Труд как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

 

Именно они играют главную роль в процессе труда и формировании сознания человека, который есть животное, систематически изготовляющее орудия труда и регулярно пользующееся ими. Труд изначально носит коллективный, общественный характер. Он невозможен вне общества, так же как в основе жизни общества лежит труд. Труд представляет собой активную целесообразную деятельность: человек не только изменяет форму того, что дано природой, но вместе с тем он осуществляет и свою созидательную цель. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т. е. идеально.

 

В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности сознание не только отражает объективный мир. В процессе труда человек создает новые предметы, которых нет в природе, — «вторую природу». Но прежде чем приступить к их изготовлению, человек должен иметь в своем сознании мысленный план, образ того, что он должен создать. Без такой активной творческой деятельности сознания, без идеального воспроизведения действительности невозможен труд, а тем самым и само существование человеческого об­щества.

Труд — не только источник, причина возникновения сознания (мышления), но и основа его дальнейшего развития. Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу.

Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая трудовая деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: диалектика понятий все глубже и всесторонне выражала логику вещей и предметного мира. Мой взгляд был основан на прочтённом произведении Ф.Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” с которого я выше я решила начать свой реферат. В своей работе он очень подробно описал как именно происходит переход от тактильных ощущений руки к развитию и увеличению головного мозга которое в свою очередь повлекло за собой развитие мышления. Энгельс говорил: “Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку. Как уже упомянуто, при лазании они пользуются руками иначе, чем ногами. Рука служит преимущественно для целей собирания и удержания нищи, как это уже делают некоторые низшие млекопитающие при помощи своих передних лап. С помощью руки некоторые обезьяны строят себе гнезда на деревьях или даже, как шимпанзе, навесы между ветвями для защиты от непогоды. Рукой они схватывают дубины для защиты от врагов или бомбардируют последних плодами и камнями. При ее же помощи они выполняют в неволе ряд простых операций, которые они перенимают у людей. Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.”

 

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может  быть ни человека, ни его сознания. Это  значит, что мозг сам по себе, каким  он выходит из «рук природы», не может мыслить почеловечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Свою мысль опять же я хотела бы подкрепить словами Энгельса: “Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

 

Что это объяснение возникновения  языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным, доказывает сравнение с животными. То немногое, что эти последние, даже наиболее развитые из них, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и  без помощи членораздельной речи.”

Сначала труд, а затем  и вместе с ним членораздельная  речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых  мозг обезьяны постепенно превратился  в человеческий мозг, который, при  всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно  с дальнейшим развитием мозга  шло дальнейшее развитие его ближайших  орудий - органов чувств. Подобно  тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим  усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных  ему чувств, все более и более  проясняющегося сознания, способности  к абстракции и к умозаключению  оказывало обратное воздействие  на труд и на язык, давая обоим  всё новые и новые толчки к  дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных  народов и в различные эпохи  по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и  временными движениями назад, оно в  общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление  благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще  новый элемент - общество.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка). Однако мозг — не источник сознания, а его орган, ибо сознание — объективный образ субъективного мира, а его «стержень» — целеполагание. В этом образе отражены не нейродинамические процессы мозга, а внешний мир, практика, хотя это отражение происходит не без участия указанных процессов.

Таким образом, обладает сознанием, мыслит не мозг сам по себе, а человек  с помощью мозга. Способность  мыслить не наследуется вместе с  мозгом (хотя «безмозглого мышления»  быть не может), а она передается от поколения к поколению через  формы предметного мира, созданного трудом, через «тело» цивилизации, через  формы культуры. Здесь мою мысль могут подтвердить слова русского учёного психофизиолога, психолога и биофизика Симонова из его работы “Мозг и творчество”. “Поскольку сверхсознание оперирует опытом, накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании, оно в принципе не может породить гипотезу, совершенно свободную от этого опыта. В голове первобытного гения не могла родиться теория относительности или замысел «Сикстинской мадонны». Гений нередко опережает свое время, но дистанция этого опережения исторически ограничена. Гипотеза, приведшая к открытию периодического закона, не могла возникнуть у человека, не обладавшего обширнейшими знаниями химических свойств и атомного веса элементов, хотя сам по себе этот запас знаний не гарантирует рождения гипотезы. Именно профессионализм химика позволил Менделееву обратить внимание на близость значений атомного веса у элементов, химически различных между собой, поскольку близость атомного веса у сходных элементов была известна и до него.

    Анализ биографий  семидесяти знаменитых композиторов  показал, что продуктивному творчеству  предшествует период усердной  учебы. Никто из них не создал  ни одного выдающегося произведения  ранее, чем после десяти лет  овладения мастерством. Коща великого  актера Жерара Филиппа спросили: «какой человеческий недостаток  вызывает у Вас наибольшее  отвращение?» - он ответил, - «Непрофессионализм».  Вот почему смешны и наивны  надежды дилетанта в любой  области творчества оказаться  автором «безумной идеи», прокладывающей  новые пути развития науки  и искусства; потребность вооруженности  (компетенции) представляет один  из важнейших мотивационных компонентов  творческой одаренности.”

Чтобы отдельный мозг обрел  способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен  в систему общечеловеческих отношений  и развит в соответствии с ее требованиями и нормами. Приучаясь активно действовать с вещами окружающего мира сообразно нормам культуры, человек только когда и становится человеком — обретает способность говорить и мыслить, иметь сознание в человеческом смысле.

Степень и мера развития способности мыслить в отдельном индивиде определяются не его индивидуально-морфологическими особенностями, а прежде всего объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Нельзя стать человеком, не овладев тем многообразным опытом, который накопился в обществе.

 

ТРУД  В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Как я уже и говорила ранее труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Социальная сущность труда, его характер и содержание заключается в следующем. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей. Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда.

 

К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также  здания и сооружения, создающие необходимые  условия для эффективного использования  этих орудий. Средства производства - это  совокупность средств труда и  предметов труда. Технология - это  способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда  образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и  приспособленные к человеческим потребностям.

 

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами  проявления труда являются: - Затраты  человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты  энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической  напряженности, они формируют такие  состояния как утомление и  усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

 

Взаимодействие работника  со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический  аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации  и автоматизации, совершенством  технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т. д. Организационно-технологические  параметры деятельности предъявляют  требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

 

Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия  в едином трудовом процессе), так  и по вертикали (отношения между  руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону  трудовой деятельности. Она зависит  от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т. д. Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для  жизни и развития людей, создается  трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого  общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без  него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся  между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной  деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ  между собой и природой.

 

Также нужно учитывать, что  человек, воздействуя на природу, используя  и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых  для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает  свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд - первопричина развития человека. Человек  обязан труду в разделении функций  между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении  мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов  чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали  носить сознательный характер.

Информация о работе Труд как общественное явление