Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:15, реферат
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.
1.Понятие искусства.
2.Структура явления искусства.
3.Возникновение философии.
4.Эмоциональное отношение
5.Художественное восприятие
6.Заключение.
4) Воспитательная функция.
(формирование целостной
5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.
6) Эстетическая функция (искусство
как формирование творческого
духа и ценностных ориентаций).
Эстетическая функция - ничем не
заменимая специфическая
- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.
- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
7) Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.
2.Структура явления искусства.
3.Возникновение философии.
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.
Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью -помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).
4.Эмоциональное отношение
Наука начинается с удивления,
говорили древние, а искусство - с впечатления, добавили
позднейшие авторы. Тот, кого ничто не
удивляет, "пребывает в состоянии тупости"
(Гегель), а тот, кого ничто не впечатляет,
- в состоянии окаменелости.
Как бы развивая эти мысли, один из основоположников
модернистской живописи ХХ в. А.Матисс
как-то заметил: "Для художников творчество
начинается с видения.
Творить - значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира
. По мысли Матисса, творческое
усилие состоит в том, чтобы
освободиться от унылых
Итак, истоком и началом художественного
творчества является переживание (чувство,
или эмоция).
Следовательно, подлинно творческий художественный замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным переживанием: "Когда я наблюдаю, как молодые художники делают композиции и рисуют из головы , - ...мне становится тошно" (Ван Гог В. Письма М.-Л. 1966, с.113).
Можно с уверенностью сказать, что в мире не существует такого объекта, который не вызывал бы в каком-нибудь человеке активного эмоционального отношения. Приведем пример такого отношения к простейшему объекту, каким является обыкновенный камень.
Есть в Средней Азии недалеко
от оз. Иссык-Куль пустынная, выжженная
солнцем долина, которая окружена невысокими
горными кряжами. Ни деревца, ни кустика. И насыпана где-то в
глубине долины большая, но маловыразительная
куча камней величиной с булыжник. Однажды
автору этих строк довелось оказаться
в Пржевальске, небольшом городке у оз.Иссык-Куль.
Дело было ранней осенью, в разгар уборочного
сезона, так что с трудом удалось найти
шофера, который бы согласился отвезти
путешественника в этот район. Подъехав
к упомянутой куче, шофер с изумлением
спросил: "И это всё? Стоило ради этой
кучи проделать 90 км по такой дороге?! Одни
камни. Если бы тут были хоть какие-нибудь
люди!"
И тут он услышал необычную историю. Шесть
столетий назад в этих местах проходили,
отправляясь в очередной поход, полчища
Тимура. И был приказ великого завоевателя:
перед началом похода каждый воин должен
принести и положить на указанное место
в долине круглый камень, а по возвращении
забрать его. Оставшиеся камни образуют
собственноручный мемориал тем, кто не
вернулся... Так возникли знаменитые "Сан-Таш"
- каменные курганы Тимура, один из которых
находился перед нами... Какой-то странный
свет появился в глазах шофера. Как будто
что-то шевельнулось в его душе, как будто
была затронута какая-то струна в его обычном
будничном умонастроении: то было знакомое
чувство ностальгии, связанное с сопереживанием
судьбы ушедших поколений. Невзрачные
камни приобрели для него особый смысл
благодаря той эмоциональной энергии,
источником которой они стали.
5.Художественное восприятие
"Всегда требуют,
чтобы искусство было
понятно, но никогда не требуют
приспособить свою голову к пониманию"
(К.Малевич)
Сопереживание и эстетическое чувство
Одним из самых благодарных
сюжетов для фотожурналистов являются
снимки выражений лиц зрителей в музеях
и на выставках. В мимике этих лиц, созерцающих
впервые то или иное художественное произведение, с предельной непосредственностью
отражается богатейшая гамма самых различных
переживаний от радости, восхищения и
упоения до раздражения, негодования и
даже ярости. Какова бы, однако, ни была
эмоциональная реакция зрителя на художественное
произведение, ясно, что природа художественного
восприятия (в отличие от обычного) должна
определяться природой художественного
творчества. Если результатом художественного
творчества является кодирование обобщенных
переживаний, то художественное восприятие
должно стать расшифровкой этого кода,
т. е. принять форму сопереживания.
Сопереживание и эстетическое чувство.
То, что эмоции зрителей при всей их индивидуальности
и неповторимости содержат в то же время
и нечто общее, ярче всего проявляется
в том харизматическом эффекте, который
вызывают в обществе некоторые художественные
произведения. Практически этот эффект
выражается в необычайной и притом длительной
массовой популярности соответствующих
произведений. Если не касаться хрестоматийных
шедевров вроде "Джоконды" или "Сикстинской
мадонны", то достаточно сослаться на
такие примеры из недавнего прошлого как
судьба картины Х. Гента "Светоч мира"
в XIX в. и "Герники" Пикассо в ХХ в.
Характерным проявлением сопереживания
является разговор Пикассо с одним французским
министром, впервые увидевшем "Гернику"
на выставке 1937 г. в Париже. На вопрос художника
о его впечатлениях, министр реагировал
лаконично: "Это просто ужасно". На
что Пикассо ответил следующим образом:
"Я очень рад Вашей оценке. Именно это
я и хотел отобразить - ужас." Нетрудно
понять, что если бы сопереживание было
невозможно, стал бы невозможен обмен
культурными ценностями между народами
в географическом пространстве и между
поколениями в историческом времени. Сопереживание
делает возможным такую эмоциональную
связь и преемственность между поколениями,
которую не могут обеспечить рациональные
способы познавательной деятельности.
Учёт реальной практики
человеческого общения дал
Однако, четче всех эту идею выразил Л. Толстой в известной статье "Что такое искусство": "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их" (Толстой Л. Искусство как передача эмоций. Говоря о сопереживании, Л. Толстой имел в виду классическое искусство. Но идея сопереживания как связующего звена между зрителем и художником приобрела ещё больший вес в модернистском искусстве, что особенно ясно показали в своих теоретических трудах основоположники абстрактной живописи Кандинский и Мондриан: "Искусство выражается через универсальные эмоции, а не через индивидуальные".
6.Заключение.
В заключение подчеркнем, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.
Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.
"Философия - острая приправа к искусству и жизни; жить и творить без философии - всё равно, что всю жизнь питаться пресной пищей; но посвятить жизнь одной философии, не рассматривая её приложений к науке или искусству, - так же странно, как питаться одной приправой".
Художественный процесс есть своего рода "магический кристалл", позволяющий заглянуть в сущность мирового исторического процесса и рассмотреть эту сущность во всех подробностях.
Таким образом, искусство оказывает могущественное влияние на философию истории, благодаря чему эта философия предстаёт в существенно новом свете.
Духовный же прогресс без оказывающего
ему экономическую и политическую поддержку
утилитарного так же беспомощен, как острозоркий
хромой, оставшийся без поддержки со стороны
крепконогого слепого. Духовная слепота
утилитарного прогресса и физическая беспомощность духовного
могут быть преодолены лишь в результате
их взаимодействия.
Если смысл истории заключается, в конечном
счете, в превращении человеческого общества
как такового в шедевр искусства для человека
вообще, то, вопреки известному тезису
традиционного философского эстетизма
"красота спасёт мир", обнаруживается
следующее: красоте незачем спасать мир,
ибо нет спасения от красоты. Это значит,
что красота не привносится в мир извне;
она является продуктом развития, или
самоорганизации этого мира.
Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека.
Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью -помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).
Наука начинается с удивления,
говорили древние, а искусство - с впечатления.
Тот, кого ничто не удивляет, "пребывает
в состоянии тупости" (Гегель), а тот,
кого ничто не впечатляет, - в состоянии
окаменелости.
Как бы развивая эти мысли, один
из основоположников модернистской живописи
ХХ в. А.Матисс как-то заметил: "Для художников
творчество начинается с видения.