Структура явления искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:15, реферат

Описание работы

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.

Содержание работы

1.Понятие искусства.
2.Структура явления искусства.
3.Возникновение философии.
4.Эмоциональное отношение
5.Художественное восприятие
6.Заключение.

Файлы: 1 файл

ф-ии.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Чукитаева Зарина 1к. «Живопись»

 

1.Содержание понятия — это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, поскольку с точки зрения логики всякое понятие имеет содержание и объём. О содержании понятия нельзя говорить в отрыве от его объёма. 

  1. Например, взяв Изобразительное искусство, мы знаем, что это раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира, на определенном материале и с помощью художественных материалов. Характерными отличительными признаками от других искусств является запечатление, изображение момента в статичном состоянии, которое впоследствии можем передавать из поколения в поколение, как все народное достояние.

 Само это понятие  «Изобразительное искусство» - обширно и многогранно, оно объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Изобразительное искусство не может существовать отдельно без его видов.

  1. Объем понятия - называется множество обобщённых в нём предметов.

Например, под объёмом понятия «художественный товар» подразумевается множество всех изделий, для потребления творческих людей, предлагаемых рынку и для отдельного индивидуума.

К Изобразительному искусству можно отнести объем понятия -  классификация объектов приложения творческих усилий, используемых в художественных и технических средствах  и исторически сложившихся концепциях творчества:

  • скульптура
  • живопись
  • графика
  • фотоискусство
  • декоративно-прикладное искусство

 

 

  1. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия — закон формальной логики о зависимости между изменениями объёма и содержания понятия. Если первое понятие шире второго по объёму, то оно беднее его посодержанию; если же первое понятие у́же второго по объему, то оно богаче его по содержанию.

 Например, понятие живопись»  обладает ме́ньшим объёмом, чем  понятие «изобразительное искусство». При этом содержание понятия  «живопись» больше (богаче), чем содержание  понятия «изобразительное искусство», так как помимо своих собственных, содержит все признаки понятия «изобразительное искусство».

 

Пример расширения объёма понятия с одновременным уменьшением содержания

 

Например,

Казахский Национальный Университет искусств – Казахская Национальная Академия искусств - Алматинский Государственный университет -Казахский Национальный Художественный колледж- Алматинское Художественное училище О.Тансыкбаева–Художественная школа А.Кастеева – Художественная школа им.Крупеня – Изо-студия – Педагог по ИЗО

Закон применим только при вхождении объёма одного понятия в объём другого, например: «изобразительное искусство» — «живопись». Закон не работает для несовпадающих понятий, например: «изобразительное искусство» — «кинематография».

 

 

  1. Правила деления объема понятий

 

Логическое деление понятий предполагает соблюдение ряда необходимых правил.

Деление должно быть соразмерным, т.е. общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия. Это правило гарантирует от двух возможных ошибок: неполного (с остатком) или обширного (с избытком) деления.

    • Например, деление понятия «перспектива» на прямую линейную перспективу и  Обратную линейную перспективу

будет неполным (ибо есть еще , Панорамную перспективу, Аксонометрию, Сферическую перспективу,  Тональную перспективу,  Воздушную перспективу, Перцептивную перспективу), т.е. с остатком; деление же понятия « Воздушная перспектива» может подразделяться на подвиды: не четкая перспектива, не ясная, не яркая и  контрастная и т.д. будет широким, с избытком (указанные видовые признаки взяты по разным основаниям, отсюда и избыток членов деления).

 

5. Родовые и видовые понятия


Родовым будет такое понятие, объём которого шире и полностью включает в себя объём другого понятия.

1.Например, за Род мы возьмем масляные краски, в состав которого входит огромное количество неорганических веществ: ряд лакокрасочных материалов, неорганических пигментов и  комбинированных или синтетических наполнителей в олифах  на основе алкидных смол, иногда с добавкой вспомогательных веществ.

Видовым понятием будет такое понятие, объём которого составляет лишь часть объёма родового понятия.

1.Например, масляные краски подразделяются на виды: густотёртые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие), т.е. составляют лишь часть подразделения красок.

Также, без состава неорганических веществ, невозможно будет сформировать состав масляных красок, а даже если это и удастся, то в итоге по технологии приведет к разрушению произведения на холсте.

2. Например, возьмем  Светотень, она делится на элементы: света, блика, тени, полутени, рефлекса, что существенно без этих элементов, не сможет создаться в действительности.

 

 

  1. Единичные и общие понятия.

 

По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие - такое, в объем которого входит один предмет.

Например, (Алматы, Первый художник Изобразительного искусства РК –А., основатель фовистского течения А.Матисс ).

 

Общее понятие - такое, в объем которого входит более одного предмета.

Например, Живопись – картина – композиция – компоновка – сюжет – главный персонаж и т.д.)

 

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

Регистрирующие понятия - такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету).

Например, «Первый художник Изобразительного искусства Казахстана». – т.е. само «Изобразительное искусство» обширно (графика, живопись), и благодаря своему содержанию и историческому подтверждению, оно официально зарегистрировано, а сам создатель, является основоположником этого искусства, поэтому он войдет в историю.

 

Нерегистрирующие - такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету.

Например, художник-самоучка, он ограничен для небольшой аудитории или вовсе для себя, единственным зрителем может стать –это прохожие на Арбате, где он продает свои картины не официально и по большей части его произведения не войдут в историю Мира.

 

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия.

Например,  слово «постановка», подразумевает как один объект, но в тоже время в него могут входить и несколько объектов или субъектов.

  1. Также делится на Собирательное понятие единичное - такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое.

Например, «Союз Художников РК», Симпозиум художников стран СНГ.

 

В несобирательных единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия.

 Например, несобирательными общими понятиями являются: художник – масляные краски – картина, а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель течения фовизма А.Матисс, А.Кастеев -первый художник Изобразительного искусства Казахстана.

 

 

 

6.      Конкретное понятие - такое, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее («Городской пейзаж», «живая природа», зритель).

 

Абстрактное понятие - такое, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами.

Например, («Осенний и воздушный» городской пейзаж, «Белизна» титановых белил, отличительна от цинковых, «смелость» мазков Художника в работе), что отражает состояние и свойство предмета, эти признаки не существуют сами по себе в отрыве от предметов, обладающих этими признаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие искусства.

2.Структура  явления  искусства.

3.Возникновение  философии.

4.Эмоциональное  отношение

5.Художественное  восприятие

6.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие искусства.

 

 

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего

 

Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей.

 

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Функции искусства.

1) Общественно-преобразующая  функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее  воздействие  искусства на деятельность.  Искусство - действие,  преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая  функция  (искусство  как знание  и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта,  фактов),  образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет  наши  знания о мире.  Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3) Информационная и коммуникативная (искусство как  сообщение и  обобщение). Искусство - художественная  коммуникация, и его родство с  языком неоднократно  подчеркивалось  в  истории         эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как  специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений  и  индивидуализации  общественного  опыта.

Информация о работе Структура явления искусства