Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы, является раскрытие сущности диалектического метода, через рассмотрение его главных понятий и категории, а также через анализ учения о диалектическом методе у К. Маркса и В.И. Ленина.
Для этого обозначим, следующие задачи:
Рассмотрим диалектику как всеобщая теория развития;
Освятим основные черты Марксистского диалектического метода философствования;
Проанализируем учение В.И. Ленина о сущности материалистической диалектики.
Введение 3
1. Сущность диалектического метода 4
1.1. Диалектика как всеобщая теория развития 4
1.2. Основные черты Марксистского диалектического метода филосовствования 13
1.3. В.И. Ленин о сущности материалистической диалектики 20
Заключение 26
Список литературы 28
По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением. Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознание только в рамках общества, а не за его границами.
Важную роль в формировании сознания, с точки зрения марксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрел символически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, как орудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудий деятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основе преобразования, переработки предметов природы, приспособляемые для преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества (общения) явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновения сознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловлено социально-историческими условиями бытия людей.
В марксистской философии по-иному решается вопрос о содержании сознания. Не подвергая сомнению сложившиеся представления о знании как содержании сознания, его идеальности, основоположники диалектико-материалистической философии подчеркивали, что само «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею»12.
Они подвергают критике идеалистическую концепцию имманентного происхождения знания. Знание не есть результат деятельности изолированного сознания познающего субъекта. Оно формируется в результате практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира. Преодолевается и представление метафизического материализма о знании как результате лишь отражательной деятельности человеческого мозга. Знание есть результат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Вот почему «сознание не только отражает мир, но и творит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»13.
Таким образом, в марксистской философии по-иному понимается активный, творческий характер сознания, которое нацелено не только на познание объективного мира, но и на теоретическое его преобразование.
С диалектико-материалистических позиций в марксистской философии формируется и теория познания. Основополагающим принципом марксистской теории познания является положение о опознаваемости объективного мира, существующего вне познающего субъекта. Другим основополагающим принципом диалектико-материалистической гносеологии является положение о практике как основе и источнике познания.
Под практикой понимается вся совокупная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование предметно-вещного мира, которая проявляется только в обществе. Поэтому познание – это мыслительная деятельность не изолированного от других людей и общества субъекта, а напротив, включенного в отношения с другими людьми и обществом субъекта. То есть, познающий субъект одновременно является и социальным субъектом. Отсюда в марксистской философии делается вывод, что познание как особый вид деятельности человека носит всегда социально-исторический характер.
К. Маркс, например, утверждал, что развитие промышленного производства толкает науку вперед больше, чем десятки университетов.
1.3. В.И. Ленин о сущности материалистической диалектики
Согласно В.И. Ленину и диалектическому материализму, материалистическая теория познания (или материалистическая диалектика, как теория познания) есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающее полное отражение вечно развивающейся материи, или всестороннее учение о развитии, о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.
Материалистическая теория познания является гносеологией диалектического материализма.
Материалистическая теория познания становилась и развивалась на основе диалектического метода Маркса и неразрывно с диалектическим материализмом, но в СССР именно ее догматизация привела к сникновению диалектического материализма и превращению его в советский диалектический материализм, во многом уже не похожим на учения Маркса и Ленина.
По словам Энгельса, Маркс и он
сам «были едва ли не единственными
людьми, которые спасли из немецкой идеалистической
философии сознательную диалектику и
перенесли ее в материалистическое понимание
природы и истории». Однако это свелось
лишь к субъективному, рационально-
Материалистическая теория познания создавалась вместе с разработкой научного мировоззрения революционного пролетариата. Поэтому, как считается, заслуга классиков марксизма-ленинизма заключается, прежде всего, в том, что они впервые обосновали то, что познание представляет собою диалектический процесс отражения предметов и явлений, их связей и закономерностей на основе общественно-исторической практики человечества.
Однако: 1) в более широком и диалектическом смысле основа указанных положений была впервые высказана и обоснована Гегелем, 2) материалистическое представление не является всеобъемлющим представлением, 3) практика пролетариата не является практикой человечества.
Одним из краеугольных моментов материалистической теории познания становится введенный К. Марксом критерий проверки истины практикой, но, следует отметить, относительной или частной истины, выражаемой выводами самой этой теории. В этом – большой недостаток марксова критерия, поэтому В.И. Ленин все же определил относительность критерия практики хотя бы потому, что историческая действительность все время меняется. Но главный вопрос – в ограниченной своими принципами самой материалистической теории познания, в частности, в возможности проверки лишь части практики.
Как и у Гегеля, в диалектике Маркса историческое и логическое – едины. Энгельс отмечал, что у Маркса логический способ был не чем иным, как тем же историческим способом, освобожденным от исторической формы и случайностей. С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, при этом отражение в них исторического процесса должно быть исправлено соответственно законам, определенным самим историческим процессом. Но за исключением того, что необходимы субъективные исправления, аспекты единства логического и исторического, начинания исследований и др. в диалектике Маркса есть полное повторение ряда частностей философии Гегеля.
В.И. Ленин развил положения материалистической теории познания. Он указал на то, что 1) вещи существуют независимо от человеческого сознания, 2) существенно лишь разделение познанного и еще не познанного, и не существует непознаваемого, т.н. «вещей в себе», 3) необходим диалектический подход, выявляющий, как из незнания появляется знание, как происходит уточнение и наполнение знаний.
В.И. Ленин указал на один из главных принципов познания диалектической философии – на переход от знания о единичном (созерцаемом) к обобщенному знанию о существенном, но не учел указанной Гегелем особенности. Более того, В.И. Ленин ограничил процесс познания эмпирической (чувственное познание) и рациональной (логическое мышление) формами, хотя указал на их диалектическое единство. Таково серьезное методологическое ограничение материалистической теории познания (диалектическая философия определяет большее количество форм познания). Более того, значение познания непосредственно за счет сознания вообще не учитывалось (не следует путать с тем, что актуализация новых знаний в процессе умозаключений относится к деятельности, основанной на чувственном познании и логическом мышлении).
Основные положения
«В развернутой форме их можно сформулировать следующим образом14.
1. Теория объективной диалектики есть результат отражения I порядка. Объектом этого отражения служит реальность, как она существует безотносительно к знанию. Теория субъективной диалектики выступает результатом отражения II порядка, объектом которого предстает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности… Отражение III порядка… есть возвращение к содержательному методу мышления, но с учетом особенностей и закономерностей формального метода».
2. «Единство теории объективной и теории субъективной диалектик (или единство диалектико-материалистической онтологии и диалектико-материалистической гносеологии) заключается… не в их отождествлении, а в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Однако в этом взаимовлиянии определяющую роль играет объективная, а не субъективная диалектика. В.И. Ленин писал: «Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот» «.
3. «…О первичности объективной диалектики относительно диалектики субъективной можно говорить только в онтологическом плане; в гносеологическом плане эти форма диалектики равнозначны»«.
«Итак: теория объективной диалектики – это диалектико-материалистическая онтология, ее объектом является реальность, а результатом – информация о ней; теория субъективной диалектики – это диалектико-материалистическая гносеология, ее объектом является информация о реальности, а результатом – осмысление и понимание той или иной части реальности; отражение III порядка есть возвращение к содержательному методу мышления…».15
Материалистическая теория познания базируется на следующих положениях философии Гегеля, ставших опорными также и для диалектического метода Маркса: ьвсеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления; движение, изменение, развитие и обновление природы и общества; переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового; борьба (в диалектической философии – взаимодействие) противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.
Материалистическая теория познания характеризуется следующими основоположениями: материальность мира, первичность материи и вторичность сознания, познаваемость мира.
Эти основоположения являются базовыми, соответственно, и длядиалектического материализма.
Однако первое основоположение серьезно ограничивает материалистическую теорию познания, ибо происходит отказ от рассмотрения всеобщности, включающей не только материальное (здесь: объективную реальность – термин материалистического подхода), но и объективное (здесь: объективную реальность – термин диалектической философии), а также сверхчувственное.
В таком случае, например, законы, по которым развивается материя, оказываются присущими материи, неотъемлемыми от нее, но материализм отказывается указать на «место» их «пребывания» и разрешить вопрос о механизме действия законов на природу из нее самой. Более того, необъяснимыми оказываются многие эзотерические факты, которые материализму приходится отрицать и подавлять, что значимо его ослабляет, ибо отвергаемое не изучается и становится грозной силой, от которой когда-нибудь может не быть защиты.
Второе основоположение оказывается «пятой колонной» для теории познания и диалектического материализма. Вопрос даже не в ошибке Энгельса при постановке соответствующего вопроса. Проблема в том, что теории могут оказать влияние, но могут и не оказать влияние, более того, влияние могут оказать негативные и деструктивные теории. Критерием оценки (не проверки) становится сила – кто сильнее, теория того вернее, иные взгляды подавляются, что имело место в СССР. Более того, существенность аспектов второго основоположения была в СССР в идеологии и, соответственно, в силе государственной власти, т.е. рассуждения и с этой стороны приводят к верности вывода о «пятой колонне». Однако без конкуренции и при догматизации сами действующие теории оказываются не только обедняемыми, но и ослабевающими, вплоть до отказа от них их собственных идеологов и/или основной массы населения. Тогда наступает неуправляемое развитие, но определенное в своем начале некогда развитием действующей увядающей теории, что вызывает серьезное противоречие. Так и было в СССР. Поэтому второе основоположение – одно из самых слабых и, при этом, опасных мест материалистической теории познания16.
Третье основоположение
И база материалистической теории познания обрушилась вместе с самой теорией в начале 90-х гг. прошлого столетия, но, по сути, только из-за неполного учета диалектических принципов, обозначенных в философии Гегеля, и не исполнения рекомендаций Маркса и Ленина.
Заключение
Актуализацию и развитие материалистическая теория познания получила в диалектическом материализме.
Но красивые выражения об отражениях
и возвращении к
Во-первых, материалистическая теория познания не учитывала сверхчувственные аспекты и зациклилась на материальном, а также игнорировала положение диалектического материализма о возвеличивании роли человека и его разума.
Поэтому нарастание новых объективных форм и воздействие старых, в т.ч. в психологическом и социальном планах, с одной стороны, не учитывались материалистической теорией познания (правда, уже догматизированной), а, с другой стороны, оказались крайне опасными для нее. Они оказались в противоречии с субъективно сформированными советскими представлениями, а, как не учитываемые, привели к подрыву диалектического материализма.
Во-вторых, привязанные к
Поэтому материалистическая теория познания без кардинального развития, в первую очередь, обращения содержательного мышления к новым историческим формам и методам, была обречена на догматизацию, что и произошло. Это повлекло догматизацию диалектического материализма в целом и его крах.
Причиной догматизации материалистической теории познания явилась узость диалектического метода Маркса и методологическая слабость (незащищенность) многих его опорных положений.