Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:41, реферат
Свой реферат хотелось бы начать со слов Ф. Энгельса из его работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Наверно именно они могут передать всю важность труда в жизни человека. “Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.”
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………2 стр.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………..…………3стр.
3. ТРУД КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ….………7стр.
4. ТРУД В СОВРЕМЕНОМ ОБЩЕСТВЕ…….…………11стр.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………23стр.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24стр.
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда". Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т. е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны.
Для более полного
понимания социальной сущности
труда необходимо рассмотреть
изменение его характера при
изменении общественных
Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т. е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.
Достигнутый уровень общественного
разделения труда порождает полную
взаимосвязь
Разный по содержанию труд
требует от работников неодинакового
уровня профессиональных знаний, разной
степени участия в управлении
производственным процессом, различного
уровня общей культуры, отражается
на структуре его потребностей. Различия
в содержании труда порождают
различия в квалификации работников,
влияют на их отношение к труду, уровень
трудовой активности. Обогащение содержания
труда, улучшение его условий
облегчают труд человека, создают
для него эмоциональный и
Творческий труд предполагает
постоянный поиск новых решений,
новых постановок задач, активное варьирование
функций, самостоятельность и
Если творчество характеризуется
получением чего-то качественно нового,
никогда ранее не существовавшего,
то репродуктивная деятельность сводится
к получению "стандартного" результата.
Физический труд характеризуется
Простой - это труд работника,
не имеющего квалификации, т. е. неквалифицированный
труд. Сложный - это труд работника,
имеющего квалификацию т. е. квалифицированный
труд, связанный с дополнительными
издержками на обучение и воспитание
квалифицированного работника. Квалификация
- степень и вид профессиональной
обученности работника, наличия
у него знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения им определенной
работы. Квалифицированные работы обычно
определяются разрядом, к которому
данный вид работы отнесен тарифно-
Определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс (НТП), который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Под содержательностью труда принято понимать насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений.
Технические новшества современности
создают реальную основу для решения
крупных социальных проблем - высвобождение
человека из непосредственно
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда.
При этом человек не пассивный носитель указанных отношений. Реализуя эти отношения в процессе целесообразной деятельности, он не только преобразует и присваивает "вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни", но и изменяет социальные отношения, "изменяет свою собственную природу", свои физические и духовные способности, свои сущностные силы. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей , но и в первую очередь от того, как человек относится к труду. Отношение к труду не может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производительных сил и всю систему производственных отношений общества.
Сущность отношения к
труду заключается в реализации
того или иного трудового потенциала
работника под влиянием осознанных
потребностей и сформировавшейся заинтересованности.
Отношение к труду
Трудовая активность
- основной, определяющий вид социальной
активности. Она выражается в
вовлечении работника в
Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду приобретает особое значение в контексте всемирной активизации человеческого фактора, являющегося решающей силой социального прогресса. В этой связи важно сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей.
Определяющей в формировании
отношения к труду выступает
мотивация. Трудовое поведение - результативный
процесс, производная мотивации. Мотивация
выражается в трудовых мотивах и
установках, которыми руководствуется
работник в своем трудовом поведении.
Оценка труда - внутреннее состояние
работника, вызванное его трудовой
деятельностью, его удовлетворенностью
окружающей производственной обстановкой
(условиями, оплатой и нормированием
труда, его содержанием). Оценка трудовой
деятельности, ее результатов зависит
от соответствия между мотивами, установками,
требованиями, предъявляемыми работниками
к труду, и собственно трудовой деятельностью,
конкретной производственной обстановкой.
Цель изучения отношения к труду
- выявление механизма его
Характеристика отношения
к труду должна даваться как со
стороны труда (объекта), так и
со стороны работника (субъекта) в
виде непосредственного его участия
в системе общественного