Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотреть проблему становления социальной идентичности, как структуру формирования отдельного индивида, личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «социальная идентичность», условия и критерии ее формирования.
2. Рассмотреть становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
Социальная идентичность, как структура формирования личности……………………………………………………………...5
1. Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..5 2. Развитие и становление социальной идентичности…………..13
Философские проблемы становления социальной идентичности……………………………………………………….18 1. Личностное развитие человека…………………………………18 2. Роль социальных факторов в становлении личности…………19 3. Влияние социальных институтов на становление личности…………………………………………………………….22
Становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза………………………………………………………….25
Личность, как результат онтогенеза…………………………...25
Целостный процесс развития личности в филогенезе………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 81.98 Кб (Скачать файл)

 

- состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

- генетические программы, врожденные каждому человеку;

- социокультурные условия жизни поколений людей и конкретного человека;

- специфическая человеческая активность, принципиально отличающаяся от активности всего живого.

 

Общепризнано: названные  факторы даны ребенку (и человечству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все большие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать степень их значимости для своего развития.

В научной литературе можно  обнаружить различные ориентации при  объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

«Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное развитие — это реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей особенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически заданная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одинаковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Общая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем, что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной организации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологиеских свойств нервной системы, и программ поведения (являющихся континуумом разных поведенческих форм).»13

Например, В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных программ поведения, отличающихся у разных людей и соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть программы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать!); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ — жировой или углеводный (при первом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при втором все происходит наоборот). Есть и другие врожденные программы поведения человека.

«Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурно и ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения именно генотип детерминирует чувствительность конкретного человека к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объекты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.»14

Для сторонников социогенетической  объяснительной ориентации онтогенез  — это процесс адаптации ребенка  к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности социальных позиций и т. д. Движущей силой развития человека признаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конкретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурно и объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры определяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

Нельзя не заметить, что  в представленных концепциях человек  рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его  силах выбрать свой генотип или  культуру, в которой он рождается.

Иная позиция у сторонников  персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека — это процесс сознательной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовные стремления». Для Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра — «внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как  существу социальному, разумному, духовному  и креативному) специфических потребностях и способностях:

- достигать самопревышения;

- стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

- ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с  этой точки зрения, становится личность, преодолевшая свою «частичность», ставшая  самой собой.

«Сторонники персоналистского подхода к объяснению развития человека не считают его существом, полностью детерминированным биологическими и/или социокультурными обстоятельствами. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и результаты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определяет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам определяет, каким он будет.»15

Соглашаясь в целом  с такой позицией, признавая право выбора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответственность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит, прежде всего, на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековедения характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. Признается некорректным выделение какого-либо одного аспекта развития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и планов развития: онтологического, культурно-исторического, феноменологического. «Следует учитывать не только, как вменяется в мире, не только потенциальные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида».16

В связи с этим представляет интерес историко-эволюционная концепция  развития человека. Ее сторонники рассматривают  онтогенез как процесс преобразования и воспроизводства человеком  общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических данных, психофизиологических систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.) Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком, начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически человеческая психика. Он рождается готовым к усвоению человеческих форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменяет ее и себя.

Для преобразования и воспроизводства  ребенком культуры и себя самого, важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органические особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуществляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружающего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрослыми людьми, бытия, через способы осуществления человече­ского содействия.

Содействие с другими  людьми и с собой как с другим рассматривается в историко-эволюционной концепции как важнейшее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспоминаниях, грезах.

«Содействие ведет развитие ребенка от совместных со взрослыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразуюшими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею ради создания собственного образа жизни.»17

Таким образом, онтогенез  человека рассматривается в историко-эволюционной концепции как процесс, органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания.

Результатом развития с этих позиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в  социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни).

Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.

  1. Целостный процесс развития личности в филогенезе.

Филогенез термин был введен Э. Геккелем (1866). Понятие «Филогенез» обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Историческое развитие организмов, групп организмов.

Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновидности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результате которого произошло превращение антропоида в человека разумного. Существуют различные теории о первопричине этого процесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в качестве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.

До последнего времени  считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез — процесс продолжающийся.

Современная наука утверждает, что филогенез подчинен законам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при­родных и социокультурных процессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюционного процесса.

По мнению Н. Н.Моисеева., человечество уже успешно совер­шило две такие перестройки.

«Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменного века. Вторая — в неолите (VI—II тысячелетие до н., э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтожением предков современного человека. Обе они вызвали их сознательные целенаправленные действия, результатом которых всякий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципиальное изменение эволюционного процесса.»18

«В первом случае антропоиды сумели сформулировать определенные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению ес­тественного отбора на уровне организмов — он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором — человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызва­ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека.»19

И та и другая перестройка  оказались возможны лишь потому, что  люди действовали совместно, сознательно  изменяли свой образ жизни и самих  себя на основе общепризнанных ценностей  и табу, т. е. они развивались как  существа нравственные, духовные.

В настоящее время, как  считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане­ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

Люди давно осознали необходимость  создания экологических ниш, затем  новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого  недостаточно. Человек должен сознательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться согласовывать свои потребности с убывающими ресурсами планеты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему пред­стоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определяющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориентацию на нравственный аспект своего бытия.

Информация о работе Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза