Труд как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НИУ ВШЭ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ.

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету «Социальная философия».

на тему: «Труд  как общественное явление».

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка  4  курса

 

 

 

 

Преподаватель:

Филиппенко.Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.

3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.

4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса  из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”

 

Трудно представить, что произошло бы на Земле, если бы люди перестали работать: хлеборобы перестали бы выращивать хлеб, машиностроители – изготавливать машины, швеи отказались бы шить одежду. Пожалуй, без труда жизнь на Земле перестала бы существовать. Труд – источник благосостояния человека.

 

В начале развития общества люди долгое время обеспечивали собственноручно  почти все свои потребности –  еду, одежду, орудия труда. В современном  обществе существует разделение труда. Так, скажем, земледелец выращивает хлеб не только для себя, но и для других людей, а машиностроители производят машины и для сельского хозяйства. Так же и строители строят дома, в которых будут жить люди других профессий. Профессия – это вид  трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков.

 

В разных областях человеческой деятельности за определенное время  сформировались ведущие профессии. Так, например, в сельском хозяйстве  важные профессии – тракторист, доярка; в машиностроении – конструктор, слесарь; в быту – швея; транспорт  не будет действовать без водителей; строительство не будет расширяться  без каменщиков; невозможно представить  общее образование и без профессии учителя. Труд двигает общество вперёд. Так что такое труд как общественное явление?

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ.

Для того, что бы более подробно рассмотреть поставленную передо мной проблему, начнём с рассмотрения того, что же такое социальная философия в общем, чем она отличается от обычной философии и что же такое предмет социальной философии.

И так социальная философия это область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём. Выделяется два типа философствования при этом:

    • Ценностная (валюативная). Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека. Данный раздел социальной философии выступает ещё в роли социального проповедничества, делая акцент на высшие ценности жизни.
    • Рефлективная. Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира. Рефлективная социальная философия в этом пересекается с теоретической социологией.

Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Общество же представлено в виде невидимых связей между людьми в форме социальных институтов (языка, семьи, денег, государства), социальных общностей (возрастные, этнические, профессиональные).

Социальная философия  не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах. В качестве предмета анализа социальной философии выступают:

    • Субъекты социального развития (личности, классы, нации);
    • Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное);
    • Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный);
    • Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена);
    • Движущие силы и перспективы общественного прогресса;
    • Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Социальная философия  занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации. Социальная философия тесно связана с философией истории. Однако она изучает ещё взаимосвязь человека и общества исторически, в виде истории отдельных цивилизаций, то есть более конкретные факторы. Можно выделить 5 основных функций социальной философии:

    • Познавательная. Состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия.
    • Диагностическая. Анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценка вариантов развития, их причин, способов и планов.
    • Прогностическая. Выработка обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем.
    • Образовательная. Изучение социальной философии студентами, учёными, политиками.
    • Проективная. Разработка проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, нации).

Изучение социальной философии  предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. К ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации.

Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное". В современной философско-социологической  литературе данное понятие употребляется  в узком и широком смыслах.

В узком смысле «социальное  обозначает существование особой области  общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы  жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие  интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного  разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних  социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие  «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного  понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие  «социальное» («общественное») обозначает все происходящее в обществе в  отличие от происходящего в природе. Другими словами, оно обозначает специфику общественного по отношению  к природному, естественному, биологическому. В широком смысле понятие «социальное» употребляется также как противоположное  индивидуальному. В этом случае оно  обозначает то. что относится к  социальным группам или же ко всему  обществу в отличие от того, что  касается индивидуальных качеств отдельного человека.

В социальной философии понятие  «социальное» употребляется как  в широком, так и в узком  смысле. Другими словами, оно может  касаться всех происходящих в обществе процессов, в том числе и в  его социальной сфере, но может касаться только тех, которые относятся собственно к данной сфере и выражают ее специфику. Сама же социальная сфера рассматривается  в ее взаимодействиях с другими  сферами общественной жизни в  рамках единого общества.

Предметом социальной философии  является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная  социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия  рассматривает и объясняет различные  общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего  общества как саморазвивающейся  и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или  же духовных явлений — это главным  образом предмет других наук, сколько  их место в целостной структуре  общества и та роль, которую они  играют в его существовании и  развитии.

Социальная философия  рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Внимание социальной философии  не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей  практической деятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают  необходимую для себя духовную атмосферу  и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой  в различные отношения, чтобы  решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество — это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских  теорий, которых мы еще коснемся. В рамках общественных отношений  людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются  государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются  все стороны культуры общества.

Таким образом, различные  виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом  внимания и изучения социальной философии.

Социальная философия  исследует как объективные, так  и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные  силы их деятельности, в качестве которых  выступают, например, их объективные  потребности и интересы, а также  присущие их сознанию мотивы и цели деятельности. Все эти явления  взаимосвязаны между собой и  находятся в диалектическом взаимодействии.

 

ТРУД  КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Теперь когда мы имеем  общее понятие о том что  же такое социальная философия хотелось бы перейти к моей основной проблеме. Труд как общественное явление. Итак, труд — ключевой элемент в понимании возникновения и сущности сознания. Что же такое труд в интересующем нас аспекте?

Труд -  процесс, совершающийся  между человеком и природой, в  котором он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ  между собой и природой. Изменяя внешнюю природу, человек изменяется сам и в этом процессе формируется его сознание. Животное же пользуется готовыми продуктами природы, человек же, благодаря труду, заставляет природу служить своим целям, подчиняет ее своим нуждам и потребностям. Тем самым труд есть коренное условие существования людей, вечная естественная необходимость. Процесс труда включает в себя три момента:

 

а) целесообразную деятельность (сам труд);

 

б) предмет труда;

 

в) средства труда (орудия производства);

Информация о работе Труд как общественное явление