Труд как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

 

К общим относятся социально-экономические  и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, характер производительных сил, которые действуют через  общественные отношения и обусловливают  типичное для данного общественного  строя отношение людей к участию  в труде. Так, в условиях первобытного общества труд для человека не был  бременем , воспринимался как нормальная естественная форма жизнедеятельности  людей.

 

 Трудолюбие с давних  пор является нормой народной  морали. Трудолюбие как деятельность  из внутренних побуждений особенно  проявляется, когда сознательно  сочетаются личные и общественные  интересы и определяющими становятся  общественные мотивы трудовой  деятельности личности. На формирование  отношения к труду наряду с  объективными общими социальными  факторам, которые создают лишь  предпосылки формирования определенного  отношения к труду, оказывают  влияние объективные специфические,  а также субъективные факторы. 

 

Специфические факторы служат условиями реализации предпосылок  формирования отношения к профессии  и работе как конкретному виду труда, созданных общими социальными  факторами. Специфические факторы - это обстоятельства и условия  конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический  климат коллектива, система семейного  и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и  степень участия в управлении. Особое значение имеет содержание труда, выполняемой работы.

 

Труд престижный, высококвалифицированный, новаторский, с большой долей  творческих элементов создает предпосылки  для отношения к нему как к высшей ценности. На отношение к труду непосредственно влияют отлаженность хозяйственного механизма и организация труда. Отношение к труду людей в значительной мере зависит от трудового и бытового комфорта. Каждый человек как личность чувствующая, обсуждающая, сравнивающая хочет, чтобы условия его труда и быта соответствовали его представлениям, идеалам, профессиональной подготовке, физическим и умственным возможностям, социально-психологическим особенностям. И в зависимости от того, как ему это удается, развивается и его трудовая активность. В одном и том же коллективе, на одних и тех же участках производств люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требований производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование отношений человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально - обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень сознания общественной значимости деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации. Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся: выполнение производственных заданий, качество работы, инициативность, самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве, дисциплинированность.

 

Следует отметить, что сами по себе перечисленные показатели недостаточно отражают то или иное отношение к  труду. Нередко у добросовестных, сознательных работников наблюдаются  низкие производственные показатели в  силу слабого здоровья, недостаточной  квалификации и т. п.

 

Производственные показатели в значительной мере зависят от физической выносливости, трудового опыта работника, его пола, возраста и одаренности, т. е. от факторов, связанных не с  его субъективным отношением к труду, а производственно - квалификационными  и психологическими потенциями. Поэтому  для более поной характеристики отношений к труду следует  учитывать ценностные ориентации личности, структуру и иерархию мотивов  трудовой деятельности, степень удовлетворенности  работника трудом, что составляет субъективные показатели отношения  к труду.

 

Наиболее важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности  трудом, который отражает степень  соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется  под воздействием реально сложившейся  производственной ситуации, установок  и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в  значительной мере реализованы. Чем  менее содержателен труд и чем  более развиты потребности и  интересы работника, тем меньше будет  его удовлетворенность трудом. По состоянию объективных и субъективных показателей отношения к труду  можно судить о том, насколько  труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена  коллектива, служит ли он средством  самовыражения, самоутверждения или  только средством удовлетворения его  материальных потребностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Труд одно из самых важных явлений в жизни человека, если не сказать что самое важное. Важность его заключается в том, что  именно он сделал человека – человеком. В процессе труда человекоподобная обезьяна начинала общаться со своими сородичами по стае, тем самым закладывала  начала общества, социальной жизни. В  развитии человека увеличивалось качество используемых им предметов быта и  орудий труда, вместе с их качеством  рос и уровень их потребностей и не только материальных но и духовных, что как раз складывало мировозрение, заставляло мыслить дальше, дальше развиваться. В процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности как уже было сказанно, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий(на разных уровнях развития), более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общества. Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ф. Энгельс  “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

2. П.В.Симонов “Мозг и творчество”.

3. Рофе А. И. “Экономика и социология труда”.

4. К. Маркс, Ф. Энгельс “Избранные произведения”.

5. И.Т. Фролов и др. “Введение в философию”.

 


Информация о работе Труд как общественное явление