Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:15, реферат
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.
1.Понятие искусства.
2.Структура явления искусства.
3.Возникновение философии.
4.Эмоциональное отношение
5.Художественное восприятие
6.Заключение.
Творить - значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира
. По мысли Матисса, творческое
усилие состоит в том, чтобы
освободиться от унылых
Эмоциональное равнодушие ведёт к духовной слепоте и эмоциональному равнодушию. Тот, в ком объект не вызывает никаких чувств, не замечает в этом объекте и десятой доли тех особенностей, которые открываются человеку.
Истоком и началом художественного творчества является переживание (чувство, или эмоция).
"Когда я наблюдаю, как молодые художники делают композиции и рисуют из головы , - ...мне становится тошно" (Ван Гог ).
Можно с уверенностью
сказать, что в мире не существует
такого объекта, который не вызывал
бы в каком-нибудь человеке
активного эмоционального
Есть в Средней Азии недалеко
от оз. Иссык-Куль пустынная, выжженная
солнцем долина, которая окружена невысокими
горными кряжами. Ни деревца, ни кустика.
И насыпана где-то в глубине долины большая,
но маловыразительная куча камней величиной
с булыжник. Однажды автору этих строк
довелось оказаться в Пржевальске, небольшом
городке у оз.Иссык-Куль. Дело было ранней
осенью, в разгар уборочного сезона, так
что с трудом удалось найти шофера, который
бы согласился отвезти путешественника
в этот район. Подъехав к упомянутой куче,
шофер с изумлением спросил: "И это всё?
Стоило ради этой кучи проделать 90 км по
такой дороге?! Одни камни. Если бы тут
были хоть какие-нибудь люди!"
И тут он услышал необычную историю. Шесть
столетий назад в этих местах проходили,
отправляясь в очередной поход, полчища
Тимура. И был приказ великого завоевателя:
перед началом похода каждый воин должен
принести и положить на указанное место
в долине круглый камень, а по возвращении
забрать его. Оставшиеся камни образуют
собственноручный мемориал тем, кто не
вернулся... Так возникли знаменитые "Сан-Таш"
- каменные курганы Тимура, один из которых
находился перед нами... Какой-то странный
свет появился в глазах шофера. Как будто
что-то шевельнулось в его душе, как будто
была затронута какая-то струна в его обычном
будничном умонастроении: то было знакомое
чувство ностальгии, связанное с сопереживанием
судьбы ушедших поколений. Невзрачные
камни приобрели для него особый смысл
благодаря той эмоциональной энергии,
источником которой они стали.
Художественное восприятие.
"Всегда требуют,
чтобы искусство было
понятно, но никогда не требуют
приспособить свою голову к пониманию"
(К.Малевич)
Характерным проявлением сопереживания является разговор Пикассо с одним французским министром, впервые увидевшем "Гернику" на выставке 1937 г. в Париже. На вопрос художника о его впечатлениях, министр реагировал лаконично: "Это просто ужасно". На что Пикассо ответил следующим образом: "Я очень рад Вашей оценке. Именно это я и хотел отобразить - ужас." Нетрудно понять, что если бы сопереживание было невозможно, стал бы невозможен обмен культурными ценностями между народами в географическом пространстве и между поколениями в историческом времени. Сопереживание делает возможным такую эмоциональную связь и преемственность между поколениями, которую не могут обеспечить рациональные способы познавательной деятельности.
Однако, четче всех эту идею выразил Л. Толстой в известной статье "Что такое искусство": "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их".
В заключение подчеркнем, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.
Искусство - это отстоявшаяся, форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности.
Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.
"Философия - острая приправа к искусству и жизни; жить и творить без философии - всё равно, что всю жизнь питаться пресной пищей; но посвятить жизнь одной философии, не рассматривая её приложений к науке или искусству, - так же странно, как питаться одной приправой".
Таким образом, искусство оказывает могущественное влияние на философию истории, благодаря чему эта философия предстаёт в существенно новом свете.
Если смысл истории заключается,
в конечном счете, в превращении человеческого
общества как такового в шедевр искусства
для человека вообще, то, вопреки известному
тезису традиционного философского эстетизма
"красота спасёт мир", обнаруживается следующее: красоте
незачем спасать мир, ибо нет спасения
от красоты. Это значит, что красота не
привносится в мир извне; она является
продуктом развития, или самоорганизации
этого мира.
1.Содержание понятия — это совокупность существенных
и отличительных признаков предме
О содержании понятия нельзя говорить в отрыве от его объёма.
2.Объёмом понятия называется множество обобщённых в нём предметов. Например, под объёмом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.
3.Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия — закон формальной логики о зависимости между изменениями объёма и содержания понятия[1]. Если первое понятие шире второго по объёму, то оно беднее его посодержанию; если же первое понятие у́же второго по объему, то оно богаче его по содержанию. Например, понятие «физика» обладает ме́ньшим объёмом, чем понятие «наука». При этом содержание понятия «физика» больше (богаче), чем содержание понятия «наука», так как помимо своих собственных содержит все признаки понятия «наука».
Пример расширения объёма понятия с одновременным уменьшением содержания
МГУ → Государственный университет → Университет → ВУ
Закон применим только при вхождении объёма одного понятия в объём другого, например: «животное» — «собака». Закон не работает для несовпадающих понятий, например: «книга» — «кукла».
Уменьшение объёма понятия с добавлением новых признаков (то есть, расширением содержания) наступает не всегда, а только когда признак свойственен части объёма исходного понятия[2].
4.Правила деления понятий
Логическое деление понятий предполагает соблюдение ряда необходимых правил.
1. Деление
должно быть соразмерным, т.е. общий
объем членов деления должен
равняться объему делимого
2. В каждом
акте деления необходимо
3. Члены
деления должны взаимно
4. Деление
должно быть последовательным, т.е.
делимое понятие должно
Родовым будет такое понятие, объём которого шире и полностью включает в себя объём другого понятия.
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ — понятие, которое выражает
существенные признаки класса предметов,
являющегося родом каких-либо видов. Родовое
понятие является подчиняющим понятием,
в состав которого входят меньшие по объему
видовые понятия. Так, понятие «элемент»
является родовым понятием по отношению
к понятию «металлоид», которое является
видовым понятием по отношению к понятию
«элемент». Одно и то же понятие может
быть (за исключением единичных понятий
(см.) и категорий (см.)) как видовым, так
и родовым одновременно, в зависимости
от того, по отношению к какому понятию
оно рассматривается.
Понятие «новатор» является родом по отношению
к понятию «новатор железнодорожного
транспорта» и видом по отношению к понятию
«передовой советский человек». Родовых
понятий ие существует только для категорий,
т. е. для предельно широких понятий.
Видовые и родовые понятия — это не условность,
придуманная для удобства классификации.
Каждое из них отображает особенное качественно
определенное состояние материи, виды
и роды, которые существуют в объективном
мире. Напр., понятия «лошадь», «корова»,
«коза» — это видовые понятия, в которых
выражены существенные признаки отдельных,
качественно особенных, но взаимосвязанных
форм животных, входящих в одно родовое
понятие «домашнее животное».
Связь родового и видового понятий отображает
ту реальную связь, которая существует
между родом и видом в природе и в обществе.
Так, мягкая пшеница есть вид, который
входит наряду со многими другими видами
в род растений йз семейства злаков, имеющий
общее название — пшеница. Мягкая пшеница
содержит в себе существенные признаки,
характерные для всего рода пшениц, но,
кроме того, она имеет также и свои, присущие
только мягкой пшенице признаки. Понятия
«мягкая пшеница» и «пшеница» отображают
существенные признаки реально существующей
мягкой пшеницы и реально существующего
рода, в который входят все виды пшеницы.
Видовым будет такое понятие, объём которого составляет лишь часть объёма родового понятия.
ВИДОВО́Е ПОНЯТИЕ
подчиненное понятие, входящее непосредственно в состав другого, более общего родового понятия. Все предметы, отображенные в В. п., обладают всеми признаками родового понятия, но имеют также и свои особые видовые признаки, отличающие их от предметов др. видов данного родового понятия. Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается лионо по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Напр., понятие "хлопководческий колхоз" является видовым по отношению к понятию "колхоз", родовым – по отношению к понятию "таджикский хлопководческий колхоз". Эта взаимосвязь видовых и родовых понятий отражает в сознании человека объективно существующую взаимосвязь предметов и явлений действительности.
6. По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие - такое, в объем которого входит один предмет («Москва», «первый космонавт», «естественный спутник Земли»).
Общее понятие - такое, в объем которого входит более одного предмета («преступление», «суд», «указ», «следователь» и др.).
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие понятия - такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету). Например, «студент Московской государственной юридической академии», «участник Великой Отечественной войны».
Нерегистрирующие - такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету. Например, «преступление», «студент» и др.
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия. Например, в суждении «Студенты первого курса изучают логику» понятие «студент первого курса» означает: «каждый студент первого курса». Напротив, если высказывание относится ко всем вместе предметам, составляющим объем понятия, то понятие употребляется в собирательном смысле. Например: «Студенты первого курса организовали конференцию», «Студенты первого курса разбежались в разные стороны». Или: понятие «человек» в суждении «Человек смертен» употребляется в разделительном смысле, а в суждении «Человек осваивает космос» - в собирательном смысле и т. п.
2. В зависимости от того, что представляют собой элементы объема понятия (каждый элемент - отдельно существующий предмет или множество предметов), различают собирательные и несобирателъные понятия. Собирательное понятие - такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое («коллектив», «армия», «группа учащихся»). Объем собирательного понятия составляют множества предметов, например множество членов коллектива, множество военнослужащих в армии. Содержание собирательного понятия составляют существенные признаки, относящиеся ко всей совокупности элементов, но не к каждому элементу.