Сущность диалектического метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы, является раскрытие сущности диалектического метода, через рассмотрение его главных понятий и категории, а также через анализ учения о диалектическом методе у К. Маркса и В.И. Ленина.
Для этого обозначим, следующие задачи:
Рассмотрим диалектику как всеобщая теория развития;
Освятим основные черты Марксистского диалектического метода философствования;
Проанализируем учение В.И. Ленина о сущности материалистической диалектики.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность диалектического метода 4
1.1. Диалектика как всеобщая теория развития 4
1.2. Основные черты Марксистского диалектического метода филосовствования 13
1.3. В.И. Ленин о сущности материалистической диалектики 20
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Сущность_диалектического_метода.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Содержание диалектической логики мы уже выявили раньше - это наука, изучающая диалектическое мышление во всех его формах, приемах, методах и операциях. Остается ответить на второй вопрос - об отношении диалектической логики к диалектическому методу и к диалектике6.

Из сказанного видно, что диалектический метод  представляет собой совокупность определенных форм и способов диалектического  мышления. Он есть субъективная диалектика, взятая притом с сознательной, конкретно прилагаемой ее стороны. Диалектическая же логика есть наука, теория этого диалектического метода мышления, есть учение о специфическом действии в мышлении законов диалектики. В этом отношении диалектический метод выступает как предмет диалектической логики, диалектическая логика - как наука об этом предмете (хотя не только о нем одном, так как помимо способов и приемов исследования она, как отмечено, изучает и объективную диалектику мышления, и стихийное диалектическое мышление, не составляющее еще диалектического метода).

Отношение диалектической логики и диалектического метода есть, следовательно, отношение науки  и того предмета, который она изучает. Вот почему диалектическая логика в  собственном смысле слова (т. е. как  учение о диалектическом мышлении) может существовать только тогда, когда уже сложился диалектический метод, диалектическое мышление. Как подтверждает история философии, пока не существовало диалектического метода, не могло быть и диалектической логики как науки о нем.

На основе сказанного о сущности и содержании диалектической логики нетрудно решить вопрос и об се отношении к диалектике как  пауке о наиболее общих законах  всякого развития.

Общее, что объединяет диалектическую логику и диалектику, - это, во-первых, единые диалектические закономерности, которые они изучают (отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей и др.). Во-вторых, общим для диалектики и диалектической логики является принадлежность их к философским наукам, поскольку каждая из них имеет дело с наиболее общими законами развития. В-третьих, и та и другая науки пользуются при исследовании своего предмета диалектическим методом: диалектика - изучая природу, общество, мышление: диалектическая логика -исследуя мышление. Наконец, в-четвертых, и диалектика и диалектическая логика могут развиваться и существовать только в связи и на основе конкретных наук, достижения которых они обобщают. Первая обобщает открываемые в науках диалектические закономерности развития предметов, вторая - самые диалектические приемы и способы исследования этих наук.

Последнее обстоятельство указывает одновременно и на отличие  диалектики от диалектической логики. Диалектика и диалектическая логика обобщают в конкретных науках не одно и то же.

Диалектика интересуется в них объективными закономерностями развития предметов, диалектическая логика - различного рода логическими формами и способами раскрытия этих закономерностей, поскольку данные науки пользуются диалектическим мышлением. Отсюда и определенное различие предметов исследования диалектики и диалектической логики, о чем мы уже говорили.

Таким образом, диалектика и диалектическая логика, объединяемые единством диалектических законов, отличаются некоторыми определенными  чертами одна от другой, относясь, друг к другу как наука об общем (диалектика изучает общие диалектические закономерности всякого бытия) к науке об особенном (диалектическая логика изучает особенное проявление диалектических законов в мышлении)7.

Признание специфики  диалектики, диалектического метода и диалектической логики (как равно и других частей марксистской философии, рассмотрение которых, однако, выходит за пределы настоящей работы) имеет чрезвычайно важное научное значение. Указанные части или, вернее, моменты диалектического материализма свидетельствуют о богатстве, многообразии нашей философии, их учет расширяет область применения материалистической диалектики, которая, как это мы пытались показать, является одновременно и наукой о наиболее общих законах развития всего существующего, и методом познания, мышления и действия, и опирающейся на данный метод теорией его - диалектической логикой. Вообще следует сказать, что чем более дифференцированно выступает наука, чем многообразнее раскрывает она свои стороны, аспекты, тем, при прочих равных условиях, на более высокой ступени развития она находится. И, наоборот, неднфференцированность науки, неразличенность ее отдельных сторон и аспектов говорит о ее неразвитости.

Развитую науку  нельзя, поэтому брать «сплошняком», индифферентно, сваливая в одну кучу, не различая отдельные ее стороны и части. Многообразие и дифференцированность содержания науки - это не недостаток ее, а, наоборот, достоинство. И чем больше этих сторон, частей в ней обнаружено, тем многокрасочнее она выступает, тем в больших аспектах и направлениях может быть реализовано ее приложение. Применительно к предмету нашего рассуждения это означает, что надо не затушевывать специфику диалектики, диалектического метода и диалектической логики, а выявлять се и, выявив, использовать дальше для разработки вытекающих отсюда проблем нашей философской науки.

1.2. Основные черты Марксистского диалектического метода филосовствования

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования.8

Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла  радикальному пересмотру сложившиеся  традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий «грех» – с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой  философии, который во многом определили ее черты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»9.

В своей философии  они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому  они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха.

Любая форма  материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам.

В отличие от предыдущих форм материализма, которые  признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно  с точки зрения механицизма, который  соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своей объективно - идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

Отличительной чертой марксистской философии  является ее максимально возможное  сближение с естественнонаучным знанием. Они видели в союзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этим принципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи. Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них10.

Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем, различных по своей структурности и сложности, находящихся не только во взаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический метод позволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

В марксистской философии утверждается идея о развитии как особой формы  движения, как универсального способа  бытия мира, как природного, так  и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественное изменение чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимым процессом качественного изменения от простых форм к более сложным, от низшего к высшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя в преобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, а преобразованный их синтез. В-четвертых, каждой форме движения и развития соответствует свой субстрат (материальный носитель), отличающийся по степени сложности строения.

В связи, с чем в новом виде предстает иерархическое строение материального мира, которое стремится и к усложнению, и к изменению, и к самосохранению в форме повышения своей организации. В связи с этими принципами основоположники марксистской философии на основе естественнонаучных данных и открытий в XIX веке выделили следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая (жизнь органических систем), социальная (развития общества, человеческой истории).

Переход от одной формы движения, от низшей к высшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от одной формы движения к другой присущи «переходные» формы движения, которые не всегда нам известны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены.

И современная наука подтверждает гипотезу, высказанную основоположниками марксистской философии. Так, в современной науке утвердилось мнение, что самому объективному миру присущ принцип повышения своей организации (самоорганизации). Этот принцип можно применить и к анализу развития общественных систем. В связи с этим учение о законах диалектики, как универсальных законах развития, приобретает более богатое содержание.

В марксистской философии иначе  рассматривается и принцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение о причинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие черты. Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира (будь то объективный дух, мировая идея и мировая воля или Бог как демиург – «причина причин», конечная причина). Во-вторых, они противники механистического детерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придавая причинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих, расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира.

Случайность – и форма проявления закономерности, необходимости и  дополнение ее. Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытие мира, с одной стороны, а с другой – преодолеть представление  о господстве случайности в бытие, которая исключает всякую возможность предвидения и прогностики в развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается и углубляется идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, который находится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал закон противоречия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позиций диалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном мире есть отражение противоречий материального мира.

Основываясь на принципах диалектического материализма, в марксистской философии по-иному решается и такой фундаментальный вопрос, как вопрос о природе и сущности сознания. Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, которым присуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшая форма психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, с наиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознания является мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа или человекоподобные существа обладали и особыми свойствами и с точки зрения анатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладали способностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью как инструментом коммуникации и общения, способностью оперировать естественными предметами как орудиями для своей жизнедеятельности и т.д. Для возникновения сознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природные предпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степени недостаточные.

Для скачкообразного перехода от примитивного, животного, психического отражения  необходимы были дополнительные предпосылки  и условия, которые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными. В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременным условием формирования сознания является общество. «Сознание … с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»11.

Информация о работе Сущность диалектического метода