Теологическая философия Средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 02:10, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли. Задачи:
1. Рассмотреть периоды философии Средних веков;
2. Изучить основные принципы средневековой философии;
3. Ознакомиться с философией Ф. Аквинского

Содержание работы

Введение 3
I. Основные периоды философии Средних веков 5
1.1. Апологетика 5
1.2. Патристика 7
1.3. Схоластика 10
II. Ф. Аквинский – выдающийся философ средневековья 18
2.1. Краткая биография знаменитого схоластика 18
2.2. Значительные сочинения Ф. Аквинского и их роль
в средневековой философии 19
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

  Как и любая система знаний, признаваемая в качестве официальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени стало склоняться к окостенению, терять свои творческие потенции. Общая  же направленность этого учения на рационализацию католичества вызывала немало возражений.

  Заключение

  В эпоху Средневековья, вера как начало, средство и конечная цель философствования является доминирующим, господствующим началом философского дискурса.

  Философствование  вне веры, безотносительно священному Писанию, текстам, признаваемым как  авторитетные - текстам святых Отцов  церкви, в данный период, невозможно. Свободомыслие ограничивается большей  или меньшей способностью автора философского произведения находить аргументы  в русле интерпретации авторитетного  текста.

  Философская мысль Средневековья - это всегда мысль не сама по себе, не автономная мысль, а мысль по поводу мысли, которая, в свою очередь, содержится в тексте священного Предания. Таким образом, философская мысль Средневековья, в определенном смысле, вторична, неоригинальна, возможности ее наращивания ограничены пределами канона.

  Учение  Ф. Аквинского в заключении можно  изложить в следующих тезисах:

1. Мудрость: человек может быть мудр в  каком-либо частном занятии, но  истинная мудрость имеет дело  с целью Вселенной, которая,  в свою очередь, заключена в  благе разума, то есть в истине. Достижение мудрости - самое достойное  занятие. Однако, естественный разум  недостаточен в том, что касается  Бога; он может доказать лишь  некоторые части вероучения, к  примеру, человек, полагаясь на  собственный разум, может решить  вопрос о существовании Бога, но не может познать тайну  троичности божества. Все, что  может быть доказано с помощью  разума находится в точном  соответствии с христианским  вероучением, в откровении Бога, даруемом человеку нет ничего  противоречащего разуму;

  2. Доказательство существования Бога: доказательство это необходимо, поскольку нам неизвестна сущность  Бога (в Боге существование и  сущность совпадают). Мудрые люди  знают о сущности Бога больше, чем невежественные, а ангелы - еще  больше, но и они не знают  достаточно, чтобы вывести существование  Бога из его сущности. Любая  религиозная истина, которая может быть доказана посредством разума, может быть постигнута и с помощью веры. Все вещи чем-то движимы и если мы пойдем "назад", от вещи как следствия к его причине – причине движения вещи, то рано или поздно мы придем и к неподвижной причине - к некоему перводвигателю, который движет все вещи, но сам неподвижен - это и будет Бог, который тем самым существует;

  3. Познание: Бог - сущность интеллектуальная  и его познание совершенно. Бог  познает вещи в одно и то  же мгновение, это особое познание - оно не имеет ничего общего  с познанием человека, поскольку  Бог и есть истина, Бог - сама  истина. Бог может познавать вещи  еще не существующие, поскольку  он объемлет все и эти вещи, в неактуализированном виде, "содержатся" в Боге. Бог - начало и конец  всех вещей.

     В итоге можно сказать, что немало открытий и множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Антология  мировой философии: В 4 т. М., 1969.

2. Блинников Л. В. Краткий словарь философов. - М., 1994.

3. Виндельбанд В. История философии. — СПб., 1998.

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.:Гардарики,2000.

5. История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1998.

7. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство "Олма-Пресс" 2001 г.

8. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991

9. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство "Гардарики" 1999 г.

10. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство "Русская Деловая Литература" 1999 г.

11. Философия. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрист, 1996.

12. Фролов И. Т. Введение в философию, - М., 1990.

13. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.


Информация о работе Теологическая философия Средних веков