Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат
Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.
К общим относятся социально-
Трудолюбие с давних
пор является нормой народной
морали. Трудолюбие как деятельность
из внутренних побуждений
Специфические факторы служат условиями реализации предпосылок формирования отношения к профессии и работе как конкретному виду труда, созданных общими социальными факторами. Специфические факторы - это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении. Особое значение имеет содержание труда, выполняемой работы.
Труд престижный, высококвалифицированный, новаторский, с большой долей творческих элементов создает предпосылки для отношения к нему как к высшей ценности. На отношение к труду непосредственно влияют отлаженность хозяйственного механизма и организация труда. Отношение к труду людей в значительной мере зависит от трудового и бытового комфорта. Каждый человек как личность чувствующая, обсуждающая, сравнивающая хочет, чтобы условия его труда и быта соответствовали его представлениям, идеалам, профессиональной подготовке, физическим и умственным возможностям, социально-психологическим особенностям. И в зависимости от того, как ему это удается, развивается и его трудовая активность. В одном и том же коллективе, на одних и тех же участках производств люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требований производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование отношений человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально - обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень сознания общественной значимости деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации. Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся: выполнение производственных заданий, качество работы, инициативность, самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве, дисциплинированность.
Следует отметить, что сами по себе перечисленные показатели недостаточно отражают то или иное отношение к труду. Нередко у добросовестных, сознательных работников наблюдаются низкие производственные показатели в силу слабого здоровья, недостаточной квалификации и т. п.
Производственные показатели в значительной мере зависят от физической выносливости, трудового опыта работника, его пола, возраста и одаренности, т. е. от факторов, связанных не с его субъективным отношением к труду, а производственно - квалификационными и психологическими потенциями. Поэтому для более поной характеристики отношений к труду следует учитывать ценностные ориентации личности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности, степень удовлетворенности работника трудом, что составляет субъективные показатели отношения к труду.
Наиболее важным из субъективных
показателей является показатель удовлетворенности
трудом, который отражает степень
соответствия труда тем требованиям,
которые работник к ним предъявляет.
Удовлетворенность трудом формируется
под воздействием реально сложившейся
производственной ситуации, установок
и мотивов деятельности работника.
Если работник удовлетворен работой, то
его потребности и интересы в
значительной мере реализованы. Чем
менее содержателен труд и чем
более развиты потребности и
интересы работника, тем меньше будет
его удовлетворенность трудом. По
состоянию объективных и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Труд одно из самых важных явлений в жизни человека, если не сказать что самое важное. Важность его заключается в том, что именно он сделал человека – человеком. В процессе труда человекоподобная обезьяна начинала общаться со своими сородичами по стае, тем самым закладывала начала общества, социальной жизни. В развитии человека увеличивалось качество используемых им предметов быта и орудий труда, вместе с их качеством рос и уровень их потребностей и не только материальных но и духовных, что как раз складывало мировозрение, заставляло мыслить дальше, дальше развиваться. В процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности как уже было сказанно, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий(на разных уровнях развития), более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общества. Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ф. Энгельс “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.
2. П.В.Симонов “Мозг и творчество”.
3. Рофе А. И. “Экономика и социология труда”.
4. К. Маркс, Ф. Энгельс “Избранные произведения”.
5. И.Т. Фролов и др. “Введение в философию”.