Развитие и становление социальной идентичности…………..13

    1. Философские проблемы становления социальной идентичности……………………………………………………….18                                                                                             1. Личностное развитие человека…………………………………18                                                           2. Роль социальных факторов в становлении личности…………19                          3. Влияние социальных институтов на становление личности…………………………………………………………….22
    2. Становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза………………………………………………………….25
    1. Личность, как результат онтогенеза…………………………...25
    1. Целостный процесс развития личности в филогенезе………………………………………………………33
    1. Заключение…………………………………………………………36
    1. Список литературы………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В своей работе «Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза» я рассматриваю проблему становления личности, влияния на личность окружающих факторов, социальных институтов и т.д.  Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.

Цель моей работы: рассмотреть  проблему становления социальной идентичности, как структуру формирования отдельного индивида, личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие «социальная  идентичность», условия и критерии  ее формирования.

2. Рассмотреть становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.

Проблема и актуальность темы моей курсовой работы заключается  в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций человека. На сегодняшний  день процесс социализации протекает  в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации  социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых  норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности и индивидуальности. На сегодняшний  день очень важно понимать, как  другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или  признаков, таких как возраст, профессия  или этническая принадлежность.

Социальная идентификация  выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу. Сегодня проблема самосознания сплошь и рядом подменяется проблемой познания индивидом каких-то своих конкретных качеств, умений, убеждений. Переходный возраст активирует работу самосознания, на первый план выдвигается оценка своих перспектив и возможностей: подросток задумывается о том, кем он может и должен стать. Дружба и любовь открывает юноше богатство его внутреннего мира, а мировоззренческий поиск помогает найти своё место в общественной жизни. Труд и общественная деятельность позволяют взрослому человеку объективировать, определить свои силы и способности, а моральное самосознание, совесть открывают ему границы сделанного, заставляя идти вперёд и выше, переводя проблему «Я» в проблему моральной и социальной ответственности.

Взрослый, сложившийся человек  обычно обращается к самоанализу  в связи с какими-то кризисными ситуациями, меняющими направление  его жизни. И поскольку никто  не может реализовать себя полностью, такой самоанализ перед лицом  вечности всегда овеян грустью. Но именно сознание своей конечности усиливает  стремление к максимальной самореализации того, что кажется личности наиболее ценным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Социальная идентичность, как структура формирования личности.     

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние  человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь  в непосредственное отношение к  самому себе.

Социальная идентичность - это переживание  и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам  и общностям. Идентификация с  определенными социальными общностями превращает человека из биологической  особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать  свои социальные связи и принадлежности.

1. Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования.

Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через  членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и  личностном уровне: именно благодаря  этому процессу общество получает возможность  включить индивидов в систему  социальных связей и отношений, а  личность реализует базисную потребность  групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.

Весьма значительный вклад  в разработку проблемы социальной идентичности внес Эрик Эриксон, благодаря которому термин «идентичность» получил статус самостоятельной научной категории.

Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона, только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» - систематизированная совокупность идей и идеалов. Эриксон формулирует концепцию отрицательной идентичности, основными компонентами которой являются следующие положения:

1. Психологическая идентичность  каждого человека содержат иерархически  организованные позитивные и  негативные элементы. В детстве  человек сталкивается не только  с идеалами, но и с прототипами  зла. Таким образом, личность  получает представление о том,  кем она не должна стать.  Позитивная идентичность находится  в состоянии вечного конфликта  с идентичностью негативной.

2. У человека, принадлежащего  к подавляемому меньшинству, происходит  смешение собственной негативной  идентичности с отрицательными  образами этого меньшинства, сложившимися  у доминирующей группы, в результате  чего развивается чувство неполноценности  и ненависти к себе.

3. Доминирующая группа  отчасти заинтересована в сохранении  такой негативной идентичности  меньшинства, поскольку она служит  защитой от осознавания большинством своей собственной негативной идентичности. Эта защита позволяет большинству чувствовать свое превосходство и целостность.1

В работах известного представителя  французской школы социальной психологии С.Московичи предложена гипотеза об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы как  особой категориальной подсистемы в  системе знаний субъекта. Основу идентификационной матрицы составляет множество принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т. д. Идентификационная матрица «распределяет» поступающую информацию по категориям, с которыми человек себя отождествляет.

В теоретико-практических исследованиях  социальной психологии проблема социальной идентичности разрабатывалась в  рамках деятельностного подхода. Работы В.С.Агеева, показали, что процесс идентификации индивида с группой возникает не спонтанно, а определяется структурой межгрупповой деятельности. Современные исследования социальной идентичности базируются на двух основных теориях, разработанных в рамках когнитивистской парадигмы: теории социальной идентичности Х. Таджфела и Дж. Тернера, а также теории самокатегоризации Тернера. Я хочу остановиться немного подробнее на характеристике этих концепций социальной идентичности.

Х. Таджфел и Дж. Тернер определили социальную идентичность как «те аспекты «образа Я» человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность»2.

Теория социальной идентичности строится на следующих общих положениях:

1. Люди стремятся удерживать  или повышать свою самооценку, то есть стремятся к позитивной «Я-концепции».

2. Социальные группы или  категории и членство в них  связаны с позитивным или негативным  ценностным смыслом, поэтому социальная  идентичность может быть позитивной  или негативной, исходя из оценок  тех групп, которые участвуют  в создании социальной идентичности  человека.

3. Оценка своей собственной  группы определяется при соотнесении  с другими конкретными группами  путем социального сравнения  значимых свойств и характеристик.

Таким образом, в своей  теории авторы подчеркивают, что «социальная идентичность - это результат процесса социальной категоризации, под которым понимается фундаментальный когнитивный процесс, который позволяет нам организовывать информацию об окружающем мире. Категоризация подразумевает акцентирование различий между категориями и смягчение различий между элементами внутри одной категории. Будучи однажды категоризированы как члены определенной социальной группы, члены данной группы будут стремиться сохранять, или достигать четкой и позитивной социальной идентичности. Это может происходить путем социального соревнования и дискриминации.»3

Еще одной важной чертой теории социальной идентичности является то, что она проводит четкую грань  между социальной идентичностью (описанием  «Я», основанным на осознании членства в определенной социальной группе) и личностной идентичностью (частью «Я», описываемой в терминах уникальных личностных черт и близких межличностных отношений). Групповое и межгрупповое поведение (например, этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность) имеют место только тогда, когда именно социальная идентичность выступает на первый план в структуре Я-концепции личности, что определяется особенностями контекста и ситуации. Согласно теории социальной идентичности, групповые процессы (особенно процессы, протекающие в больших социальных группах), не могут быть полностью поняты или объяснены, исходя лишь из процессов межличностного взаимодействия.

Теория самокатегоризации делает больший акцент на когнитивных процессах, вовлеченных в процесс самоопределения и самоинтерпретации. Дж. Тернер признает, что каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам, в разработанной им теории больший акцент делается на том, почему личность идентифицируется с определенной социальной категорией в определенной ситуации. Для того, чтобы предсказать, с какой именно социальной категорией личность будет идентифицироваться в определенной ситуации, теория самокатегоризации предполагает, что для того, чтобы определенная социальная идентичность стала доминирующей, необходимо не только, чтобы межгрупповые различия были больше, чем внутригрупповые), но и объективные различия между группами должны совпадать с ожидаемыми стереотипизированными характеристиками этих групп.

Информация о работе Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза