Труд как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая  категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом  и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной  категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда". Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т. е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны.

 

 Для более полного  понимания социальной сущности  труда необходимо рассмотреть  изменение его характера при  изменении общественных формаций. К показателям характера труда  относится форма собственности,  отношение работников к средствам  производства и своему труду,  распределительные отношения, степень  социальных различий в процессе  труда и др. Содержание труда  выражает распределение функций  (исполнительских, регистрации и  контроля, наблюдения, наладки и  др. ) на рабочем месте и определяется  совокупностью выполняемых операций.

 

Оно отражает производственно-техническую  сторону труда, показывает уровень  развития производительных сил, технических  способов соединения личного и вещественного  элементов производства, т. е. раскрывает труд прежде всего как процесс  взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. При этом имеется ввиду  само функциональное взаимодействие без  учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда  индивидуально на каждом рабочем  месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием  (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

 

Достигнутый уровень общественного  разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи  между ними. Труд частного производителя  становится общественным тогда, когда  при обмене получает признание на рынке. По отношению к характеру  труда его содержание является более  частным понятием. Это находит  обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между  физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию. Содержание труда зависит от того, что человек делает и какие  орудия для этого используются, какие  функции выполняет и как они  сочетаются при этом, какие усилия(физические или умственные) преобладают.

 

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового  уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают  различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень  трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий  облегчают труд человека, создают  для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым  его производственную отдачу и удовлетворенность  трудом, способствуют развитию личности. В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на: творческий и репродуктивный (стереотипный), физический и умственный, простой и сложный, исполнительный и организаторский, самоорганизованный и регламентированный.

 

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В  репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т. е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата.

 

Если творчество характеризуется  получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его  в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все  эти признаки взаимосвязаны и  только в единстве дают характеристику физического труда как социального  процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием  прямого взаимодействия работника  со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Во всех отраслях производства, на каждом предприятии  содержание труда воплощено в  те или иные профессии, различающиеся  функциями и используемыми при  этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда  требует определенных умственных и  физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той  функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение.

 

Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т. е. неквалифицированный  труд. Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию т. е. квалифицированный  труд, связанный с дополнительными  издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия  у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником.

 

Определяющим фактором изменения  содержания труда, ликвидации его социально-экономических  различий является научно-технический  прогресс (НТП), который проявляется  на производстве в результате его  механизации и автоматизации. При  этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Под содержательностью труда принято понимать насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений.

 

Технические новшества современности  создают реальную основу для решения  крупных социальных проблем - высвобождение  человека из непосредственно производственного  процесса, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом. Вместе с тем имеют место  нежелательные социальные явления  в сфере труда, связанные с  тем, что изменения в его содержании нередко представляют собой непредвиденный результат научно-технического прогресса. Целью разработки новой техники  и технологии длительное время было достижение лишь более высоких технико-экономических  показателей работы. Недостатки в  управлении НТП приводили подчас к обеднению содержания труда  и ухудшению производственных условий. В современных условиях управление НТП предполагает предвидение его  социальных результатов и достижение планомерно задаваемых социальных параметров производства. При составлении планов внедрения новой техники следует  одновременно планировать обучение кадров, способных ее эксплуатировать, поскольку рабочие, ранее занятые  ручным трудом, часто не могут или  не желают без соответствующего обучения трудиться на вновь возникающих  рабочих местах. Растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны  рабочих положительную оценку, так  как внедрение новой техники, как правило, связано с усилением  нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной. Таким образом, необходимо не простое  обновление производства, а такое, которое  давало бы наряду с наивысшим экономическим  эффектом и социальный. Это значит, что реконструкция должна сопровождаться не только ликвидацией ручных, монотонных, физических тяжелых работ, но и выбором  технических направлений, при которых  улучшались бы условия труда, расширялась  сфера квалифицированной и сокращалась  неквалифицированной, тяжелой и  вредной работы, велась подготовка и переподготовка кадров, создавались  рабочие места с интеллектуальными нагрузками, позволяющие раскрывать творческие возможности человека. В свою очередь, это обусловит интенсификацию производства за счет активизации человеческого фактора.

 

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и  отношения человека к труду. Они  являются одним из определяющих признаков  характера труда.

 

При этом человек не пассивный  носитель указанных отношений. Реализуя эти отношения в процессе целесообразной деятельности, он не только преобразует  и присваивает "вещество природы  в форме, пригодной для его  собственной жизни", но и изменяет социальные отношения, "изменяет свою собственную природу", свои физические и духовные способности, свои сущностные силы. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует  у него профессиональные способности  и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности, навыки в сочетании  с физическими возможностями  работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат  трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального  мастерства и физических возможностей , но и в первую очередь от того, как человек относится к труду. Отношение к труду не может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производительных сил и всю систему производственных отношений общества.

 

Сущность отношения к  труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризуется  стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять  свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности  достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Трудовое поведение - внешнее, мотивация и  оценка - внутреннее проявление отношения  к труду. Трудовое поведение работника  характеризуется его социальной активностью. Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании  внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

 

 Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной  активности. Она выражается в  вовлечении работника в общественное  производство и постоянном росте  производительности труда, степени  реализации им своих физических  и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении  конкретного вила трудовой деятельности. Уровень трудовой активности  характеризуется достигнутыми результатами  в выполнении установленных производственных  заданий (норм), повышении качества  продукции, совмещении профессий  и функций по собственной инициативе, переходе на многостаночное обслуживание  по отраслевым и межотраслевым  нормам, освоении вторых и смежных  профессий, улучшении использования  средств труда (оборудования, сырья,  материалов), сокращении сроков освоения  новых видов продукции и оборудования, оказании помощи товарищам по  работе, соблюдении и укреплении  дисциплины труда и др. Общественно-политическая  активность выражается в расширении  участия в общественно политической  деятельности, в управлении делами  производства. Это участие в обсуждении  общегосударственных постановлений,  в выборных органах, в работе  общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений  и др. Позновательно - творческая  активность проявляется в повышении  общеобразовательного и квалификационного  уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое  начало во всех сферах жизни  общества. Это постоянный поиск  новых постановок задач, решений,  активное варьирование функций,  овладевание передовыми приемами  и методами труда, внесение  в трудовой процесс новых, прогрессивных,  ранее не использовавшихся элементов,  участие в рационализаторстве  и изобретательстве, внесение предложений  по совершенствованию производства  и труда, практическая реализация  которых способствует повышению  эффективности деятельности всего  коллектива.

 

Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и  создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду приобретает особое значение в контексте всемирной активизации человеческого фактора, являющегося решающей силой социального прогресса. В этой связи важно сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей.

 

Определяющей в формировании отношения к труду выступает  мотивация. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотивации. Мотивация  выражается в трудовых мотивах и  установках, которыми руководствуется  работник в своем трудовом поведении. Оценка труда - внутреннее состояние  работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенностью окружающей производственной обстановкой (условиями, оплатой и нормированием  труда, его содержанием). Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит  от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работниками  к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой. Цель изучения отношения к труду - выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми  моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение  к труду, и выявление степени  его воздействия на производственные показатели работника. На поведение  человека в труде, формирование его  отношения к труду влияет множество  факторов. Они стимулируют или  сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих  знаний и опыта, умственных и физических способностей.

 

Характеристика отношения  к труду должна даваться как со стороны труда (объекта), так и  со стороны работника (субъекта) в  виде непосредственного его участия  в системе общественного производства, его сознания, понимания, оценки своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Поэтому все факторы  формирования отношения к труду  можно разделить на объективные  условия и обстоятельства, которые  образуют независимые от субъекта предпосылки  его деятельности, связанные с  особенностями производственной и  внепроизводственной среды и  субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и  психике работника, с его индивидуальными  особенностями. Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы выступают стимулами, внешними побудителями к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности. Объективные факторы бывают общие и специфические.

Информация о работе Труд как общественное явление