Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена исследованию философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли. Период их творчества был временем необычайного подъема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма.
Введение………………………………………………………………………….2
Субъективный идеализм Джорджа Беркли…………………………………….3
Скептицизм Давида Юма…………………………………………………...…10
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Содержание.
1.
Данная контрольная работа посвящена исследованию философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли. Период их творчества был временем необычайного подъема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма.
Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято, так как сформиро-вать свое мировоззрение, независимую жизненную позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мнения и стереотипы. Будем следовать принципу, о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное преимущество, на которое я претендую,- это то, что я всегда мыслил и судил самостоятельно".
Кроме того хотелось бы, по мере возможности, сравнить взгляды двух философов, чье миропонимание формировалось в одинаковых условиях, в одинаковой среде.
2. Субъективный идеализм Джорджа Беркли
Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной философской системы видит в противодействии распространению материалистических взглядов». Защите религии он посвящает всю свою жизнь.
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».
В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и есть протяженность тел. Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. «Мой замысел заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством зрения воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».
Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между зрачками; это изменение направления взгляда или движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление(идею) о большем или меньшем расстоянии». «… когда предмет находится на каком-то расстоянии, а затем придвигается поближе к глазам, мы не можем избежать, хотя бы на короткое время, того, чтобы изображение не стало более расплывчатым, даже сильным напряжением глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение, помогая разуму оценить расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем больше усилие или напряжение зрения с целью получения более отчетливого видения».
Итак, восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз».
Так же ошибкой было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. Как считает Беркли, связь меду разными типами ощущений относится к области логики и объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает связь между«подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые для поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для сохранения жизни, но, ни в коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемых отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности». Де Руджеро справедливо напоминает, что Беркли хотел противопоставить свою «Теорию зрения» в качестве научного трактата «Диоптрике» Декарта, «Лекциям по оптике» Барроу, «Оптике» Ньютона и «Диоптрике» Молине. Тема была в высшей степени актуальной и завоевала внимание ученых, несмотря на попытку осложнить ее нагромождением метафизических и гносеологических проблем. Но Беркли по-настоящему интересовали именно пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о принципах человеческого знания».
«Трактат о принципах человеческого
знания» - это самая известная работа Беркли,
она задумывалась в двух частях, но издана
была только одна. «Часть первая, в которой
исследуются основные причины заблуждений
и затруднений в науках, а также основания
скептицизма, атеизма и безверия». И все-таки
главным заблуждением, которое Беркли
хочет искоренить, является субстанциально
- материалистический образ вселенной.
По мнению Беркли, главная причина этой
ошибки – в уверенности относительно
значения и ценности абстрактных идей
и связанной с нею последующей убежденности
в том, что наряду со вторичными качествами
существуют также и первичные. Главными
мишенями Беркли в трактате были Ньютон
и Локк, а именно: ньютоновская теория
вселенной, состоящей из материальной
субстанции, независимой от сознания,
и психология
Локка, допускающая, например, что большая
часть нашего знания состоит из абстрактных
идей.
Локк разделял все качества предметов на первичные и вторичные. К первым он относил: протяженность, вес, форму, движение, покой, вещественность и т.д., ко вторым – все остальные ощущаемые качества: цвета, звуки, вкусы и т.д. Беркли же с этим не согласен и считает, что все качества являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и вторичные, ибо такие качества, как протяжение, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, он говорит, что величина предметов - это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким. Т.е. величина предметов - это результат нашего опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств обусловлено нашим восприятием.
Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи.
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях».
Абстрактные идеи Беркли рассматривал
как обман слов. Беркли отвергает теорию,
согласно которой человеческий разум
обладает способностью к абстракции. Тем
самым он и не признавал существования
понятия материи как абстрактной идеи,
материи как таковой. Он полагал, что понятие
материи
«заключает в себе противоречие», является
«наиболее абстрактной и непонятной из
всех идей». Поэтому он считал, что необходимо
навсегда изгнать понятие материи из употребления.
«Отрицание ее не принесет никакого ущерба
остальному роду человеческому, который...
никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту
действительно нужен этот призрак пустого
имени, чтобы обосновать свое безбожие,
а философы найдут, может быть, что лишились
сильного повода для пустословия». Из
этих своих рассуждений он переходил к
отрицанию объективного существования
вещей. Так как существование качеств
вещей обусловлено нашим восприятием,
а субстанция - это носитель свойств, качеств,
то значит все вещи и предметы окружающего
мира, которые образуются из свойств, являются
лишь восприятиями наших органов чувств.
Для Беркли «быть - значит быть воспринимаемым»
(esse est percipi). Таким образом, считая, что
существовать - это быть воспринимаемым,
Беркли отрицает существование объективного
мира. Но этот вывод означает солипсизм,
т.е. существование одного человека, для
которого мир существует только тогда,
когда он его воспринимает. Однако Беркли
категорически отрицает обвинения в солипсизме,
так как изложенные взгляды резко противоречили
здравому смыслу.
Беркли лишь отрицает существование такого
понятия, как материя в философском понимании.
Обвинения в солипсизме Беркли также пытается
отвергнуть посредством следующих рассуждений.
Он утверждает, что вещи продолжают существовать
в силу того, что в тот момент, когда мы
их не воспринимаем, их воспринимает другой
человек. Существование (esse) вещей означает,
что они воспринимаются (percipi): «это прямая
и очевидная истина; весь порядок небес
и все вещи, заполняющие землю, - одним
словом, все тела вселенной, их существование
состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми
или познанными. Пока вещи не будут действительно
восприняты мной, то есть не будут в моем
разуме либо в сознании какого-либо другого
создания, они не существуют реально или,
в противном случае, существуют в разуме
какого-либо
Вечного Духа».
Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Духовная субстанция делится на два вида вещей: пассивные идеи и активные духи. Дух есть простое, нераздельное деятельное существо, которое воспроизводит и воспринимает идеи. Физический мир (или природа) представляет собою совокупность идей. Воспринимая идеи, мы замечаем, что некоторые зависят от нашей воли (закрыв глаза, мы можем представить любую вещь и производить с ней любые преобразования), а другие - нет. Например, мы не можем усилием воли расширить стены дома. Но раз эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, бесконечно более могучий дух, который их произвел, а мы их лишь воспринимаем. Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения. Порядок и связь идей, порождаемых Богом, называется законами природы. Идеи, которые запечатлеваются в нас Творцом природы, называются действительными вещами. А когда они по нашей воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова называются идеями или образами вещей.
Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один-единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдельных вещей.
Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму.
3. Скептицизм Давида Юма.
Важнейший философский труд Давида Юма «Исследование о человеческом разуме», как и большинство работ английской философии Нового времени, посвящен проблематике познания. В сущности, он продолжает принципы сенсуализма, но в ответе на вопрос о том, что является поводом или источником наших ощущений, отличается как от Локка, так и от Беркли. Если Локк видит источник наших ощущений в реальности, во внешнем мире, а Беркли - в духе, или боге, то Юм по сути отвергает оба эти решения. Он не принимает гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но не соглашается и с попыткой Беркли доказать, что материя, т. е. внешний мир, не существует. Позиция Юма выражается примерно так: существует ли внешний мир - материальная природа - как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно (как утверждает Беркли), мы тоже не можем доказать и наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Из этого Юм выводит, что вопрос, поставленный таким образом, нельзя решить вообще, а потому его и не следует ставить подобным образом. В этом отношении позицию Юма можно характеризовать как агностицизм.
Все «душевные восприятия» Юм разделяет на два вида - по степени силы и живости. Первые - более сильные - он определяет термином «впечатление» (восприятие, когда мы видим, слышим и т.д.). Второй вид он называет «идеями» (представлениями). Их он считает менее сильными, менее живыми и точными. Отношения между двумя этими видами решаются вполне однозначно: «Все наши идеи или менее сильные восприятия являются копиями наших впечатлений или более живых восприятий». Таким образом, основа нашего познания - впечатления, и все, что мы познаем, - содержание этих впечатлений. «Хотя кажется, что наше мышление имеет неограниченную свободу, мы выясняем при более близком знакомстве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими границами и что вся эта творческая сила духа есть не более чем способность складывать, перекладывать, увеличивать либо уменьшать материал, который нам поставляют чувства и опыт».
Подобно Локку, Юм различает восприятия, которые получают посредством чувственных органов (ощущения), от восприятий, которые говорят нечто о внутреннем состоянии (рефлексия). Разум сам по себе не может к этим восприятиям ничего добавить, он может лишь разделять, соединять и т. д.
Информация о работе Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Скептицизм Давида Юма