Учения Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и про существовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный взгляд, но в прямом смысле слова превратны, глубоко ошибочны. И все же Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
2. Объективный материализм Платона. Учение об идеях…….5
3. Гносеология Платона. Знание как «припоминание»……….19
4. Теория происхождения общества. «Идеальное государство» и его структура……………………………………………………..24
5. Заключение………………………………………………………35
6. Литература……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 63.55 Кб (Скачать файл)

План. 

1. Введение……………………………………………………………3

2. Объективный  материализм Платона. Учение об  идеях…….5

3. Гносеология  Платона. Знание как «припоминание»……….19

4. Теория происхождения  общества.  «Идеальное государство» и его структура……………………………………………………..24

5. Заключение………………………………………………………35

6. Литература……………………………………………………….36  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1. Введение.

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что  в начале IY в. до н.э. он учредил в  окрестностях Афин школу, названную  потом Академией, и про существовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а  впоследствии его преемниками в  Академии, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный  взгляд, но в прямом смысле слова  превратны, глубоко ошибочны. И все  же Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что  такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий  и свершений, в чем их завлекающая  сила. Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов  философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

До Платона идеализм выступает  еще в зачаточной, частичной форме. Это учение пифагорейцев о переселении  и перевоплощении душ. Это учение италийских философов Парменида  и Зенона о противоположности  достоверного 'знания', добываемого  посредством ума, и надежного, обманчивого 'мнения', доставляемого чувствами. Это учение Анаксагора, друга и  учителя Перикла, об 'Уме', который, прикоснувшись  в некоторой точке к хаосу  материальных частиц, внес в них  движение и разделение, в результате которого хаос начал преобразовываться  в 'космос'. Это воззрение мегарцев, представителей одной из сократовских школ, утверждавших существование 'бестелесных  идей'. Но как бы не приближались к  идеализму все эти учения, творцы их еще были далеки от создания идеализма  как мировоззрения. Даже Сократ, намечающий поворот древнегреческой философии  от первоначального материализма к  идеализму, был далек от этого. Он не отделял еще «идеи» от «вещей». Правда, он утверждал, будто человек может познавать в самом себе не тело, но только душу, так как лишь душа находится будто бы целиком в нашей власти.

У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о  человеке, и о душе человека, и  о познании, и об общественно-политическом строе, и об языке, и об искусстве  поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями  как бы 'пробных систем' философии, то Платон создал 'пробную систему' идеализма.

В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько  занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как  ученый. Такими были специальные вопросы  математики, астрономии (космологии), музыкальной  акустики. Учение Платона - глава не только в истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной  лишь педагогики - как стадию в воспитании ума, как тренировку логическую и  диалектическую, - но и в плане  задач положительного знания. Платон-философ  неотделим от Платона-математика.

Многогранность его дарования  удивительна. В нем не только философ  сочетается с ученым. В свой черед  философ и ученый неотделимы в  нем от художника: поэта, драматурга. Платон излагал свои философские  и научные идеи в литературных произведениях. Оригинальным было здесь  не само соединение философской и  научной мысли с литературной формой. В этом отношении у Платона  были предшественники.         

Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не приспособляет к своим точкам зрения, всем известные мифы, но щедро  создает мифы заново с неистощимым  и мощным воображением, смело и  изобретательно. Он излагает свои идеи не в трактатах, не в докладах, не в статьях, а в диалогах. Диалоги  эти - сцены, еще лучше сказать - философские  комедии и драмы. 

 

2. Объективный  материализм Платона. Учение об  идеях.

Даже люди, не изучавшие  историю философии или поверхностно ее изучавшие, представляют себе более  или менее смутно, что идеализм есть учение, по которому истинное бытие  вещей - мысль, идея, понятие. Особенно сильно действовал укоренению этого  представления в новое время  Гегель. Для Гегеля действительно  суть бытия вещи и даже мира в  целом есть 'идея'. Природа - лишь иная форма существования 'идеи', ее 'инобытие'. О человеческом обществе и о сознании общественного человека нечего и  говорить. Это самодвижение той же 'идеи', шествующей по возвышающимся  ступеням сознания вплоть до 'абсолютной' идеи, до ее раскрытия в искусстве, религии и философии.

Однако в этом своем  содержании идеализм возник отнюдь не сразу. Никому из греков даже не снилось, что можно предполагать, будто  суть бытия – «идея» в гегелевском  смысле этого термина. Правда, элеец  Парменид утверждал, что «одно и  то же есть мысль и то, о чем  она мыслит», и некоторые историки философии, прежде всего тот же Гегель, склонны были толковать этот тезис  как тезис тождестве бытия  и мысли, в смысле позднее возникшего идеализма.

Изложенное толкование тезиса Парменида вполне соответствует  характеру ранней древнегреческой  философии. Философия эта возникла не как идеалистическое, а как  материалистическое воззрение на мир. При этом первые греческие мыслители  были физики не менее, чем философы. Они поставили вопрос о физическом первовеществе мира. Даже «Логос»  Гераклита оказывается понятием физики - физики огня, огненным словом[1.c.25].

Но уже в самых ранних философских построениях греков заметны, как указывал Энгельс, зародыши будущих разногласий. Впоследствии разногласия эти привели не только к различиям, но и к принципиальной противоположности материализма и  идеализма.

Противоположность эта не сразу возникла, и философия не сразу воспользовалась термином 'идея' было введено в греческую  философию не Платоном. Слово это  было использовано его старшим современником, материалистом Демокритом. Имеется  сообщение, что «идеями» Демокрит называл  свои телесные атомы, или материальные элементы вещей.

Слово «идеи» означает у  Демокрита то же, что слово «формы». По Демокриту, эти формы-фигуры не воспринимаемы  с помощью чувств. Их нельзя видеть глазами, осязать пальцами, обонять  ноздрями. Однако существование и  свойства их вполне достоверны для  нашего познания. В их существовании  нас удостоверяют не чувства, а ум. Для него «идеи» - формы, открывающиеся  уму в вещах как элементы бытия  этих вещей.

Принципиальную перемену в применении термина «идея» вносит Платон. У Платона слово «идея» и близкое к нему этимологически слово «вид» также применяется  для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения 'формы', 'фигуры', 'облика', 'вида'. У него, как и у Демокрита, 'идея' (или 'вид') есть форма, постигаемая не чувствами, а умом.         

У Демокрита атомы-идеи, или  атомы-формы, недоступны чувствам только из-за маленькой величины. У Платона  идеи-формы, или идеи-виды, недоступны чувствам потому, что сама природа  их отнюдь не та, что природа вещей  чувственного мира. Демокритовские идеи-формы  телесны, его атомы - тела. Платоновские идеи-формы бестелесны. Иначе говоря, воззрения Демокрита на формы - материализм, воззрения Платона - идеализм. «Формы»  Платона - нечувственные формы, и  сознание (или созерцание) этих форм принципиально иное, чем познание (или созерцание) чувственных вещей.

Как утверждает Платон, в  философии имеются два разряда, или класса, философов. Одни допускают, будто существовать может только то, что может быть воспринимаемо  внешними чувствами; другие - будто  кроме чувственного воспринимаемого  существует также и бытие бестелесное  и именно в области бестелесного пребывает истинная сущность[3.c.15].

Эту противоположность двух воззрений Платон ярко изобразил  в диалоге «Софист», где излагается беседа между странником из Элеи и  Теэтетом. В ходе беседы выясняется, что в философии происходит род  борьбы великанов из-за спора друг с другом о сущности.

Перед нами первое свидетельство  о происходившей в IV в. до н.э. в Древней Греции борьбе материализма и идеализма.

Хотя до Платона в древнегреческой  философии идеализм не существовал  как учение осознанное и систематически разработанное, хотя Платон как основатель идеализма оригинален, но вместе с  тем его мышление опирается на элементы, которые могут быть обнаружены предшествующих Платону философских  учениях, религии и мистике.

Немалую роль среди этих учений сыграла философия элейцев, южноиталийских ученых Парменида и  Зенона. От них Платон усвоил чрезвычайно  важное для всей последующей философии  различие между сущностью и явлением. Четко формулирует это различие в одном из важнейших поздних  своих диалогов - в «Тимее». «Прежде  всего, - утверждает Платон, - по моему  мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда  не существует».

Платон распространяет это  различие на все предметы исследования. Он различает сущность прекрасного  и его явлений, сущность доброго  и его явление и т. д. Из подобных сущностей он уделяет наибольшее внимание исследованию прекрасного. И  это не удивительно. Платон - великий  художник античного мира. Для него вопрос о прекрасном, о его сути, о его критериях - один из наиболее захватывающих. О нем он рассуждает в ряде диалогов: в «Гиппии Большем», «Пире», «Филебе», «Тимее» и др.

Однако прекрасное, которого ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. «Мы исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому что великое  велико своим превосходством»[9.c.98].

И то же относится, по Платону, ко всем другим классам предметов  и их свойств. Каждому классу одноименных  вещей чувственного мира соответствует  в мире вещей, постигаемых умом, некая  вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что  делает вещь именно вещью этого и  никакого другого класса. Указать  эту причину - значит указать в  противоположность явлению истинную сущность вещи.

Но возможно ли такое постижение. Он утверждает, что эта задача хоть и трудна, но разрешима. Она разрешима  прежде всего потому, что предмет  исследования существует объективно, в самой реальности. Эту безотносительно  и объективно существующую причину  вещи и ее столь же безотносительных и объективных свойств Платон называет чаще всего 'видом' или 'идеей'.

Ни в одном из своих  диалогов Платон не развивает свое учение об 'идеях' в полном и систематическом  виде. Но и тексты, в которых можно  было бы искать ответы на все эти  вопросы, находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным  периодам его полувековой философской  эволюции. Возможно, что тексты эти  обрисовывают не различные стороны  единого воззрения Платона, а  различные фазисы в развитии этого  воззрения.

Наконец, тексты самого Платона  освещают лишь частичные стороны  проблемы. Отчасти же о взглядах Платона по сформулированному выше вопросу мы узнаем не из уст самого Платона, а из свидетельств других философов, например Аристотель. А именно: Аристотель сообщает, будто в годы старости Платон уже отрицал существование  ранее признававшихся им «идей» вещей, появляющихся в результате ремесленной  и художественной деятельности человека[5.c.86].

Как бы то ни было, внимательное рассмотрение текстов Платона показывает, что область «идеи» представлялась ему не совсем однородной, «одноплановой»: в ней Платон намечает некоторую  «иерархию», которая, однако, не сложилась  у него в четко очерченную систему  взглядов.

К области «идеи», во-первых, принадлежат «идеи» высших по ценности категории бытия. Таковы 'идеи' блага, истины, прекрасного, справедливого. Эти  «идеи», которые немецкий философ  Гербарт назвал, говоря о Платоне, «идеями» абсолютных качеств.

Во-вторых, есть у Платона  также «идеи» физических явлений  и процессов (таких, как «покой»  и «движение», и «звук», «огонь»).

В-третьих, «идеи» существуют и для отдельных разрядов существ. Есть «идея» животного, «идея» человека и т. п.

В-четвертых, иногда Платон допускает также существование  «идеи» для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как стол, кровать и т. п.)

В-пятых, большое значение в платоновской теории «идеи» имели, по-видимому, особенно в исследовании понятий науки, 'идеи' отношений. Так, доказывается, что определением или  оценкой равенства, доступной не чувствам, а уму.

В понятии об идеи у Платона  сочетается то, что делает «идею»

1)           причиной (aitia), или источником бытия вещей, их свойств и их отношений;

2)           образцом (paradeigma), взирая на который демиург творит мир вещей;

3)            цель (telos), к которой как к верховному благу стремится все существующее.

Но есть в этом понятии  еще один аспект, и притом чрезвычайно  важный. В нем «идея» Платона сближается со смыслом, который это слово - под  прямым влиянием именно Платона получило в обиходном словоупотреблении  у цивилизованных народов. В этом значении «идеи» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию  понятие о нем, замысел, руководящий  принцип, мысль и т. п.

Информация о работе Учения Платона