Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 02:10, реферат
Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли. Задачи:
1. Рассмотреть периоды философии Средних веков;
2. Изучить основные принципы средневековой философии;
3. Ознакомиться с философией Ф. Аквинского
Введение 3
I. Основные периоды философии Средних веков 5
1.1. Апологетика 5
1.2. Патристика 7
1.3. Схоластика 10
II. Ф. Аквинский – выдающийся философ средневековья 18
2.1. Краткая биография знаменитого схоластика 18
2.2. Значительные сочинения Ф. Аквинского и их роль
в средневековой философии 19
Заключение 24
Список литературы
Нижегородский институт управления
филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ФАКУЛЬТЕТ управления, экономики и права
Кафедра
философии и политологии
РЕФЕРАТ
Теологическая
философия Средних веков
Направление менеджмент
Выполнил: студентка группы Мб-321
Мурашова Елена
Научный
руководитель: к.ф.н., доцент, Веряскина
Анна Николаевна
г. Нижний Новгород
2011 г.
Содержание
Введение
I. Основные периоды
философии Средних веков
1.1. Апологетика
1.2. Патристика
1.3. Схоластика
II. Ф. Аквинский
– выдающийся философ средневековья
2.1. Краткая
биография знаменитого
2.2. Значительные сочинения Ф. Аквинского и их роль
в
средневековой философии
Заключение
Список литературы
Средневековый
период в истории философии - это
особый период уже по - тому, что сам
исторический термин "средневековье"
неоднозначен, исследователи расходятся
в попытках его строгого хронологического
определения. Ясно лишь одно, что определять
понятие средневековой
Средневековая
философия представляет собой тот
длительный отрезок в истории
европейской философии, который
непосредственно связан с христианской
религией. Лишь те философы, которые
разделяли религиозные и
Всякое развитие мысли и философии в средние века происходит в религиозно-теологических рамках. В этом развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального и духовного процессов.
Если рассматривать само Средневековье, то можно увидеть очень много неразрешенных и загадочных проблем. Термин «Мрачное Средневековье», имеет отрицательный оттенок. Образ Средневековья, как мрачной эпохи, когда господствовало невежество, когда горели костры инквизиции, когда преследовали ведьм и т.д. - вот этот образ господствовал в сознании ученых, в сознании студентов очень долгое время. Но здесь нужно сказать, что такой стереотип, связанный со Средневековьем, возник в 18 веке в эпоху Просвещения. А на рубеже 18-19 веков, в эпоху Романтизма, Средневековье было переосмыслено. И вот, после длительного периода, когда казалось, что это был сплошной мрак, начался тоже довольно долгий период, когда, наоборот, стали говорить, что вот это как раз и было самое золотое время, что это была эпоха гармонии в обществе, эпоха идеальных отношений между наукой и религией, между человеком и церковью, когда люди были добрыми, благочестивыми, и, тем самым, всё было намного лучше, чем в последующие времена.
Нет
смысла специально доказывать, что
и то и другое представление являются
односторонними, что на самом деле,
Средневековье было и не только мрачным,
и, в то же время, конечно, это была
эпоха очень сложная и тяжелая.
Но самый важный вывод, который мы
можем сделать прямо сейчас, это
то, что эпоха Средневековья была
очень специфическая и
Цель
данной работы: изучение особенностей
средневековой философской
1. Рассмотреть
периоды философии Средних
2. Изучить
основные принципы
3. Ознакомиться
с философией Ф. Аквинского
Философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI—XII вв.) и поздний (XIII—XIV вв.) периоды.
В
конце II и в III веке образованные христиане
стали выступать в защиту христианства,
используя греческую философию
и те приемы убеждения, которые были
выработаны за многие века развития античной
философии; применялась аллегория
и логические доказательства, чтобы
показать глубину и величие
Наибольший интерес в истории философии вызывал Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160—после 220 г .). Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона») не представляют собой систему, но в его работах можно выделить наиболее яркую тему, которая и снискала ему славу. Сделавший немало в подготовке идеи триединства Бога, заговоривший первым о различии римской и греческой христианской церкви, Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума.
В его трудах имелось твердое убеждение в необходимости доказывать истину, проверять ее при помощи логических методов, пропускать ее допущения через те или иные фигуры силлогизма.
Иисус
учил морали и воспитывал волю ей следовать
на основе убеждения, принимаемого на
веру. Иисус проповедовал в Иерусалиме,
и этот город стал для Тертуллиана
символом веры, которая принимает
все, даже если это противоречит логике
рационального мышления, обоснованного
Сократом и его последователями,
жившими преимущественно в
Этот
знаменитый вопрос-восклицание
Большинство
работ Тертуллиана посвящено
практической этике, в основании
которой лежит свобода и
Начнем с греческой (восточной) патристики. Именно ей принадлежит неоспоримый приоритет в формулировании основных догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества, боговоплощения и спасения.
В борьбе с ересями стяжал славу отец церкви Афанасий Александрийский (Великий). Став епископом, он постоянно занимался обоснованием второй ипостаси Бога Сына — Логоса. Лица Троицы (ипостаси) не соподчинены, а единосущны, назначение Сына — спасти человечество; идея спасения (сотериология) — это личная проблема для каждого человека, к ней он идет присущим только ему уникальным путем; путь спасения — это обретение духовности (благодати) и это цель каждой человеческой души.
Наиболее
знамениты в греческой
Догмат Троицы сформулирован следующим образом: Бог триипостасен (имеет три лица): его первое лицо Бог-Отец — безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын, слово-логос этого безмолвного бытия — пришедший на землю Иисус Христос; Дух Святой — животворение, начало всего живого. Все три лица занимают в Троице равноправное место. Они по сущности одинаковы (единосущны), неслиянны и нераздельны. Это личности, относящиеся друг к другу с любовью и пониманием. Благодаря «единящей силе любви» они проницаемы друг для друга. Их отношения — это абсолютный образец для всех людей, это источник обоснования принципов добра, милосердия, справедливости, сострадания, сопереживания, на которых формировались идеалы западноевропейской цивилизации. Этим они ценны для современного человека.
Вместе
с тем и апологеты, и посленикейская
патристика постоянно сталкивались
с противоречиями. С одной стороны,
отцы церкви полагались на веру, проявляя
смирение перед Богом-абсолютом, с
другой — они испытывали потребность
познать творца, раскрыть его замысел,
понять его мудрость. Единство и
разумность мироздания доказывались посредством
логосной сущности Бога-Сына. Отцы церкви
понимали, что религиозные переживания
и религиозный опыт должны содержать
всеобщность и необходимость, т.е.
иметь фундаментальные
Так появляется апофатическая («отрицательная») теология. Однако, непостижимость Бога не означает, что мы не должны делать попыток узнать его промысел, понять его сущность.
Вот как посредством апофатического метода определяется Троица: «... Она не есть ни душа, ни ум и не обладает ни представлением, ни мнением, ни разумением, ни мыслью и сама не есть ни разумение, ни мысль. Она неизреченна и непомыслима; она не есть ни число, ни устроение, ни величина, ни малость... Она не есть ни знание, ни истина, ни царствие, ни мудрость, ни единое, ни единство, ни божественность, ни благость... ничто из того, что нам или всякому другому сущему ведомо»[1, стр. 594].
Латинская
(западная) патристика выдвинула из
своих рядов выдающегося «