Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель моей работы: рассмотреть проблему становления социальной идентичности, как структуру формирования отдельного индивида, личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «социальная идентичность», условия и критерии ее формирования.
2. Рассмотреть становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза.
Введение……………………………………………………………. 3
Социальная идентичность, как структура формирования личности……………………………………………………………...5
1. Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..5 2. Развитие и становление социальной идентичности…………..13
Философские проблемы становления социальной идентичности……………………………………………………….18 1. Личностное развитие человека…………………………………18 2. Роль социальных факторов в становлении личности…………19 3. Влияние социальных институтов на становление личности…………………………………………………………….22
Становление личности в аспекте онтогенеза и филогенеза………………………………………………………….25
Личность, как результат онтогенеза…………………………...25
Целостный процесс развития личности в филогенезе………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………...38
Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тенденции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарождается «коллективный общепланетарный мозг», проявляется коллективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатываются правила ее защиты и сохранения.
Сложность осуществления третьей перестройки эволюционного процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены миллионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуществиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осознания человеком своей природы и сущности своего развития.
Заключение.
Итак, в своей работе «Становление социальной идентичности человека. Антропология онтогенеза и филогенеза» я рассмотрела проблему становления индивидуальности и идентичности в аспекте онтогенеза и филогенеза, влияния на личность окружающих факторов, социальных институтов и т.д. Я выяснила, что социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность в процессе онтогенеза и филогенеза. Позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Проблема этой темы состоит
в необходимости осмысления процесса
самоопределения, формирования ценностных
ориентаций в подростковом возрасте,
с учетом того, что процесс социализации
протекает сегодня в условиях
неопределенных социальных ситуаций,
многообразия принципов организации
социальных общностей, видов деятельности,
социальных ролей и групповых
норм, что, в конечном итоге, влияет
на процесс становления
Анализ психолого-
В подростковом возрасте у
молодых людей активно
Социальная идентичность
- это феномен, возникающий на основании
осознании личностью своей
Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам. (Маргарет Мид "Культура и мир детства"). Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация, так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как обособление.
Список литературы:
1. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.
2.. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.
3. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.
5. Московичи С. Век толп.
Исторический трактат по
6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.
7. Агеев В. С. Социальная
идентичность личности. Социальная
психология: Хрестоматия: Учебное
пособие для студентов вузов/
8. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с.
9. Таджфер Х., Теренер Дж. Интегративная
теория межгрупповых конфликтов.-Москва.,1079.-
10. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.
11. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с.
12. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.
13. Соловьев В.С. Смысл
жизни в обретении добра.-СПб.,
14. Фромм Э. Психоанализ и религия - М.: Прогресс, 1996.
15. Фромм Э. Искусство любить. – М.,1956
16. Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Просвещение, 1990.
18. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология – М.: УРАО, 1998.
19. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. -- 1988. -- № 11.
20. Маргарет Мид. Культура и мир детства. – М.: Молодая гвардия, 1983.
21. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание // М., Политиздат, 1972.
22. Философский словарь // под ред. Фролова И.Т., М., изд-во полит. литер., 1986, С.553.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. -- М., 1990.
24. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учеб. пособие. - СПб., 1992.
25. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. -- Свердловск, 1988.
26. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – Москва-Воронеж : Институт практической психологии; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1998.
27. Франк В. «Человек в поисках смысла», М.: Прогресс, 1990.
28. Зинченко В.П. «Психологические основы педагогики», М.: Гардарики, 2002.
29. Моисеев Н.Н. «Алгоритмы развития». М.: Наука, 1987
1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. 2е изд.- М.: Флинта: 2006.-352с.
2 Таджфер Х., Тернер Дж. Интегративная теория межгрупповых конфликтов.-М.,1979.-324с.
3 Таджфер Х., Тернер Дж. Интегративная теория межгрупповых конфликтов.-М.,1979.-324с.
4 Тернер Дж. Социальное влияние. М., 2003, 256с.
5 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления.- СПб.: Питер, 2008.-230с.
6 Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.
7 Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 34.
8 Фромм Э. Бегство от свободы.— М.,1990.- С. 62.
9 Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.
10 Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. -- 1988. -- № 11.
11 Асмолов А.Г. Психология личности. -- М., 1990.
12 Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – Москва-Воронеж : Институт практической психологии; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1998.
13 Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993.
14 Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993.
15 Франк В. «Человек в поисках смысла», М.: Прогресс, 1990.
16 Зинченко В.П. «Психологические основы педагогики», М.: Гардарики, 2002.
17 Асмолов А. Г. «Психология личности»:- М.: Изд-во МГУ, 1990
18 Моисеев Н.Н. «Алгоритмы развития». М.: Наука, 1987
19 Моисеев Н.Н. «Алгоритмы развития». М.: Наука, 1987