Структура явления искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:15, реферат

Описание работы

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.

Содержание работы

1.Понятие искусства.
2.Структура явления искусства.
3.Возникновение философии.
4.Эмоциональное отношение
5.Художественное восприятие
6.Заключение.

Файлы: 1 файл

ф-ии.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «народ» и т. п.) и единичными («созвездие Большой Медведицы», «население города Москвы»).

 

В несобирательных единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия. Например, несобирательными общими понятиями являются: «преступление», «кража», «человек», а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель Москвы Юрий Долгорукий», «первый космонавт Юрий Гагарин» и др.

 

3.      В зависимости от того, что  представляют собой предметы, обобщаемые в понятии, различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие - такое, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее («город», «живое существо», «слушатель», «свидетель»).

 

Абстрактное понятие - такое, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами («храбрость», «невме­няемость», «белизна»); эти признаки не существуют сами по себе в отрыве от предметов, обладающих этими признаками.

 

4. .    В соответствии с тем, утверждаются  или отрицаются признаки предметов, обобщаемых в понятии, различают положительные и отрицательные понятия. Положительные понятия — такие, в которых содержание составляют свойства, присущие предметам, обобщенным в данном понятии. Например, «грамотный», «виновность», «нравственность» и др. Отрицательные понятия - такие, в содержании которых указываются существенные признаки, отсутствующие у предметов. Например, «безграмотный», «невиновность», «безнравственность».

 

Следует отличать отрицательные понятия от некоторых положительных понятий с частицей «без», «а», «анти», в которых данная частица не означает отрицания существенных признаков. Например, «антиквариат», «анархия» и др.

 

5.      Если в понятии отражаются (обобщаются) предметы, которые предполагают  существование других, родственных, предметов, то говорят о соотносительных понятиях. Например, такие понятия, как «отец», «родитель», «начальник», предполагают существование других людей, которые являются соответственно «ребенком», «рожденным», «подчиненным».

 

Безотносительные - такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).

 

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, - значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «юрист», нужно указать, что это понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Понятие «антифашист» - общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное. Понятие «законный» - общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

 

Логическая характеристика понятий помогает уточнить содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.

 

 

 

 

7. КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

КОНКРЕ́ТНЫЕ И АБСТРА́КТНЫЕ ПОНЯТИЯ

(см. этимологич. справки  при статьях Абстракция и Конкретное) – виды понятий, описываемые в  традиц. формальной логике. Конкретным  наз. понятие, к-рое отражает отд. предмет или класс предметов (напр., "Московский кремль", "дом" и т.п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как целое, а отд. признак, отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят. объект ("храбрость", "храбрость Суворова" и т.п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными ("белый", "красивый"), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, классы (белых, красивых и т.п.) предметов, а не отд. признаки ("белизна", "красота") как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускающими обычно множественноечисло; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же по содержанию мысль часто можно выразить как с помощью конкретного ("NN – храбрыйчеловек"), так и с помощью абстрактного понятия ("храбрость – одно из свойств NN"),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие искусства.

2.Структура явления искусства.

3.Возникновение философии.

4.Эмоциональное  отношение

5.Художественное  восприятие

6.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие искусства.

 

 

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего

 

Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей.

 

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Функции искусства.

1) Общественно-преобразующая  функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности  в совокупности обеспечивают  общественно - преобразующее  воздействие  искусства на деятельность.  Искусство - действие,  преображения творения  в соответствие с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая  функция  (искусство  как знание  и просвещение. Оно является средством  просвещения (передача опыта,  фактов),  образования (передача опыта, навыков  мышления, обобщения, системы взглядов  на факты) и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет  наши  знания о мире.  Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3) Информационная и коммуникативная (искусство как  сообщение и  обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно  подчеркивалось  в  истории         эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как  специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений  и  индивидуализации  общественного  опыта.

4) Воспитательная функция.  (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие  других форм общественного сознания  носит  частный  характер: мораль формирует нравственные нормы,  политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то  искусство  воздействует  комплексно  на ум и сердце.

5) Внушающая  функция (воздействие  искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

6) Эстетическая функция (искусство  как формирование творческого  духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства:

- формировать  эстетический  вкусы,  способности и потребности  человека и тем самым ориентировать  ценностно его в мире.

- пробуждать творческий  дух, творческое начало личности.

7) Геданестическая функция (искусство   как  наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых  художником,  с человечеством -  выявление их  эстетической  ценности.  В-третьих, это гармония формы и  содержания. В-четвертых,  это упорядоченный художественный  мир,  построенная реальность по законам красоты.  В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

 

2.Структура явления искусства.

 

  1. Искусство – это форма общественного сознания, выраженная в отражении общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть формой отражения людьми общественного производства жизни с помощью творческого процесса в соответствии  с формой общественного сознания.
  2. Общественное производство жизни составляет реальную основу, над которой возвышается надстройка, которой соответствует творческий процесс.
  3. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание.
  4. На известном этапе развития формы общественного сознания приходят в противоречие с отражением общественного производства жизни. С изменением общественного производства жизни изменяется искусство.

 

 

 

 

3.Возникновение философии.

 

 

Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.

Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.

Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью -помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

 

4.Эмоциональное отношение

 

 

       Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство - с впечатления, добавили позднейшие авторы. Тот, кого ничто не удивляет, "пребывает в состоянии тупости" (Гегель), а тот, кого ничто не впечатляет, - в состоянии окаменелости.  
     Как бы развивая эти мысли, один из основоположников модернистской живописи ХХ в. А.Матисс как-то заметил: "Для художников творчество начинается с видения.

Информация о работе Структура явления искусства